Технология рейтингового контроля

Рейтинг (от англ. га(т§ — оценка, класс, разряд) — индивиду­альный числовой показатель оценки какого-либо лица, а также его деятельности.

Рейтинговый контроль — индивидуальный числовой показатель учебной деятельности студента, характеризующий класс достиже­ний студента по результатам обучения по предмету или модели пред­метов.

Это термин пришел в педагогику из спорта, где обозначал оценку «относительной силы» спортсменов по результативности выступления каждого из них. Он характеризовал класс достиже­ния спортсмена и таким образом выявлял сильнейшего.

Способ ранжирования применялся в системе образования Рос­сии еще до 1917 г. Первый ученик — выпускник военного учили­ща мог даже выбрать место будущей службы.

Рейтинговый способ оценивания учебной деятельности студента широко распространен в США. Там он получил название «Инди­видуально-кумулятивный индекс студента». Средний зачетный балл получается по объему дисциплин. В качестве «весов» используют зачетные единицы учебной дисциплины, равные числу часов ауди­торных занятий в неделю по данной дисциплине в течение всего семестра. При этом буквенным оценкам соответствуют числовые значения: А — 4, В — 3, С — 2, В— 1, р — 0. Средний балл получается в результате суммирования взвешенных оценок по всем учебным дисциплинам и деления полученной суммы на сумму единиц всех учебных дисциплин. Например: если у студента по четырем учебным дисциплинам имеются зачетные единицы — 4, 2, 5, 4, выставлены оценки В, А, В, С, то сумма оценок по всем учебным дисциплинам равна 8 = (3x4) + (4x2) + (3x5) + (2x4) = = 43, а сумма зачетных единиц учебных дисциплин равна 8=4+2+ + 5 + 4 = 15. Зачетный балл = 43/15 = 2,9.

Смысл рейтинговой системы выражается в возникновении и действии однозначной зависимости между индивидуально-куму­лятивным индексом и систематической учебной работой, выра­женными в активной организации учебного процесса со стороны преподавателя и активной учебной деятельности со стороны сту­дента.

Рейтинговая система предполагает сообщение студенту того ранга (места), которое он занимает в учебной группе при совокупности имеющихся оценок, что отражает динамику усвоения студентом знаний по предмету в течение длительного отрезка вре­мени. Учебная деятельность студента, связанная, с одной сторо­ны, с жестким контролем преподавателя за каждым ее этапом, с другой — предполагает для студента свободу выбора и вида зада­ния, и времени его выполнения. В течение всего учебного года самостоятельная деятельность студентов носит творческий харак­тер, появляется состязательность в обучении, студент привыкает к ответственности за свою подготовку по предмету. Введение рей­тинга стимулирует повседневную учебную работу каждого студен­та, поскольку постоянная самооценка не позволяет ему работать с прохладцей, студенты чаще обращаются за консультацией к.пре­подавателю. Рейтинг способствует моральной удовлетворенности студента. Кроме этого, перед выполнением любой учебной рабо­ты он знает ее «цену» в баллах и факторы, влияющие на повыше­ние или понижение оценки. При рейтинговой системе студенты получают большую возможность для развития своих способностей за счет включения в учебную деятельность разнообразных работ.

Преподавателю рейтинг помогает объективизировать оцен­ки. Он предполагает диагностику степени обученности как резуль­тативной стороны педагогического процесса как минимум одного студента, как максимум — конкурентной учебной группы. Изуче­ние предмета делится на модули. Такая порционная подача мате­риала позволяет педагогу отбирать методы контроля и проверять их эффективность. Многобалльность оценки, с одной стороны, в большем диапазоне позволяет учесть индивидуальные способно­сти студента, а с другой — снижает роль субъективного подхода преподавателя к оцениванию его учебной деятельности. Быстрое ранжирование обучаемых приводит к исчезновению усредненных групп успевающих и слабоуспевающих студентов. Место (ранг) каждого студента точно определяется среди сокурсников в зави­симости от рейтинговой оценки, что способствует дифференциа­ции обучения и формированию деловой атмосферы на учебных занятиях.

Наши рекомендации