Связь с восприятием учащихся как принцип анализа литературных произведений в школе. Пути и формы изучения восприятия школьников.
Цели и способы выявления читательского восприятия в школьном изучении литературы
. Функциональный подход к изучению литературного произведения требует определить, какие читательские качества необходимо сформировать в процессе анализа, каким образом зависит выбор путей и приемов анализа от уровня литературного развития учащихся.
Ученикам 4—6 классов свойственно наивно-реалистическое отношение к искусству. События и герои художественного произведения ощущаются при этом как действительно существующие, прямо перенесенные из жизни на страницы книги. Начальность, примитивность наивного реализма очевидны. Дети не видят в произведении автора, не учитывают художественного вымысла, часто отворачиваются от условности, бе"; которой искусство не существует.Если считаться со способом литературного восприятия, органичным для учеников данного возраста, то анализ следует строить, опираясь на событийную основу произведения. От поступка к характеру, от события к смыслу произведения -таков характерный для этих классов путь разбора, намеченный еще М. А. Рыбниковой.В 7—8 классе на литературном восприятии учеников остро сказывается процесс самоутверждения личности, которая в отрочестве складывается, ищет опор, пытается осознать себя. Психическое развитие в этом возрасте приводит к обостренному вниманию к нравственным вопросам. Что добро и что зло? Почему человек поступает так, а не иначе? Чем объясняется тот или иной поступок? Учитывая этот юношеский «эгоцентризм» учеников 7—8 классов, мы ведем школьный анализ таким образом, чтобы на первом плане оказывались нравственные коллизии художественного произведения. В 9—10 классах наступает пора осознания своих связей с миром и мира как целого. Причинно-следственные связи исторического, социального, философского, эстетического порядка выступают в сознании учеников на первый план. Постоянства и интересы предшествующих этапов развития сохраняются, но теряют свою предельность. Условно мы назовем эту ступень развития периодом связей, осознания причин и следствий. В этот период школьный анализ откровеннее выявляет своеобразие художественного сознания писателя, его творческого метода в связях и противопоставлениях с литературой эпохи, традиции и новаторство в общем историко-литературном процессе, взаимосвязь художественных элементов в структуре произведения.
«Сюжет» школьного анализа определяется педагогическими целями преподавания и уровнем возрастного развития. В связи с этим можно наметить доминантный путь анализа для разных стадий школьного обучения: 4—6 классы — «целостный анализ»; 7—8 классы — анализ системы образов; 9— 10 классы — проблемный анализ.24
Неверный выбор пути анализа может иметь самые печальные последствия для оценки произведения учениками. Когда учитель прямо переносит одну из проблем, волнующих литературоведов, в школьный анализ, это часто приводит к схематизации анализа, неверному его течению. «При изучении романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», — пишет Д. А. Сладкова в работе «Проблемное преподавание литературы в старших классах средней школы», — главная проблема — своеобразие пушкинского лиризма, при изучении романа Лермонтова «Герой нашего времени» — своеобразие лермонтовского психологизма».25
2. Составить и обосновать вопросы для беседы при изучении «Бесприданницы» А. Н. Островского (10 класс), или «Горя от ума» А. С. Грибоедова (9 класс), или «На дне» М. Горького (11 класс).
Екзаменаційний білет № 9
1. Методы изучения литературы в школе. Взаимодействие методов и приёмов обучения.
.Вклад в классификацию методов внесли Голубков, Никольский, Ионин. По Голубкову метод обучения - такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает более влияние на общее направление педагогической работы, выделяет 3 основных метода: 1) лекция - сообщение нового материала и выразительное чтение и рассказ учителя (элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование наглядности). 2) беседа - анализ произведения (умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя). 3) самостоятельная работа учащихся - устные доклады и письменные сочинения (предварительная работа над планом, помощь учителя). Прием - составная часть метода, каждый метод располагает соответствующим приемом. В основе классификации Голубкова - источник знаний. Она не учитывает логико-познавательной деятельности, этапов работы над художественным произведением - не прижилась.
В основе классификации Кудряшева - логико-познавательная деятельность учащихся при направляющей роли учителя. Метод - система последовательно взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы: 1) Творческое чтение. Цель - активизация художественного восприятия. Приемы - выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческое задание, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - чтение, заучивание, слушание, составление плана. 2) Эвристический - поиск учащимися ответа на вопросы. Приемы - построение системы вопросов, заданий, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - подбор художественного материала, пересказ с элементами анализа, анализ эпизода, образа, составление плана. 3) Исследовательский. Цель - развить умение самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы - постановка проблемных вопросов, формирование исследовательских заданий, составление списка литературы по проблеме. Виды деятельности учеников - самостоятельный анализ части или целого художественного произведения, сопоставление и оценка разных видов интерпретаций текста. 4) Репродуктивный - подача знаний в готовом виде, проблемный способ изложения. Приемы - лекция, самостоятельная работа с литературой. Виды деятельности учеников - запись плана или конспекта, работа по учебнику, подготовка доклада. Возник еще 5) Комбинированный.
Никольский (литература воздействует на воображение и чувства читателя) выделял 2 группы методов: 1) Эмоционально-образное постижение произведений. Приемы - выразительное чтение учителя и учащихся, заучивание, пересказывание, художественное иллюстрирование; 2) Истолкование произведений. Приемы - комментированное чтение, беседа, слово учителя.Ионин строит классификацию на определении характера совместной деятельности учителя и учащихся. Методы: 1) Художественная интерпретация - ученик становится чтецом-интерпретатором, а учитель - режиссером. 2) Критико-публицистический - формирование определенного типа читателя-критика. 3) Литературный поиск - развитие школьного литературоведения, исследовательских возможностей школьников.
Приемы обучения. Их несколько десятков. Основные: 1) Рассказ учителя - повествовательное изложение содержания изучаемого материала. Должен обеспечивать достижение целей, содержать достоверные факты, достаточное количество примеров, иметь четкую логику, доступный язык. 2) Лекция - выстраивает систему знаний, обладает особой убедительностью и формирует мировоззрение; вызывает эмоционально-эстетическое отношение учащихся; средство формирования устной и письменной речи; средство стимулирования самостоятельной работы. Два вида - лекционный цикл для параллели и урок-лекция. 3) Справка (биографическая, историческая, культурно-бытовая) 2-4 мин. Цель - ввести в эпоху, дать представление о быте, культуре. Достоверность, убедительность, доступность. Стиль - научно-популярный. 4) Словарная работа - толкование слов учителем, обращение к словарям, толкование слов учащимися, запись толкования слов на доске, самостоятельная работа учащихся по словарям. 5) Беседа - диалогический метод. Учитель с помощью вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит их к пониманию нового материала. Виды - вводная, эвристическая - аналитическая, заключительная - обобщающая. По форме - индивидуальная (вопросы для одного ученика), групповая, фронтальная - для всего класса. 6) Работа с книгой. Две формы - под руководством учителя и самостоятельная. Ученики овладевают новыми знаниями и навыками работы с книгой. 7) Пересказ - способствует усвоению и пониманию текста + развитие речи. Виды - подробный, сжатый, выборочный, художественный.
2. Составить и обосновать планы двух возможных вариантов заключительного урока по одной из следующих тем: «Пьеса А. Н. Островского «Гроза», «Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс), «Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс).
Екзаменаційний білет № 10