Формирование коммуникативных умений
В состав коммуникативных умений входят:
• умение сообщить информацию;
• умение выслушать ответ ученика;
• владение приемами аттракции;
• умение предупредить конфликт;
• умение разрешить конфликтную ситуацию;
• умение определить настроение ребенка, изменить его (улучшить);
• умение обеспечить фасилитацию (выразить собственную позицию, уверенность в возможностях учащихся и пр.);
• умение установить благоприятные взаимоотношения среди детей;
• умение создать ситуацию успеха;
• умение тактично реагировать на ответы учащихся, комментировать их, использовать для решения педагогических задач;
• умение реагировать на эмоции учащихся, на проявление отношений между ними;
• умение использовать высказывания учащихся (казалось бы, не имеющие отношения к теме урока) в педагогических целях;
• умение реагировать на ошибки в ответах учащихся.
Упражнения и задания
1. Проанализируйте видеозапись урока и определите, использовал ли учитель приемы аттракции. Если да, то назовите их. Можно ли было применить в рассмотренных ситуациях другие приемы аттракции и почему?
2. Проанализируйте видеозапись урока и определите стиль педагогического общения. Что характерно для коммуникативной деятельности этого учителя?
3. Проанализируйте видеозапись урока и оцените коммуникативную деятельность учителя на разных этапах урока (при проверке домашнего задания, при изучении новой темы, при выполнении самостоятельной работы и т. д.). На каком этапе эта деятельность была, по-вашему, наиболее эффективной? Благодаря чему?
4. Познакомьтесь с содержанием фрагмента учебника и подготовьте текст своего сообщения по новой теме для учащихся. Постарайтесь это сделать с учетом принципов дидактики (научности, доступности, связи теории с жизнью, наглядности и др.).
5. Назовите возможные способы улучшения настроения ученика во время урока. Какой способ окажется эффективнее в определенных ситуациях? От чего это зависит?
6. Приведите примеры создания ситуаций успеха для учащихся из школьной практики (по материалам педагогической практики, книг, фильмов и пр.).
7. Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, черты, присущие учителю – фасилитатору. Приведите примеры таких учителей и дайте им характеристику.
8. Упражнение: «Разыгрывание проблемной ситуации»*.
* Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996.
Представим урок, школьный класс и учительницу Валентину Петровну после того, как она объяснила новую тему по математике. Все решают задачи. Учительница замечает, что Саша, положив голову на руки, лежит на парте.
Валентина Петровна: Саша?
Саша: А?
В.П.: Ты хорошо себя чувствуешь?
С: Не знаю, вроде да.
В.П.: Что-то с заданием?
С: Нет. Да, в некотором роде...
В.П.: Ты не можешь сделать задание?
С. (безнадежно): Я просто не понимаю.
Пауза.
Ведущий предлагает участникам группы продолжить ситуацию, используя навык поддержки как прием, стимулирующий преодоление трудностей. Все участники предлагают свои варианты поведения учительницы. Очень эффективно ролевое разыгрывание вариантов. Затем анализируется вариант, предлагаемый ведущим:
В.П.: Ты не можешь сделать задание?
С. (безнадежно): Я просто не понимаю.
В.П.: Саша, это, конечно, очень трудная тема, ты это чувствуешь. Ты не слишком уверен в себе. Могу я помочь?
С.: Может быть...
В.П.: Могу я посмотреть, что ты уже сделал?
С.: Да (подает тетрадь).
В.П.: Похоже, ты действительно старался и кое-что уже сделал.
Ведущий: В.П. демонстрирует уверенность в способностях Саши и в его серьезном отношении к работе.
С: Я пытался.
В.П.: Хорошо, посмотри, часть ты уже сделал.
С.: Но я не знаю, что делать дальше.
В.П.: Можно попробовать вместе со мной или ты хотел бы с кем-то еще?
С.: Можно с Мишей?
В.П.: Миша, ты не смог бы подойти сюда, мы нуждаемся в твоей помощи.
Ведущий: Учительница обратила внимание на чувства и настроение ученика, на его реакцию, она знает, что сделанная им работа должна быть поддержана, даже если она не закончена. Она замечает даже маленький успех, считает, что ученики могут помогать друг другу. Она может теперь рассчитывать, что Саша закончит свою работу.
Педагогические задачи
1. В начале учебного года учительница 3-го класса читает рассказ, в котором упоминается кошка. В этот момент мальчик мяукает. Учительница требует дневник и записывает замечание. Ученик садится за парту и потихоньку вырывает страницу с замечанием. Учительница видит его проделки и предлагает выйти из класса. Мальчик это делает с удовольствием, затем дверь открывается, и он снова мяукает. Ребята смеются.
Учительница в слезах приходит к завучу, говорит, что применила к мальчику все методы воздействия, просит перевести его в другой класс, чтобы он не влиял на ее ребят. Ученика переводят. Учительница молодая, с высшим образованием, работает второй год. Семья мальчика неблагополучная, воспитание ребенок получает лишь в школе.
Задание: проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:
– Привела ли ситуация к конфликту? Если да, то в чем конфликт? Каков объект конфликта?
– Что можно было бы предпринять, чтобы ситуация не привела к конфликту? Назовите все возможные варианты действий.
– Как вы оцениваете решение о переводе ребенка в другой класс?
