ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА. «Система», «деятельность» и другие понятия.Так как дидактика и методика ‒ это педагогические науки
«Система», «деятельность» и другие понятия.Так как дидактика и методика ‒ это педагогические науки, изучающие определенные виды деятельности, то правильно будет назвать научный подход к изучению их объектов системно-деятельностным. Рассмотрим в контексте этих общенаучных категорий основные педагогические понятия, но сначала дадим определение таким важным понятиям, как «система» и «деятельность».
Система‒ это целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что изменение одного из них приводит к изменению остальных. В минимальный набор характеристик системы, которые определяют системный подход к изучаемому объекту, входят: состав (совокупность элементов, в нее входящих), структура (связь между ними) и функции каждого элемента, его роль и значение в системе. Элемент системы, в свою очередь, может быть системой, входящей в более широкую систему как ее часть, как подсистема.
Деятельность,рассматриваемая с философских позиций, выступает как специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Отдельные виды человеческой деятельности ‒ производственную, экономическую, научную, этическую, педагогическую деятельность ‒ можно рассматривать как подсистемы более обширной системы, какой является общество в целом. Таким образом, соединяются системный и деятельностный подходы, которые составляют системно-деятельностным подход к изучению тех или иных видов общественной деятельности, в частности научной и педагогической.
Педагогическая деятельность(не сводится лишь к работе учителя). Различаются следующие виды деятельности, составляющие систему педагогической деятельности в ее целостности:
– деятельность педагогов-практиков, которые в непосредственном общении передают тем, кого обучают и воспитывают, культурное достояние человечества, развивают их способности, содействуют становлению личности;
– административная деятельность, организующая образовательный процесс, которой занято множество руководителей, организаторов образования;
– научно-исследовательская деятельность, которой заняты работники НИИ педагогики и кафедр педагогики вузов, одновременно является частью той общественной сферы, где производится научное знание, т. е. частью науки как общественного института;
– деятельность по реализации результатов педагогической науки, к которой относится работа учреждений повышения квалификации и дополнительного образования, вообще всех, кто оказывает учителям методическую помощь.
С учетом всего вышесказанного о системе и деятельности определение термина педагогическая система,довольно часто употребляющегося в педагогической литературе, не составит особых затруднений. Такая система получает конкретное наполнение в зависимости от ее состава, т. е. от конкретного содержания ее элементов (система организационных форм или методов, элементов содержания образования, методическая система, воспитательная система и т. д.). Главное требование к создателю или исследователю такой системы ‒ умение охарактеризовать ее с позиций системного подхода, четко обозначить состав, структуру и функции.
Педагогическую действительность (педагогическую реальность) можно определить как часть действительности, которая включена в педагогическую деятельность.
С представлениями о системе и деятельности соотносится и понятие педагогический (образовательный) процесс.Педагогическая (образовательная) деятельность и педагогический (образовательный) процесс не одно и то же. Педагогический процесс ‒ это деятельность в ее динамике, в движении. Лишь остановив его в мысленном представлении, мы можем спокойно проанализировать те или иные участки педагогической деятельности.
Образовательная деятельностьсуществует реально и находится в постоянном движении, развитии, осуществляется в динамике, в процессе. Если быть точным, нужно сказать, что процесс ‒ это смена состояний системы. Поскольку речь в данном случае идет об образовательной деятельности, получается, что педагогический процессвыступает как смена состояний системы именно этой деятельности,в которой реализуются цели и задачи образования. На пути к цели ее состояние изменяется: меняются люди, средства, ставятся новые задачи. Именно педагогический процесс в единстве воспитания, обучения и всех составляющих его элементов и изучает педагогика.
Еще одно важное понятие ‒ педагогическое взаимодействиеобозначает самую существенную специфическую черту практической педагогической деятельности ‒ ее двусторонний характер. Этим свойством характеризуется все, что связано с целеполаганием и руководством в образовании.
В любом элементе педагогической деятельности присутствуют две стороны: учитель и ученик, воспитатель и воспитанник. Если одного из них убрать, педагогический процесс распадется, педагогическая деятельность прекратится.
Цельявляется одной из категорий, характеризующих любую деятельность. Постановку общих и частных целей называют
целеполаганием.Оно осуществляется на всех этапах и уровнях образовательного процесса.
Цель ‒ это представление о результате деятельности. Если цель образования сформулировать наиболее общим образом, можно сказать, что она заключается в личностном развитии человека, которое происходит в процессе передачи культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому. Этот опыт состоит из совокупности знаний, способов деятельности, воплощающихся в результате их усвоения человеком, в его умениях и навыках, из опыта творческой деятельности, ценностей и отношений, в совокупности обеспечивающих разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие.
