Коммуникативные умения учителя
Потребность общества в современном, знающем педагоге высока. Учитель 21 века должен обладать рядом профессиональных качеств, владеть инновационными технологиями, быть лидером для своих учеников. Все эти качества характеризуют мастера, профессионала своего дела.Ученики обращают внимание на то, что профессионал - это тот, «кто может объяснить любому», умеет найти подход ко всем детям, уважает другого, отзывчив, объективен, любит свою работу и качественно ее выполняет. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что в современном учителе очень важна коммуникативная составляющая его педагогической деятельности. Во-первых, это умение выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.
Во-вторых, умение пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения. Педагог может использовать следующие коммуникативные навыки :
умение понять позицию другого человека в общении, проявить интерес к его личности;
овладение средствами невербального общения (мимика, жесты);
умение вставать на точку зрения ученика;
умение создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
умение владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;
умение поддерживать равное отношение ко всем детям;
умение с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
умение воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
умение не бояться обратной связи от учеников;
умение действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.
Данные коммуникативные навыки могут помочь педагогу стать истинным профессионалом, мастером своего дела
Культура общения в семье
Общение- это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, содержанием которого является взаимный обмен информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и воздействие индивидов друг на друга в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности.
Нормальным считается такое общение, при котором все члены семьи имеют постоянные духовные связи, основанные на общих жизненных установках и принципах по кардинальным проблемам жизни, испытывают чувства взаимной привязанности, ответственности, готовности к взаимопомощи, получают в семье поддержку, одобрение, признание.
Нравственной основой культуры духовного общения между супругами является уважение и равноправие. Только общение супругов, основанное на взаимном уважении и равноправии, может принести удовлетворение и сблизить их. В ходе такого общения они учатся понимать друг друга, прощать мелочи, приспосабливаться к индивидуальным особенностям каждого, совершенствуют себя, своё умение взаимодействовать с другими людьми.
Избежать ошибок в общении в семье можно, следуя некоторым правилам:
— в супружеском общении нельзя стремиться к главенству;
— необходимо избегать упрёков, обвинений, жалоб, губительных для супружеских связей;
— болезнь общения начинает развиваться, когда супруги
замыкаются в себе, когда слова, требующие немедленного ответа, остаются без внимания;
— очень важно уметь управлять своим настроением, желаниями, согласовывать их с интересами и состоянием близких
людей, стремиться преодолевать прежде всего свои слабости,
дорожить главными ценностями, которые сближают супругов,
и преодолевать вместе то, что их разъединяет
Культура слушания
Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.
Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.
Активное слушание – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.
способы активного слушания
Перефразирование -возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. Начать можно так: «Как я Вас понял...», «По Вашему мнению...», «Другими словами, Вы считаете...».
Резюмирование.Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога. «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…». Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике. Резюмирование позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры и может быть действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником.
Развитие идеи.
Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед, дает возможность получить информацию без прямых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона.
Пассивное слушание – умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу-угу», «ну, конечно», кивание головой.
Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания — такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.
Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах,
освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых
установок и предубеждений относительно собеседника.
Только в этом случае можно понять, что чувствует собеседник, «увидеть» его эмоции
В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято.
Конфликт и его структура
Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
В структуре конфликта выделяют:
объект (предмет спора);
субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
По формам борьбы (мирные и немирные).
По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).
Разрешить конфликт (рекомендации):
-дать раздражению частичный выход
-приказывать себе останавливаться
-искать способы самоуспокоения
-нужно дать понять оппоненту, что вы хотите остановить кипение страстей
-оставить обиды в прошлом
Культура спора
Искусство ведения спора(эристика) тесно связано с такими понятиями, как «диспут», «дискуссия» и «полемика». В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и др. Проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки тех или иных событий или проблем. Под дискуссией обычно имеется в виду публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Для полемики также характерна процедура спора, но спора, приводящего к конфронтации и борьбе принципиально противоположных мнений и подходов в решении определенных проблем. Известно, что дискуссии и диспуты чаще всего ведут к мирному исходу событий, к коллективному поиску истины. Цель же полемического спора – одержать победу над противником во что бы то ни стало.
Понятие спора, цели и подходы к его проведению
Спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.
Необходимо воспринимать несогласие участника как естественную реакцию
Учитывать глубинные мотивы поведения (потребность оппонента в самоудовлетворении)
Выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, несмотря ни на что
Заинтересованность и уважительное отношение к любой точке зрения
Контроль за эмоциональной тональностью спора
Отстаивать свое мнение
Учитывать потребности, интересы, особенностей противника
Терпимость и уступчивость в мелочах
Доминирование оптимизма
Показатели низкой культуры спора
Ограничение свободы выражения мнений
Акцентирование того, что разъединяет с командой (учащимися)
Угрозы, упреки, унижение достоинства, демонстрация своего превосходства
Ссылка на свой статус и опыт
Использование лести, показной доброты, обмана
Доминирование пессимизма
Стили общения педагога
Под педагогическим общением обычно понимают профессионально еобщение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обуче
ния и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное иоптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и уча щимся (А.А. Леонтьев).
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, В. В. Шпалинский, М.Ю.Кондратьев и др.).
Приавторитарномстиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Попустительский(анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализирует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.
Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения педагога с учащимися – единственный реальный способ организации их сотрудничества.
Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и школьников.