Характеристика речи детей пяти лет в норме и патологии

Введение

Модернизация образования предусматривает комплексное, все­стороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования явля­ется достижение нового современного качества дошкольного обра­зования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержа­ния работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

Содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, с учетом современных подходов к коррекционно-образовательному процессу, включает основные цели и задачи, определяющие «образовательную стратегию»: формиро­вание языковых умений и навыков, развитие речемыслительной деятельности, обобщенных представлений о языковых единицах и особенностях их функционирования, формирование сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, совершенствование коммуникативных умений, практи­ческое употребление различных частей речи.

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения (обогащение словарного запаса, раз­витие и совершенствование грамматического оформления связной речи, формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, интонационного оформления речи). Без этой взаи­мосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Результатом поиска путей решения проблемы и является дан­ное программно-методическое пособие. Коррекцию речевого недо­развития детей в нем предлагается вести по направлениям:

• развитие лексико-грамматических средств языка;

• развитие связной речи.

Наибольшую трудность в практике вызывает организация совместной работы воспитателя и учителя-логопеда по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи с учетом образовательных потребностей детей.

При составлении данного пособия авторы ставили перед собой цель: дать такую систему совместной коррекционной работы учи­теля-логопеда и воспитателя, которая помогла бы преодолеть рече­вое недоразвитие, способствовала развитию психических процессов, обеспечивающих речевую деятельность и восполнение пробелов в речевой практике детей.

Программно-методическое пособие носит коррекционно-развивающий характер. Оно предназначено для обучения и воспитания детей шестого года жизни (первый год обучения) со 2-м, 3-м уров­нем речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на два

года.

Теоретической и методологической основой программно-мето­дического пособия являются: положение Л.С. Выготского о веду­щей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и пси­холого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования общих закономерностей развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведенные А.Н. Гвоздевым, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Содержание программно-методического пособия определено с учетом общих дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость мате­риала.

Система обучения детей строится на основе психолого-педа­гогического подхода, ведущим положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими ее компонентами (цели, мотивы речевого действия и средства). Особенностью речевой деятельности дошкольников является слия­ние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность. Вот почему предлагаемое программно-методическое пособие уделяет большое внимание работе воспитателя по использованию игровой, трудовой, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, кон­струирование), самообслуживания, ознакомления детей с предме­тами реального мира с целью формирования у ребенка потреб­ности в овладении речью.

Немалое место в пособии занимают также материалы по раз­витию речи детей в единстве с задачами всестороннего развития ребенка, формированию коммуникативных возможностей, разви­тию его мыслительных процессов.

Разделяя тезис о том, что «система специального обучения должна опираться не только на закономерности формирования речи в норме, но и на своеобразие речевой деятельности при ее патологии», авторы сочли необходимым включить в пособие как условный эталон развития речи ребенка пяти лет в норме, так и сопоставительный анализ речевых навыков на различных уровнях своеобразного их развития. Наличие этого материала позволит специалистам учитывать индивидуальные особенности детей, правильно строить свою работу, отмечать ее динамику, видеть перспективу и осуществлять правильность подбора программного материала, что в целом будет способствовать качественному улуч­шению работы учителя-логопеда и воспитателя.

Содержание обучения, предложенное авторами, строится по тематическому принципу распределения материала, позволяющему организовать тесную связь учителя-логопеда и воспитателя в опре­делении конкретного содержания обучения, в выборе форм и мето­дов логопедического и педагогического воздействия, в актуализации единых речевых средств в процессе различных видов деятельности и прогнозировании вербального развития.

Программно-методические пособие содержит:

• годовую, разверстку лексико-тематических циклов;

• распределение по периодам обучения основных проблемных блоков (формирование и развитие грамматического строя
речи, формирование предложения, развитие разговорно- описательной речи);

• определение конкретных задач коррекционного обучения детей;

• примерный режим дня, расписание занятий и др.;

• полное содержание работы воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей;

• тематику продуктивных видов деятельности на учебный год;

• рекомендации по использованию речевых игр в коррекцион­ной работе;

• тексты и источники художественной литературы для детей по тематическим циклам.

Пособие снабжено практическими Приложениями. Среди них:

• рекомендации по педагогическому обследованию детей вос­питателем и формы заполнения протоколов обследования;

• приемы логопедического обследования детей и образец заполнения речевой карты ребенка с ОНР;

• примеры логопедических занятий и др.

