Изучение особенностей изобразительной деятельности
Подготовка исследования. Подобрать темы для предметного и сюжетного рисования в соответствии с возрастом детей. Приготовить листы бумаги форматом 21x29,8 см, набор из 6 цветных карандашей.
Проведение исследования. С детьми 3-7 лет индивидуально
проводится 2 серии с интервалом в 2-3 дня.
Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать определенный предмет.
Вторая серия. Ребенку предлагают нарисовать сюжетную картинку на определенную тему.
Время рисования в каждой серии не ограничивается. Ребенок рисует самостоятельно. После окончания рисования его просят рассказать, что он нарисовал.
Обработка данных. Данные протоколов анализируют по схеме:
I. Содержание рисунка
II. Особенности изображения
1. Передача формы:
• простая или сложная;
• передана точно, немного искажена или не удалась.
2. Строение предмета (части расположены верно, немного искаженно, неверно).
3. Передача пропорций предмета (переданы верно, немного нарушены, не удались).
4. Композиция:
• вытянутое, окученное изображение или нет единства;
• пропорциональное или непропорциональное построение (отношение по величине разных изображений);
• симметричное или несимметричное построение;
• ритмичное или неритмичное построение;
• миниатюрное или увеличенное изображение;
• расположение отдельных изображений (по всему листу, по полосе — так называемое фризовое);
• количество событий, изображенных на одном листе бумаги.
5. Передача движений: статичное или динамичное изображение.
6. Цвет:
• передана реальная окраска предмета или есть отступления от нее;
• преобладают насыщенные или бледные тона;
• многоцветная раскраска или преобладание одного - двух цветов.
III. Проявления творчества в рисунке
1. Замысел (для анализа второй серии):
• когда возникает: до начала рисования или в его процессе;
• изменяется ли по ходу рисования, в чем это проявляется и почему происходит;
• какова оригинальность замысла и готового рисунка.
2. Выразительные средства: какие выразительные средства использует (цвет, форма, ритм, композиция и т.д.)
IV. Проявления самостоятельности
1. Требовалась ли в процессе рисования помощь взрослого и какая.
2. Обращался ли ребенок с вопросами (указать какими), просьбами о помощи к взрослому.
V. Отношение к процессу и результату рисования
1. Эмоциональная окрашенность процесса рисования.
2. Отношение к готовому рисунку.
3. Увлеченность процессом рисования, в чем он состоит.
Определяют частоту каждого показателя у детей разного возраста. Делают выводы об особенностях детских рисунков в разных возрастных группах.
Изучение представлений о труде взрослых
Подготовка исследования. Составить вопросы для беседы «Что такое профессия».
Проведение исследования. С детьми 3-6 лет проводят индивидуальную беседу: «Что такое профессия? (Детям младшего и среднего дошкольного возраста этот вопрос не задается.) Какие ты знаешь профессии? Зачем люди трудятся?» После этого вопросы задают отдельно по каждой названной ребенком профессии, например: «Что делает повар? Что нужно ему для труда? Зачем повар трудится? Каким он должен быть?»
Обработка данных. Результаты по каждой беседе оформляют в таблицу.
Возраст | Значимость | Орудия | Процесс | Результат | Качества, |
детей | труда | труда | труда | труда | необходимые |
для профессии |
Подсчитывают среднее число названных профессий и частоту повторения отдельных профессий в зависимости от пола и возраста. Данные заносят в таблицу.
Возраст детей | Пол | Среднее число названных профессий | Профессии | |||||||||
Определяют знание детьми специфики профессий в зависимости от пола и возраста. Выявляют, какое содержание дети 5-7 лет вкладывают в понятие «профессия».