II. Пальчиковая гимнастика. Медведь - пальчиковое упражнение «Медведь»
Медведь - пальчиковое упражнение «Медведь».
Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».
Лес - пальчиковое упражнение «Деревья».
Ш. Чтение сказки «Два жадных медвежонка».
По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У неё было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом. Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.
Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец, все припасы у них кончились. А медвежата проголодались.
Понурые брели они рядышком.
- Эх, братик, до чего же мне есть хочется! - пожаловался младший.
- И мне хочется! - сказал старший.
Так они всё шли да шли и вдруг нашли большую круглую головку сыра. Хотели, было поделить её поровну, но не сумели Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется больше. Спорили они, рычали. Подошла к ним лиса.
- О чём вы спорите, молодые люди? - спросила лиса.
Медвежата рассказали ей о своей беде.
- Какая же это беда? - сказала лиса. - Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший - всё одно.
- Вот хорошо-то! - обрадовались медвежата. — Дели!
Лиса взяла сыр и разломила его надвое. Но расколола головку так, что один кусок - это даже на глаз было видно - был больше другого.
Медвежата закричали:
- Этот больше!
Лиса успокоила их:
- Тише, молодые люди! И эта беда - не беда. Сейчас я всё улажу.
Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь (большим стал меньший кусок.
- И так неровно! - забеспокоились медвежата.
- Ну, полно, - сказала лиса. - Я сама знаю своё дело! И она откусила от большей части здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.
- И так неровно! - закричали медвежата.
- Да будет вам! - сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот её был забит вкусным сыром. - Ещё самая малость - и будет поровну.
Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только чёрными носами водили туда-сюда, туда-сюда, от большего куска к меньшему, от меньшего - к большему. Пока лиса не наелась досыта, она всё делила и делила.
Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка!
- Ну что ж, - сказала лиса, - хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! - И, помахав хвостом, она убежала.
Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!
IV. Игра «Один - много».
Сторона - стороны. Медвежонок - медвежата.
Гора - горы. Луг - луга.
Сыр - сыры. Кусок - куски.
V. Игра «Назови ласково».
Родная сторона - родненькая сторонка.
Вкусный сыр - вкусненький сырок.
Маленький кусок -малюсенький кусочек.
Хитрая лиса - хитренькая лисичка.
VI. Игра «Сосчитай».
2 высокие горы, 5 высоких гор.
2 жадных медвежонка,5 жадных медвежат.
2 маленьких куска, 5 маленьких кусков.
2 хитрые лисы, 5 хитрых лис.
2 старые медведицы, 5 старых медведиц.
VII. Игра «Слова наоборот».
Жадность - щедрость.
Хитрый - простодушный.
Хитрость - простодушие.
Жадный - щедрый.
Большой - маленький.
Больше - меньше.
Старый - молодой.
Дальше - ближе.
VIII. Развитие общей моторики «Медвежата».
Медвежата в чаще жили,
Вместе по лесу ходили,
(Изобразить походку медведей.)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
(Встать, руки над головой, наклоны вправо - влево.)
А потом к реке ходили
И воды студёной пили,
(Наклоны вперёд, движения руками вниз, к лицу.)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали!
(Изобразить.)
IX. Подбор слов-родственников.
Медведь, медведица, медвежонок, медвежата, медвежий.
Лиса, лис, лисёнок, лисята, лисичка, лисонька, лисий.
Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник.
Сыр, сырок, сырочек, сырный, сыровар.
X. Подбор слов-признаков.
Медведица (какая?)... (старая).
Луг (какой?)... (шёлковый).
Лес (какой?)... (густой).
Сыр (какой?) ... (вкусный).
Кусок (какой) ... (малюсенький, здоровенный).
XI. Развитие общей моторики. Подвижная игра «Апельсин».
Мы делили апельсин.
Много нас, - а он один.
Эта долька - для ежа!
Эта долька - для чижа!
Эта долька - для утят!
Эта долька - для котят!
Эта долька - для бобра!
А для волка - кожура!
Он сердит на нас - беда!
Разбегайся кто куда...
XII. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка».
Вопросы:
- Почему медвежата ушли из дома?
- Какой наказ давала старая медведица медвежатам?
- Что нашли медвежата в дороге?
- Что они хотели сделать с сыром?
- Как лиса помогла медвежатам делить сыр?
- За что. были наказаны медвежата?
- Какое чувство вызывают медвежата?
-
XIII.Знакомство детей с пословицами.
Много захочешь - последнее потеряешь.
Много желать - добра не видать.
Много хватать - свое потерять.
XIV.Итог занятия.
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Не будь жадным, а то будешь наказан.)
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ХВОСТЫ»
Ход занятия