2. Как-то раздала учительница тетради с письменными работами и похвалила за работу мальчиков, которым трудно давалось аккуратное выполнение заданий, а в этот раз они проявили старание (хотя и не заслужили высокой отметки, но написали значительно лучше). Учительница сделала это с целью изменить к ним отношение других учеников, а также чтобы они сами поверили в свои силы. На перемене к ней подошли девочки и, чуть не плача, с обидой сказали: «Н.И., а почему Вы нас сегодня не похвалили, ведь у нас "5", а у них только "4", но Вы их долго хвалили».
Задание: проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:
– Является ли ситуация конфликтной и почему? Если да, то какие способы разрешения конфликтной ситуации вы можете предложить?
– К какому виду относится данная ситуация? Каковы ее причины?
3. Молодая учительница взяла запущенный третий класс. Туго ей пришлось: дети не умели и не хотели работать, но родители привыкли видеть в дневниках хорошие отметки, а всерьез учебными делами ребят они не интересовались. Одна мама высказала учительнице упрек:
– Что-то вы, как я погляжу, уже три месяца учите, а научить никак не можете. Посмотрите, сколько у него ошибок! (Было по 20 и больше в письменных работах по русскому языку, стало по 5–8. Но двойка осталась.)
– Вы, конечно, правы, – сказала учительница. – Никак не могу научить: все руки не доходят. То ногти ему стригу, то учу руки мыть, то пуговицы пришиваю, то объясняю, что ругаться и драться нельзя. Вы уж извините!
Задание: проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:
– Является ли ситуация конфликтной? Если да, то что является объектом конфликта?
– Как вы оцениваете выход из ситуации? Какие еще способы разрешения конфликтной ситуации можете предложить?
4. Учащиеся третьего класса пошли на урок физкультуры. В спортзале в отсутствие учителя Майя и Наташа подрались. К девочкам подошла Алла, чтобы разнять их. В это время заходит учитель физкультуры. Не разобравшись, ставит Алле двойку и выгоняет с урока. Алла возвращается в класс, плачет. Своей учительнице, Василисе Васильевне, говорит, что больше на урок физкультуры никогда не пойдет.
Задание: проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:
– Какой выход из данной ситуации вы предложите – сколько способов ее разрешения?
– Как можно объяснить сложившуюся ситуацию и способы ее разрешения?
5. В первом классе, в сентябре месяце, когда дети только начинают привыкать к школе и формируется их отношение к учителю и учению, Сережа пришел на уроки с котенком в портфеле. Тот на уроке пения начал мяукать. Учительница сильно рассердилась, выгнала мальчика из класса и велела прийти с мамой. Сережа разрыдался в коридоре, рядом лежал портфель, из которого торчала мордочка симпатичного котенка.
Задание: проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:
– Является ли ситуация конфликтной? Если да, то можно ли было бы предупредить ее?
– Каковы способы разрешения ситуации? Как их обосновать теоретически?
Представленные выше педагогические задачи можно использовать на практическом занятии, предложив студентам распределиться на группы, каждая из которых решает свою задачу в течение 10 минут, а затем начинается коллективное обсуждение результатов работы.
Формирование коммуникативных умений возможно (в сочетании с другими умениями) на разных занятиях. Ниже рассматриваются зачет (текущий) и экзамен.
Во время зачета,например, по теме «Характеристика основных понятий начального курса математики» студентам можно предложить такую организацию. Студенты распределяются по группам, каждая группа получает либо одну из тем курса математики для начальной школы, либо одну общую тему (возможны и другие варианты). Сначала преподаватель опрашивает лучших студентов и консультирует их по проведению опроса своих товарищей по группе. Затем консультанты опрашивают студентов в своих группах, при этом они привлекают остальных членов группы, предлагают им задавать дополнительные вопросы своим товарищам, дополнять ответы. Далее консультанты докладывают преподавателю о результатах зачета, пробуют себя в качественном анализе знаний и умений студентов. Преподаватель проводит обобщающую беседу и делает окончательные выводы на занятии.
Особенность представленной методики зачетного занятия состоит в том, что она включает три этапа: 1) работа преподавателя со студентами – будущими консультантами; 2) взаимодействие консультантов со своими товарищами по группе; 3) подведение итогов консультантами и преподавателем.
Экзамен.Среди студентов образуются группы по четыре человека. Двое из них получают одинаковые билеты, в каждом по два вопроса. После подготовки двоих студентов все четверо начинают отвечать преподавателю. Один студент отвечает на первый вопрос своего билета. Второй, готовившийся по этому же билету, задает вопрос, затем задают вопросы другие участники этой группы, не готовившиеся по билету. Далее второй студент отвечает на второй вопрос первого билета, напарник задает ему вопрос, потом спрашивают два других студента. В том же порядке продолжается опрос по другому билету следующей группы студентов.
В ходе такого экзамена преподаватель практически освобождается от постановки дополнительных вопросов, оценки достоинств и недостатков знаний студентов. Для студентов появляется возможность проявить свои знания в постановке вопросов, дискуссии, комментировании ответов товарищей.
Особенность такой организации экзамена в том, что можно выяснить не только глубину знаний студентов, но и некоторые профессиональные умения (слушать другого, формулировать вопрос, оценивать, видеть ошибки и недочеты и др.).