Практическое занятие №5 Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность. (2 часа)
Цель: теоретическое освоение темы: Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность., формирование практических умений использования знаний о индивидуальности ребенка при построении процесса обучения
Задачи:
- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, выработать у них практические умения моделировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с индивидуальностью ребенка: определять цели, задачи и содержание обучения и воспитания детей в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I - VIII вида, с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия:индивидуальность, психическое развитие, нормальное развитие, аномальное развитие, особые образовательные потребности, сенситивные периоды развития, ограничение трудоспособности
Методические материалы:наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: видеофильмы: фильм «Восьмой день» с участием актера Паскаля Дюкьена (с синдромом Дауна), схемы, таблицы, памятки.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
План практического занятия
1 Особые образовательные потребности
2 Особенности психофизического развития различных категорий детей с особыми образовательными потребностями.
3 Психолого-педагогическая диагностика детей с особыми образовательными потребностями.
4 Специфика содержания специального образования
5 Социальная компенсация дефектов средствами образования
6 Особые образовательные потребности и содержание специального образования
67 Стандарт специального образования
Вопросы для обсуждения
1 Дайте содержательную характеристику понятию «особые образовательные потребности»
2 Охарактеризуйте факторы, определяющие содержание специального образования
3. Объясните значение выражения «социальная компенсация дефектов. Как вы понимаете социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности средствами образования?
4. Каковы характерные для всех детей с особыми образовательными потребностями отклонения в развитии?
5 Обоснуйте необходимость и способы психолого-педагогического изучения особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ; приведите известные вам методики диагностики.
5. Что такое «стандарт специального образования»? Каковы его важнейшие составляющие?
6. Чем отличается содержание образования применительно к разным категориям детей с особыми образовательными потребностями?
7 Назовите основные группы инвалидности и охарактеризуйте сущность
ограничений трудоспособности в каждом случае.
СРС
1 Подобрать методики диагностики психофизического развития детей с ОВЗ
Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам подобрать дидактический материал к методикам диагностики.
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
3. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.
б) дополнительная
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
3. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.
4. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996
5. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.
6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. Издательство: ВЛАДОС. Серия: Коррекционная педагогика. - 223 стр., 2004 г.
7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
8. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М.,1974.
9. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.
10. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. / Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.. 2003.
11. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
12. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
13 Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie