Изучение уровня воспитанности младшего школьника

В психолого-педагогической литературе ориентировочно выделяется 4 уровня воспитанности:

Очень низкий уровень характеризует нравственно отрицательный образ школьника: отрицательный опыт поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогического воздействия, самоорганизация и саморегуляция не развиты.

Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще не устойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция ситуативна.

Средний уровень - свойственно устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется.

Высокий уровень - наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизация и саморегуляция наряду со стремлениями к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявление активной позиции.

Для изучения уровня воспитанности младшего школьника следует обратиться к педагогической диагностике, где основным методом является наблюдение. Программа наблюдения служит ориентиром и может варьироваться. В программе изучения воспитанности традиционно рассматриваются следующие качества личности:

1) ответственность;

2) отношение к труду;

3) отношение к творческому поручению;

4) дисциплинированность;

5) коллективизм и товарищество;

6) доброта и отзывчивость;

7) честность и правдивость;

8) простота и скромность;

9) бережливость.

Каждое из этих качеств может быть выражено на разном уровне. Соответственно: ярко проявляется - ЯП, проявляется - П, слабо проявляется - СП, не проявляется - НП.

Для анализа поведения ребенка используется характеристика учителя каждого качества личности на разном уровне проявле­ния, которая выступает в качестве индикатора.

1. Ответственность.

ЯП - учится в полную меру сил, проявляет интерес к зна­ниям, трудолюбив, прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищу.

П - учится в полную меру сил, проявляет интерес к зна­ниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят.

СП - учится не в полную меру сил, сам не проявляет интере­са к учебе и прилежанию. Требует постоянного контроля, безраз­личен к успехам товарищей.

НП -и при наличии контроля не проявляет интереса к уче­нию и прилежанию, учится слабо.

2. Отношение к труду.

ЯП - понимает общественную и личную ценность труда. Проявляет интерес к труду, добросовестно относится к самооб­служиванию, организует и побуждает к труду других.

П - понимает общественную ценность труда, сам прояв­ляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на трудовую деятельность не организует и не побуждает.

СП - неохотно выполняет трудовые поручения.

НП - уклоняется от выполнения трудовых поручений.

3. Отношение к творческому поручению.

ЯП - выполняет творческие поручения с желанием и ответ­ственностью, требует такого же отношения и от других.

П - выполняет творческие поручения добросовестно, но не требует этого от других.

СП - неохотно выполняет поручения, требует специально­го побуждения со стороны учителей и товарищей.

НП - уклоняется от творческих поручений, проявляет бе­зответственность.

4. Дисциплинированность.

ЯП - примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения на улице, дома.

П - хорошо ведет себя не зависимо от наличия или отсутствия контроля со стороны взрослых и товарищей.

СП - проявляет дисциплинированность в условиях выраженного внешнего контроля.

НП - нарушает дисциплину, при наличии требования со стороны педагогов и товарищей, слабо реагирует на внешнее воздействие.

5. Коллективизм и товарищество.

ЯП - Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива.

П - общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, но не организует полезные дела для коллектива.

СП - общительность, оказание помощи товарищам проявляются только при побуждении со стороны учителей и членов коллектива.

НП - необщительный, угрюмый, замкнутый; уклоняется от участия в коллективных делах.

6. Доброта и отзывчивость.

ЯП - добрый, заботливый, сам охотно помогает малышам, старшим, организует добрые дела товарищей.

П - добрый, заботливый, сам помогает всем, но не требует этого от других.

СП - проявляет внимание и заботу только по поручению учителя и коллектива.

НП – недоброжелательный, наносит обиды и оскорбления товарищам.

7. Честность и правдивocть.

ЯП - верен своему слову, правдив с учителями и товарищами, добровольно признается в своих поступках и требует этого от других.

П - верен своему слову, прaвдив с учителями и товарищами, добровольно признается в своих поступках, но не требует проявления этих действий от других.

СП - не всегда исполняет обещания, не сразу признается в совершенных поступках, а лишь после осуждения старшими или товарищами.

НП - характерна неискренность, часто обманывает старших и товарищей.

8. Простота и скромность.

Я П - прост и скромен в общении, одобряет и поддерживает эти качества у других.

П - прост и скромен в общении, но равнодушен к высокомерию окружающих.

СП - проявляет скромность лишь в присутствии старших.

НП - в общении высокомерен, пренебрежительно относится к окружающим.

9. Бережливость.

ЯП - бережет личное и общественное имущество, побуждает к этому других.

П - бережет личное и общественное имущество, но не побуждает к этому других.

СП - проявляет бережливость при наличии контроля со стороны.

НП - не бережлив, проявляет способность портить как личное, так и общественное имущество.

Данные о воспитанности учащегося формируются в таблице:

№ п/п Ф.И. ученика Основные качества личности Уровень проявления Факторы, обуславливающие уровень воспитанности
         

В качестве основных факторов могут выступать:

- достижения в деятельности;

- индивидуальные особенности ребенка;

- его социальное положение в коллективе;

- влияние семьи;

- позиция педагогов;

- состояние здоровья;

- влияние сверстников в свободном общении и т.д.

По полученным результатам студент может сделать вывод о воспитанности учащегося в данный момент, что позволяет организовать систему педагогического воздействия по преодолению негативных сторон личности и развитию позитивных.

В педагогической диагностике следует использовать описанные ниже методики, а также методики, предложенные в заданиях по психологии.

При использовании этих методик советуем соблюдать следующие условия:

- дети должны четко знать, что от них требуется;

- по результатам одной -двух методик нельзя судить о качествах характера ребенка; только набор взаимодополняющих методик дает объективный материал;

- данные, полученные при помощи методик, свидетельствуют об уровне развития личности ребенка только данного периода времени;

- диагностическая ситуация не должна восприниматься детьми как экзамен, проверка, поэтому следует проводить ее преимущественно в игровой форме, в спокойной и доброжелательной обстановке.

Наши рекомендации