Методы работы по развитию речи дошкольников
Теория и методика развития речи детей
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Задачи речевого развития
в дошкольном возрасте:
- формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
- развитие лексики;
- формирование грамматики речи;
- развитие связной речи дошкольников;
- обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету;
- знакомство с различными жанрами детской литературы
Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
• может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• может выделять звуки в словах;
• у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.
Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).
Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.
Различают четыре вида речевых умений:
1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
2. Умение аудировать(понимать речь в её звуковом оформлении);
3. Умение излагать свои мысли в письменной речи;
4. Умение читать (понимать речь в её графическом изображении).
Методы работы по развитию речи дошкольников
Метод обучения по образцу (имитационный):
- обучение произношению, интонациям;
- составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть;
- составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение);
- пересказ литературных произведений.
Метод проблемный:
- вопросы, творческие задания;
- упражнения, дидактические игры и др.
Метод коммуникативный:
- беседы (например, как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть);
- создание речевых ситуаций (например, заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым, с незнакомым мальчиком или девочкой);
- ролевые игры, экскурсии;
- совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.
Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться,чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.
ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина)
КУЛЬТУРНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА
Подражая речи окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи.
Требования к речи педагога:
• содержательность,
• точность,
• логичность,
• правильность,
• выразительность,
• эмоциональная насыщенность,
• знание и соблюдение правил речевого этикета,
• уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики).
• ОБУЧЕНИе родной речи в НОД
Обучение - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Важнейшей формой организации обучения речи и языку является непосредственно организованная деятельность, в которой целенаправленно решаются задачи речевого развития детей.
1. В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания
• По формированию словаря
• По формированию грамматического строя речи
• По воспитанию ЗКР
• По обучению связной речи
• По формированию способности к анализу речи
2. В зависимости от применения наглядного материала
• Использование предметов реальной жизни, явлений действительности
• Применение изобразительной наглядности
• Занятия словесного характера
3. В зависимости от этапа обучения
• От формирования речевых навыков и умений
4. По дидактическим целям (А.М. Бородич)
• По сообщению нового материала
• По закреплению ЗУН
• По обобщению и систематизации знаний
• Итоговые, проверочные занятия
• Комбинированные (смешанные, объединенные)
5. Комплексные занятия
• Принцип единого содержания
6. Интегративные занятия
• Принцип объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития
7. По количеству участников
• Фронтальные
• Подгрупповые
• Индивидуальные