Задание для самостоятельной работы студентов. Придумать сказку для дошкольников, в которой бы использовались представления детей о различных величинах
Придумать сказку для дошкольников, в которой бы использовались представления детей о различных величинах
Лекция № 9
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ
ПЛАН
1. Анализ программных задач.
2. Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения.
Анализ программных задач
1. Учить выделять величину как пространственный признак предмета и сравнивать предметы по размеру на глаз:
а) разные по величине (резко контрастные);
б) одинаковые по величине.
Активизация словаря: учить пользоваться словами: «большой — маленький»; «больше — меньше»; «одинаковые по размеру».
'2. Показать трехмерность пространства. Познакомить с различными параметрами величины предмета:
а) длиной;
б) шириной;
в) высотой;
г) толщиной.
Активизация словаря: учить величину и результаты сравнения обозначать словами:
а) «длинный — короткий», «длиннее — короче», «одинаковые по длине»;
б) «широкий — узкий», «шире — уже», «одинаковые по ширине»;
в) «высокий — низкий», «выше — ниже», «одинаковые по
высоте»;
г) «толстый — тонкий», «толще — тоньше», «одинаковые по толщине».
3. Учить сравнивать предметы по величине приемами приложения и наложения.
4. Развивать глазомер.
5. Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по размеру (выкладывать сериационные ряды).
6. Учить сравнивать два предмета по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов по размеру.
7. Учить измерять длину с помощью условной мерки.
8. Познакомить с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром.
9. Формировать представление об объеме, измерении объема жидких и сыпучих веществ условными мерками. Познакомить с литром.
10.Формировать представление о массе предметов и ее изменении условными мерками. Познакомить с килограммом.
11.Учить делить предметы и геометрические фигуры на две и четыре равные части.
Методика ознакомления с различными параметрами величины предмета (задачи 1, 2)
Предварительная работа
Маленькие дети (до 3 лет) в процессе игр, самостоятельной и специально организованной деятельности начинают выделять величину как пространственный признак предметов. Воспитатель показывает способы обследования предметов осязательно-двигательным путем, активизирует в речи слова «большой», «маленький» при сравнении резко контрастных по размеру предметов. Можно ввести термины: «размер», «одинаковые по размеру».