О педагогической парадигме
Парадигма (от греч. «образец, модель, схема») - набор (комплекс) наиболее общих принципов понимания и интерпретации (объяснения) явлений, который принят как образец в определенном научном сообществе в конкретный исторический период.
Педагогическая парадигма- образец, модель, схема построенияпедагогического процессаи педагогической системы, которые утвердились в определенном научно-педагогическом сообществе в конкретный исторический период.
Педагогическая парадигма носит конкретно-исторический характер, так как всегда отражает общую картину мира, присущую исторической эпохе, т. е. зависит от общемировоззренческих представлений о природе, о пространстве и времени, о причинах и следствиях явлений и вещей, о человеке, его способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другим. Эти идеи накладывают отпечаток на представления о ребенке, его возможностях, назначении, целях и задачах образования, об учителе и основных характеристиках его личности, об отношениях, которые должны складываться между учителем и учеником. Таким образом, названный комплекс представлений и идей непосредственно отражает общую картину мира, присущую эпохе, и очерчивает парадигму образования. Согласно этим идеям в обществе строится педагогический процесс. Эту зависимость можно выразить с помощью следующей схемы:
социальная система
педагогическая парадигма
педагогический процесс
Педагогическая парадигма – это культурно-исторический тип педагогического мышления и педагогической практики.
Педагогическая парадигма не является чем-то раз и навсегда данным и неизменным. Каждая педагогическая парадигма проходит этапы: становления, завершенности и статики (когда она становится косной и препятствует дальнейшему развитию образования и общества в целом). Смена образовательной парадигмы происходит в момент эпохальных (смена эпох) социокультурных изменений. Она стимулирует и определяет становление новых качеств общественного сознания и практики, нового типа культуры, научного мышления и приципов хозяйствования. При этом интенсивность социокультурных перемен зависит от того, насколько мобильна, способна к реформации система образования в соответствии с меняющимися представлениями личности об образованности.
Смена педагогических парадигм происходит следующим образом. В недрах старой парадигмы рождаются новые идеи и принципы, происходит переосмысление основных понятий и связей на основе изменений, происходящих в обществе. Всегда находятся люди, которые опережают свое время, раньше других ощущают необходимость перемен в образовании. Такие люди создают новые педагогические системы, альтернативные существующим в обществе на данном этапе его развития (например, С.Френе, Р.Штейнер). В настоящее время таких людей называют новаторами. Все великие педагоги были новаторами для своего времени, так как смогли создать новую педагогическую практику, которая подготовила массовый переход к новой образовательной парадигме и новому построению педагогического процесса.
В педагогической литературе используют различные названия для педагогических парадигм. Анализ истории педагогики и школы позволяет выделить две педагогические парадигмы (становление второй мы сейчас переживаем):
· научно-технократическая, репродуктивная, авторитарная, субъек-объектная, “школа учебы”;
· личностно-ориентированная, личностно-развивающая, гуманистическая, субъект-субъектная, культуротворческая, “школа педагогической поддержки”, “школа самореализации личности”.
Различные названия одного и того же явления используются для того, чтобы подчеркнуть одну из сторон педагогической парадигмы, один из видов связей в ней. Например, парадигму называют:
- научно-технократической с точки зрения содержания, которое составляют научные знания, отчужденные от личности – технократические;
- репродуктивной с точки зрения методов работы педагога: ученику достаточно запомнить и воспроизвести материал, мышление и творчество избыточно;
- авторитарой с точки зрения стиля управления учением и позиции педагога, который всегда прав и требует беспрекословного повиновения со стороны учащихся;
- субъект-объектной с точки зрения модели взаимодействия педагога и ученика в педагогическом процессе: учитель активен, ученик пассивен;
- термин “школа учебы” подчеркивает связь с отечественной историей педагогики и теми педагогическими явлениями, которые существовали в школьном деле в России в конце ХIХ - начале ХХ вв.
При наличии общих принципиальных педагогических положений в один и тот же исторический период в различных государствах существовало различное понимание того, как(концепция образования)игде(система образования они могут быть реализованы).Зависимость между этими понятиями можно представить в виде следующей схемы:
Педагогическая Концепция Система