Флажки (CheckBox) и переключатели (RadioButton). Условный оператор
Флажки в среде программирования используются для выбора собственного решения (да/нет или да/нет/не уверен). В последнем случае флажок устанавливается, но выглядит блекло. Это решение отражается в свойстве State компонента, доступном как для чтения, так и для записи. State может быть 3 типов:
· Установлен (Checked)
· Не установлен (Unchecked)
· Не уверен (Alignment)
Переключатели предназначены для выбора одного из нескольких взаимоисключающих решений. На форме помещаются, по меньшей мере, два таких компонента. Они могут иметь только два состояния, определяемых свойством Checked.
Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. То есть Условный оператор - средство ветвления вычислительного процесса.
Структура условного оператора в общем виде:
IF <УСЛОВИЕ> THEN <ОПЕРАТОР №1> ELSE <ОП.2>;
где IF, THEN, ELSE - ЗАРЕЗЕРВИРОВАННЫЕ СЛОВА (если, то, иначе)
<условие> - произвольное выражение логического типа,
<операторы> - любые операторы, т.е. действия.
Далее можно разъяснить алгоритм работы условного оператора:
1. Вычисляется <условие>.
2. Если оно TRUE (истина), то выполняется оператор 1, а оператор 2 пропускается.
3. Если результат - FALSE (ложь), наоборот <оп.1> пропускается, а выполняется <оп.2>.
Рассмотрим структуру неполного ветвления. Запишем ее в общем виде:
IF <УСЛОВИЕ> THEN <ОПЕРАТОР>;
Условный оператор может быть использован для решения математических задач. Для облегчения работы с оператором на начальном этапе работы с ним, рассмотрим таблицу:
<Условие> | <Оператор> |
a>0 | k:=0; k:=k+1: //количество |
a<0 | s:=0; s:=s+a; //сумма |
(a mod 2=0) а нацело делится на 2, а - четное | p:=1; p:=p*a; //произведение |
… | … |
В структуру условного оператора
IF <УСЛОВИЕ> THEN <ОПЕРАТОР №1> ELSE <ОП.2>;
вместо <УСЛОВИЕ>и<ОПЕРАТОР>вставляем нужные поля таблицы. В предлагаемые столбцы, можно вводить какие угодно условия и операторы, необходимые для решения задачи.
Запомним основные правила для работы с условным оператором:
перед else ; никогда не ставится;
если необходимо использовать составное условие, то каждое подусловие записывается в скобках через логические операции «и» (and) или «или» (or).
Например: Даны числа x, y, z. Найти количество чисел, которые больше 5 и меньше 10.
Var x, y, z, k : integer;
Обработаем событийную процедуру:
{раздел ввода данных}
x := StrToInt(Edit1.Text);
y := StrToInt(Edit2.Text);
z := StrToInt(Edit3.Text);
k := 0;
{раздел основного алгоритма}
if (x>5) and (x<10) then k := k+1;
if (y>5) and (y<10) then k := k+1;
if (z>5) and (z<10) then k := k+1;
{раздел вывода результата}
Memo1.Text := IntToStr(k);
Если на одной из ветвей находятся несколько операторов необходимо использовать операторные скобки begin … end.
Например: Увеличить значение t и m на единицу, если k – четное и уменьшить в обратном случае.
Var t, m, k : integer;
Рассмотрим алгоритм записи условия:
… if (k mod 2 = 0) then
Begin
t := t+1; m := m+1;
end // перед else ; не ставится!!!
else
Begin
t := t-1; m := m-1;
end; …
Другая форма записи увеличения на единицу числа: inc(<число>);
для уменьшения - pred(<число>); тогда решение представленного выше примера может быть записано следующим образом:
… if (k mod 2 = 0) then
Begin
inc (t); inc (m);
end
else
Begin
pred(t); pred (m); end; …
Лабораторная работа №7
Флажки. При активизации двойным щелчком мыши CheckBox1 появится процедура TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);
Задача: При установке флажка текст в Метке1 должен становиться жирным.
Procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);
begin
if checkbox1.Checked=true
then Label1.font.Style:=font.style+[fsbold]
else Label1.font.Style:=font.style-[fsbold]
end;
То есть, если (if) флажок установлен, (then) текст в Метке1 должен становиться жирным, (else) а при повторном нажатии на флажок – обычным.
Рассмотрим применение таблицы для первого случая, когда необходимо текст в многострочном редакторе сделать жирным при установке флажка и обычным при повторном нажатии.
<Условие> | <Оператор> |
CheckBox1.checked | Memo1.Font.Style:=Memo1.Font.Style+[fsBold] |
Memo1.Font.Style:=Memo1.Font.Style-[fsBold] |
Вставив условия и операторы в шаблон получим:
procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);
begin
if CheckBox1.checked then
Memo1.Font.Style:=Memo1.Font.Style+[fsBold]
else
Memo1.Font.Style:=Memo1.Font.Style-[fsBold]
end;
Переключатели. Задача: При установке переключателей текст в Метке1 должен становиться желтым либо красным.
procedure TForm1.RadioButton1Click(Sender: TObject);
begin
if RadioButton1.Checked=true then Label1.Font.Color:=clyellow
end;
procedure TForm1.RadioButton2Click(Sender: TObject);
begin
if RadioButton2.Checked=true then Label1.font.Color:=clred
end;
Задания для самостоятельной работы:
1. Создать простейший текстовый процессор, содержащий переключатели цвета шрифта, флажки для определения стиля.
2. Вычислить наибольшее (max) из двух введенных чисел а и b.
3. Вычислить наименьшее (min) из трех чисел a, b, c.
4. Даны числа x, y, z. Найти количество чисел больших нуля.
5. Даны числа x, y, z. Найти сумму чисел меньших нуля и произведение чисел больших нуля.
6. Даны числа a, b, c. Вычислить модуль чисел меньших нуля, квадрат чисел не равных нулю и корень из чисел больших нуля.
7. Найти значение выражения z=3x-4, 0<x<=1и z=|x-x2|, 1<x<=10
8. s=max(x,y), x<0 s=min(x,y), x>=0
9. Известно, что из четырех чисел а1, а2, а3, а4 одно отлично от трех других, равных между собой. Вывести это число.
10. Даны два действительных числа x и y, не равные друг другу. Меньшее из этих чисел заменить половиной их суммы.
Придумать и решить несколько задач по данной теме.