Главным результатом образовательного процесса является готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
Таким образом, результатом направленности образования на выполнение целей, обозначенных выше, является становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли. По-настоящему образованный человек может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее[21].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ОСМОЛОВСКАЯ И. М.
ДИДАКТИКА
В дидактике выделяется такое понятие, как дидактический цикл процесса обучения. Разрабатывала его JI. Я. Зорина. Данное понятие базируется на представлении о процессе усвоения содержания образования учеником. Дидактический цикл включает пять структурных звеньев:
1) постановку общей дидактической цели и принятие ее учащимися;
2) предъявление нового фрагмента учебного материала учителем и его осознанное восприятие учеником;
3) организацию и самоорганизацию учащихся в ходе осмысления учебного материала;
4) организацию обратной связи, контроль усвоения содержания учебного материала и самоконтроль;
5) подготовку к работе учащихся вне школы.
Дидактический цикл может реализоваться полностью на одном уроке, а может завершиться в ходе нескольких уроков различного типа: лекций, лабораторных, практических работ, экскурсий, зачетов и т. д.
Процесс обучения включает оперирование учеником определенным содержанием образования.
В процессе обучения можно выделить единичную ячейку, мельчайшую клеточку. Рассматривая ее, мы выделяем самое ядро процесса обучения, абстрагируясь от не менее важных, но не центральных элементов.
Единичная ячейка – это триединое отношение следующих взаимосвязанных составляющих: учителя, ученика и содержания образования.
В процессе обучения происходит взаимодействие учителя и ученика именно через содержание образования. Учитель, осознавая цели обучения и применяя различные методы обучения, организует усвоение учеником содержания учебного материала. Ученик оперирует содержанием образования, присваивая его, и в виде обратной связи сообщает учителю информацию о его присвоении.
Содержание образования – это часть социального опыта, которая должна быть усвоена учеником. Понимание содержания образования в дидактике неоднозначно: оно зависит от подхода к формированию содержания образования.
Существует подход, в котором содержание образования отождествляется с основами наук, которые ученик должен усвоить. Другой подход рассматривает содержание образования как знания, умения, навыки, которые должны сформироваться у ученика, причем это не обязательно основы наук: знания могут включать обыденные, жизненно-практические сведения, элементы мифологии. Прагматический подход включает в содержание образования только те знания, умения, навыки, которые пригодятся ученику непосредственно в жизни.
Социально-центрированный подход предлагает при отборе содержания образования руководствоваться прежде всего интересами общества, государства.
Личностно центрированный подход - в центр образовательного процесса ставит развивающуюся личность ребенка. Содержание образования при этом не является фиксированным, при этом подходе не предполагается набор определенных знаний, умений, навыков, которые ребенку нужно передать. Ребенок сам решает, что ему интересно и что он будет изучать.
Методы обучения – это способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на усвоение содержания образования.
Наряду с методами обучения в дидактике выделяются средства обучения, т. е. все то, что обеспечивает учебный процесс. К средствам обучения относятся учебники, технические средства, учебное оборудование и т. п.
В дидактике выделяются также организационные формы обучения. С одной стороны, это фронтальные, индивидуальные, групповые формы работы. А с другой стороны, это урок, лекция, экскурсия, лабораторная работа и др.
Следует сказать еще об одном дидактическом понятии. Это понятие дидактическая система учителя. В нее входят общепедагогические, дидактические, методические, предметные знания, которыми учитель руководствуется в своей деятельности. В дидактической системе находят отражение педагогические ценности учителя: один педагог считает основным личностный рост и развитие учащихся, другой – глубокое и прочное усвоение знаний; один учитель считает, что необходимо учитывать особенности ученика, беречь его от воздействия лишних стрессовых ситуаций, другой педагог считает, что необходима закалка ученика, тренировка его, так как в жизни встретится немало трудностей, и т. д.
Каждый учитель, осваивая педагогическое мастерство, выбирает для себя те или иные способы работы: у одного учителя хорошо получается объяснение материала в виде эвристической беседы, у другого – в виде рассказа или лекции. Каждый учитель, зная свои особенности, может результативно организовать процесс обучения учащихся, однако применяемые методы, приемы, формы обучения у разных учителей будут различными. Более того, в процессе обучения педагог может использовать различные компенсаторные возможности[22].