Подобная организация материала окажет помощь практиче­ским работникам в осуществлении взаимосвязи и обеспечении коррекционной направленности обучения, что предполагает:

• создание оптимальных условий, способствующих преодоле­нию речевого недоразвития и отклонений в нервно-психи­ческом развитии детей (коррекционно-развивающая среда
групповой комнаты, кабинет учителя-логопеда, оснащенный различными видами наглядности в соответствии с основ­ными направлениями и технологиями, использование всех видов занятий, наблюдений, прогулок, режимных моментов, повседневной жизни для развития речи детей);

• формирование у дошкольников общего и речевого поведения с учетом их возраста (умение управлять собой, выполнять установленные в группе правила, преодоление замкнутости,
застенчивости, робости, речевого негативизма или, наобо­рот, импульсивности, несдержанности, воспитание контакт­ности);

• развитие психических процессов (внимание и его объем, устойчивость, распределение, переключение; вербальная па­мять, словесно-логическое мышление, способность к анализу,
синтезу, сравнению и обобщению);

• развитие общей и мелкой моторики путем максималь­ного использования предметно-практической деятельности детей;

• осуществление связи с детским психиатром, невропатологом и другими специалистами детской поликлиники в целях построения особой образовательной среды;

• включение родителей в процесс реабилитации.
Реализация программных задач, использование практического материала в пособии подразумевают широкую вариативность в выборе форм и методов обучения, способов активизации речевых и мыслительных процессов, в последовательности изучения проб­лемных блоков в зависимости от специфических особенностей каждого ребенка, его социального и речевого опыта.

Важным параметром обучения и воспитания детей с ОНР (первый год обучения) является личностно ориентированный под­ход. Все это предполагает творческую педагогическую инициативу.

Программно-методическое пособие адресовано учителям-логопе­дам, воспитателям логопедических групп. Оно может быть полезно учителям-дефектологам, практическим психологам, социальным педагогам, специалистам ПМПК, студентам вузов, педагогических училищ, родителям.

Авторы рассчитывают, что пособие позволит наиболее рацио­нально организовать работу группы для детей с ОНР (первый год обучения) в дошкольном учреждении, сэкономить время воспи­тателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятель­ности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Раздел I

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

Условный эталон возрастной нормы развития речи детей пяти лет

В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 года 6 месяцев — 5 лет), спе­циалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких лексико-грамматических и фонетических про­явлений вообще не следует ожидать в бли­жайшее время. Такой анализ и оценку речевой деятельности маленького ребенка невозможно провести, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме.

И.С. Жукова, Е.М. Мастюко&а.

Преодоление общего недоразвития речи

у школьников

О целесообразности использования в работе логопеда условного эталона возрастной нормы детской речи говорят многие.

Логопедов-практиков интересуют несколько аспектов услов­ного эталона возрастной нормы развития детской речи:

* линейная логика овладения родным языком;

• качественная и количественная характеристики структур­ных компонентов языковой системы;

• кульминационный процесс речевого высказывания — уме­ние ребенка строить предложения различной структуры;

• связная речь — главный показатель уровня развития дет­ской речи.

Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики — гуление:— лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ.

При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:

• крики — возникают самостоятельно, без побуждения со сто­роны взрослых — с момента рождения до 2 мес.;

• гуление — стихийно не возникает, его появление обуслов­лено эмоционально-личностным общением ребенка со взрос­лым — с 2 до 5-7 мес.;

• лепет — стихийно также не возникает, его появление обу­словлено эмоционально-личностным общением малыша со взрослым — с 5-6 до 12-14 мес.;

• слова — переход к пользованию словами осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета - с 11— 12 мес.;

• словосочетания — появляются после усвоения двусложных и трехсложных слов — с 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.;

• предложения — ребенок начинает конструировать их в усло­виях наглядной ситуации с 2 лет; с 2 лет 6 мес. Появляются вопросы где? куда?; с 3 лет — вопросы почему? когда?;

• связный рассказ — появляется с воспроизведения коротких рассказов, стихов, потешек.— с 3 лет; постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушке — с 4 лет; овладение элементами контекстной речи — с 5 лет.

Наши рекомендации