Классификация, идейная направленность, герои и особенности русских народных сказок
Вид | Направленность | Герои | Художественные особенности | Выразительные средства |
О животных | Нравственно-поучительная, высмеивание людских пороков. | Образы диких животных преобладают над образами домашних: лиса, волк, медведь, заяц, из птиц - журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются реже, они появляются в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц - гусь, утка и петух. | 1. Нанизывание эпизодов. («Шел бык лесом, навстречу ему баран…»). 2. Кумулятивная структура: цепная композиция, где каждый последующий эпизод повторяет предыдущий. («Теремок»). 3. Антропоморфизм – наделение животных человеческими свойствами. 4. Принцип троекратного повторения. 5. Диалогизм. 6. Комический эффект. Сатира. 7. Отсутствие чудес. 8. Невелики по размеру. | 1. Аллегория – изображение абстрактного понятия через конкретный образ: лиса-хитрость, волк - глупость и жадность, медведь – доверчивость, заяц – трусость. 2. Олицетворение. 3. Ирония. |
Социально-бытовые | Способ познания этических норм, высмеивание общечеловеческих пороков. Порядочность, честность, благородство под маской простоватости, противопоставляются качествам, которые вызывают неприятие - жадность, злоба, зависть. | Мужик (крестьянин, батрак, солдат) – умный, толковый, честный, простодушный - всегда победитель. Барин - глупый, жадный, жестокий, спесивый. Поп - жадный, хитрый, двуличный, злой. Купец - жадный, корыстолюбивый, коварный. | 1. В центре сюжета обычно один эпизод. 2. Изложение от лица рассказчика играет роль пояснений.
| 1. Антитеза – противопоставление: богатый-нищий, честный-нечестный. 2. Гиперболизация. 3. Ирония. |
Волшебные 1. Волшебно-героические, змееборческого типа («Бой на калиновом Мосту»). 2. Волшебно-героические, где герои выполняют трудные задачи («Сивка-бурка», «Молодильные яблоки»). З. Сказки с семейно-бытовым конфликтом («Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). | Формирование нравственного идеала, системы моральных ценностей, постижение смысла жизни. | Максимальное число персонажей –семь, может быть меньше, но не больше. Герой, его функция –поиски, подвиг. Ложный герой (братья или сестры), его функция – поиски вслед за главным героем, он мешает герою, иногда убивает его. Искомый персонаж (царевна, брат, сестра, родители), его функция чаще пассивная, он ждет освобождения, возвращения домой и т.д. Отправитель, его функция – отсылка героя на поиски, подвиги. Даритель, его функция – передача волшебного средства, снабжение героя волшебным помощником. Помощник, его функция – помощь герою, он ликвидирует беду, спасает от преследования, разрешает трудные задачи. Вредитель, круг его действий –вредительство, бой или другие формы борьбы с героем, преследование. (по В.Я.Проппу) | 1. Традиционный зачин («жили – были», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве») и концовка («стали жить – поживать и добра наживать»). 2. Принцип троичности (три дочери, три сына, три дороги, три задания и т.д.). 3. Герои обладают фантастическими свойствами. 4. Многособытийность при формальной организации повествования. 5. Персонификация природных явлений и стихий (уподобление одушевленным предметам) В сказках отразились остатки древних верований: 1) анимизм (одушевление природы); 2) тотемизм (вера в происхождение рода от животного или растения); 3) магия (сверхъестественное воздействие на людей и природу). В сказках отразились и древние обряды: 1) экзогамия – обычай, запрещающий брать невесту из своего рода, герой всегда отправляется на поиски невесты из другого рода; 2) инициация – исполнение ряда требований, после чего происходит посвящение юношей в воины, во взрослых мужчин. | 1. Эпитеты (добрый молодец, красна девица, слезы горючие, вода студеная, терем высокий, сыра земля, чужедальняя сторона). 2. Языковые формулы присказки, зачина, повествования и концовки. (Утро вечера мудренее. Слезами дела не поправишь. Долго ли, коротко). 3. Градация – усиление, увеличение признака (старший сын – умный, средний – так себе, младший - дурак; старшая дочь - красавица, средняя – еще луче, а младшая – ни в сказке сказать, ни пером описать; первое задание – трудное, второе – еще труднее, третье – самое сложное). |
Приложение №6