Изучение уровня воспитанности младшего школьника
В психолого-педагогической литературе ориентировочно выделяется 4 уровня воспитанности:
Очень низкий уровень характеризует нравственно отрицательный образ школьника: отрицательный опыт поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогического воздействия, самоорганизация и саморегуляция не развиты.
Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще не устойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция ситуативна.
Средний уровень - свойственно устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется.
Высокий уровень - наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизация и саморегуляция наряду со стремлениями к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявление активной позиции.
Для изучения уровня воспитанности младшего школьника следует обратиться к педагогической диагностике, где основным методом является наблюдение. Программа наблюдения служит ориентиром и может варьироваться. В программе изучения воспитанности традиционно рассматриваются следующие качества личности:
1) ответственность;
2) отношение к труду;
3) отношение к творческому поручению;
4) дисциплинированность;
5) коллективизм и товарищество;
6) доброта и отзывчивость;
7) честность и правдивость;
8) простота и скромность;
9) бережливость.
Каждое из этих качеств может быть выражено на разном уровне. Соответственно: ярко проявляется - ЯП, проявляется - П, слабо проявляется - СП, не проявляется - НП.
Для анализа поведения ребенка используется характеристика учителя каждого качества личности на разном уровне проявления, которая выступает в качестве индикатора.
1. Ответственность.
ЯП - учится в полную меру сил, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив, прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищу.
П - учится в полную меру сил, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят.
СП - учится не в полную меру сил, сам не проявляет интереса к учебе и прилежанию. Требует постоянного контроля, безразличен к успехам товарищей.
НП -и при наличии контроля не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится слабо.
2. Отношение к труду.
ЯП - понимает общественную и личную ценность труда. Проявляет интерес к труду, добросовестно относится к самообслуживанию, организует и побуждает к труду других.
П - понимает общественную ценность труда, сам проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на трудовую деятельность не организует и не побуждает.
СП - неохотно выполняет трудовые поручения.
НП - уклоняется от выполнения трудовых поручений.
3. Отношение к творческому поручению.
ЯП - выполняет творческие поручения с желанием и ответственностью, требует такого же отношения и от других.
П - выполняет творческие поручения добросовестно, но не требует этого от других.
СП - неохотно выполняет поручения, требует специального побуждения со стороны учителей и товарищей.
НП - уклоняется от творческих поручений, проявляет безответственность.
4. Дисциплинированность.
ЯП - примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения на улице, дома.
П - хорошо ведет себя не зависимо от наличия или отсутствия контроля со стороны взрослых и товарищей.
СП - проявляет дисциплинированность в условиях выраженного внешнего контроля.
НП - нарушает дисциплину, при наличии требования со стороны педагогов и товарищей, слабо реагирует на внешнее воздействие.
5. Коллективизм и товарищество.
ЯП - Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива.
П - общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, но не организует полезные дела для коллектива.
СП - общительность, оказание помощи товарищам проявляются только при побуждении со стороны учителей и членов коллектива.
НП - необщительный, угрюмый, замкнутый; уклоняется от участия в коллективных делах.
6. Доброта и отзывчивость.
ЯП - добрый, заботливый, сам охотно помогает малышам, старшим, организует добрые дела товарищей.
П - добрый, заботливый, сам помогает всем, но не требует этого от других.
СП - проявляет внимание и заботу только по поручению учителя и коллектива.
НП – недоброжелательный, наносит обиды и оскорбления товарищам.
7. Честность и правдивocть.
ЯП - верен своему слову, правдив с учителями и товарищами, добровольно признается в своих поступках и требует этого от других.
П - верен своему слову, прaвдив с учителями и товарищами, добровольно признается в своих поступках, но не требует проявления этих действий от других.
СП - не всегда исполняет обещания, не сразу признается в совершенных поступках, а лишь после осуждения старшими или товарищами.
НП - характерна неискренность, часто обманывает старших и товарищей.
8. Простота и скромность.
Я П - прост и скромен в общении, одобряет и поддерживает эти качества у других.
П - прост и скромен в общении, но равнодушен к высокомерию окружающих.
СП - проявляет скромность лишь в присутствии старших.
НП - в общении высокомерен, пренебрежительно относится к окружающим.
9. Бережливость.
ЯП - бережет личное и общественное имущество, побуждает к этому других.
П - бережет личное и общественное имущество, но не побуждает к этому других.
СП - проявляет бережливость при наличии контроля со стороны.
НП - не бережлив, проявляет способность портить как личное, так и общественное имущество.
Данные о воспитанности учащегося формируются в таблице:
№ п/п | Ф.И. ученика | Основные качества личности | Уровень проявления | Факторы, обуславливающие уровень воспитанности |
В качестве основных факторов могут выступать:
- достижения в деятельности;
- индивидуальные особенности ребенка;
- его социальное положение в коллективе;
- влияние семьи;
- позиция педагогов;
- состояние здоровья;
- влияние сверстников в свободном общении и т.д.
По полученным результатам студент может сделать вывод о воспитанности учащегося в данный момент, что позволяет организовать систему педагогического воздействия по преодолению негативных сторон личности и развитию позитивных.
В педагогической диагностике следует использовать описанные ниже методики, а также методики, предложенные в заданиях по психологии.
При использовании этих методик советуем соблюдать следующие условия:
- дети должны четко знать, что от них требуется;
- по результатам одной -двух методик нельзя судить о качествах характера ребенка; только набор взаимодополняющих методик дает объективный материал;
- данные, полученные при помощи методик, свидетельствуют об уровне развития личности ребенка только данного периода времени;
- диагностическая ситуация не должна восприниматься детьми как экзамен, проверка, поэтому следует проводить ее преимущественно в игровой форме, в спокойной и доброжелательной обстановке.