Особенности физического развития и двигательных способностей детей

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тя­жесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вто­ричные нарушения, особенности психической и эмоционально-воле­вой сферы детей.

Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отста­лостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Осо­бенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предмет­ная манипуляция, жестикуляция и мимика.

У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недо­статочность обнаруживается в 90—100% случаев (Шипицына Л.М., 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма

бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельно­стью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).

Системное изложение нарушений двигательной сферы умствен­но отсталых детей представлено в «классификации нарушений фи­зического развития и двигательных способностей детей-олигофренов», разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002).

Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее ок­ружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечно­стей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.

Нарушения в развитии двигательных способностей:

1) нарушение координационных способностей — точности дви­жений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентиров­ки; точности движений во времени; равновесия;

2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению бы­строй динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к стати­ческим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скорост-но-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%.

Нарушения основных движений:

— неточность движений в пространстве и времени;

— грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;

— отсутствие ловкости и плавности движений;

— излишняя скованность и напряженность;

— ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных

движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостат­ках целесообразного построения движений, затруднениях при выпол­нении или изменении движений по словесной инструкции.

Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, сте­пень приспособления к физической нагрузке зависят не только от пора­жения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. От­сутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабля­ется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.

М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной ра­боте, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость. У многих учащихся встречаются нарушения сердеч­но-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты (Худик В.А., 1997).

Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо-сколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональ­ная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие дис-пластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых школьников.

Оценивая физическое развитие учащихся 9—10-летнего возра­ста, Н.А. Козленке (1987) отмечает, что 45% детей имеют плохое физическое развитие, среднее гармоническое развитие — 25%)( развитие ниже среднего — 23%, чрезмерно негармоничное — 7%. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений паль­цами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). У уча­щихся 5—9-х классов уровень двигательных возможностей повыша­ется, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше выполняются задания по словесной инструкции.

Е.С. Черник (1997) утверждает, что уровень развития физичес­ких качеств находится в прямой зависимости от интеллектуально­го дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной умственной отсталостью — на 27%, с тяжелой — около 40%. При­близительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым подросткам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отстало­стью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двига­тельной реакции. Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов объясняют этот факт запаздыванием становления двигательного анализатора, разви­тие которого заканчивается к 15—16 годам, т. е. позднее на 2—3 года, чем у здоровых. Э.П. Бебриш установил, что отставание скоро­стных качеств составляет 6—7 лет, и объясняет это низкой подвиж­ностью нервных процессов. В то же время автор отмечает, что дети с умственной отсталостью, систематически занимавшиеся плаванием, в скоростных качествах отстают от детей массовых школ того же возраста всего на 1—2 года. Развитие основных физических способ­ностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим законо­мерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьни­ков темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2—3 года (Воронкова В.В., 1994; Черник E.G., 1997).

Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации дви­жений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С., 1991; Ванюшкин В.А., 1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999; и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затрудне­ния: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движе­ние или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и по­пасть в нужную цель, в третьем — соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновре­менного сочетания движений звеньев тела в пространстве и време­ни, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других ха­рактеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между ре­гулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной аффе-рентации, управлять всеми характеристиками одновременно умствен­но отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную ос­нову (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995).

Н.П. Вайзманом (1976) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются со­ставной частью ведущего дефекта и определяются теми же механиз­мами, что и интеллектуальный дефект, т. е. нарушениями аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга. Эти нарушения и являются главным препятствием при обучении умственно отсталых детей сложнокоординационным двигательным действиям.

Для практической деятельности педагога важно знать благопри­ятные периоды развития основных видов координационных способ­ностей у детей с нарушениями интеллекта.

В массовом обследовании и тестировании детей коррекционных школ И. Ю. Горская установила достоверные отставания абсолют­ных показателей всех видов координационных способностей школь­ников 8—15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых школ (табл. 4.1). Большинство сенситивных периодов развития коор­динационных способностей падает на возрастной диапазон 9—12 лет. Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые школьники, но с отставанием на 2—3 года.

Таблица 4.1

Сенситивные периоды развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью в возрасте 8—15 лет(Горская И. Ю., 2001)

Координационные способности Девочки Мальчики
Дифференцирование пространственных параметров движения 11 — 12 лет 10—11 лет
Дифференцирование силовых парамет­ров движения 8—10 и 11 — 12 лет 8—10 и 13—14 лет
Реагирующая способность (зрительно-моторная реакция) 10—12 лет 10—12 лет
Максимальная частота движений 13 лет 14 лет
Сохранение равновесия 9—10 лет 10—11 лет
Ориентировка в пространстве 10—11 и 13—14 лет 9—10 и 13—14 лет
Кинестетическая способность (точ­ность воспроизведения заданной амп­литуды движения) 10—11 лет 10—11 лет

Таким образом, несмотря на то, что умственная отсталость — явле­ние необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. По­степенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения деть­ми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жиз­недеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% под­ростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим про­явлениями незначительно отличаются от нормальных людей.

Наши рекомендации