Методические принципы СБП
Методические принципы СБП предназначены полно и точно учитывать психолого-педагогические закономерности при ответе на вопрос: как учить!
Принцип воспитывающего и развивающего обучения очевиден для нации педагогической сущности и необходимой эффективности подготовки персонала. Правила:
• воспитывающего обучения — заключается в необходимости использования всех элементов подготовки для профессионального воспитания обучающихся. Оно предполагает необходимость извлечения воспитательного эффекта ИЗ содержания занятий, его организации, методики, создаваемой в учебной группе атмосферы, воздействий на обучающихся личности и поведения руководителя занятий, примера его добросовестного и заинтересованного отношения к дидактическому мате риалу, педагогически выверенных взаимоотношений и общения с обучающимися, способов руководства работой обучающихся (их отношением к занятию и выполнению заданий, проявлениями добросовестности, усердия, требовательности к себе, оказания помощи товарищам и др.) и предъявляемой педагогической требовательности;
• развивающего обучения — указывает на необходимость осуществлять в процессе подготовки развитие у обучающихся интеллекта, профессиональных способностей и деловых качеств. Развивающее значение имеет стиль преподавания (разное развитие получают обучающиеся, если один руководитель занятий ориентируется только на их память, преподносит готовые сведения и предлагает только запоминать, а другой обосновывает, рассуждает, доказывает, побуждает думать, осмысливать, обсуждает совместно с обучающимися), мотивация добросовестного учения и повышения своего профессионализма сотрудниками, организация процесса подготовки, применяемые руководителем занятий методы, создаваемые учебные трудности, непосредственное обучение профессиональным приемам наблюдения, запоминания, мышления и др.;
• профессионально-педагогического сотрудничества — создания на занятиях: атмосферы интереса и увлеченной работы руководителя занятий и обучающихся, деловых, доброжелательных взаимоотношений между ними, их взаимопонимания, единства целей, авторитета руководителя занятий и уважения к нему обучающихся, удовлетворение от совместной работы и желание ее продолжить и др.
Принцип психолого-педагогической технологичности требует продуманности, обоснованности и объединения во взаимосвязанный и эффективный комплекс методической работы организаторов СБП. Правила:
• использования интенсивных технологий обеспечения интереса обучающихся на занятиях, привлечения и удержания внимания, прочного запоминания учебного материала, проблемности, активности, формирования убеждений, приобретения и совершенствования умений и навыков, создания развивающих трудностей и др.;
• соответствия методического комплексацелям, задачам, содержанию и достижению наилучшего результата СБП.
Принцип сознательности и активности отражает зависимость успешности подготовки от этих факторов. Правила:
• мотивирования обучающихся, стимулировании их добросовестности и ответственности в повышении своего профессионализма и усвоения содержания занятий. Реализуется правило не только обращением к сознательности сотрудников, но и увлекательным проведением занятия, психологическим заражением, примером увлеченности темой его руководителя, предъявлением педагогической требовательности, систематическим контролем и др.;
• интеллектуальной активизации обучающихся — тесной связи содержания с практикой, применением методик, ориентированных на мышление, новизной и поучительностью учебного материала, методами практического обучения, обсуждений и дискуссий, ответов на вопросы, проблемности и др.;
• побуждения к инициативности и самостоятельности с помощью диалога, поддержания и поощрения инициативы и самостоятельности обучающихся, обсуждением их мнений и предложений;
• стимулирования и организации самостоятельной работы обучающихся.
Принцип образности и наглядности учитывает зависимость ясности, глубины и прочности усвоения учебного материала от особенностей его предъявления обучающимся. Он реализуется в правилах:
• показа всего того, что можно продемонстрировать средствами изобразительной наглядности (рисунки, схемы, карты, фотографии, видеофильмы, аудиозаписи и пр.);
• опоры на все органы чувств (зрение и слух, а при необходимости и обоняние, осязание, вкус и др.);
• образности речи;
• непосредственного восприятияобучаемыми реальных событий, явлений, объектов на местности, в городе, на посту и др.
Принцип алгоритмизации («поэтапности», «структурирования») отражает зависимость успешного формирования знаний, а особенно профессиональных навыков и умений от их структуры и трудностей овладения ею. Правила:
• структуризации — четкого определения всех составных элементов отрабатываемого действия, разбивки его на операции и приемы, определения их взаимосвязей и последовательности выполнения;
• операционально-комплексной отработки. Действия с простой структурой выполняются малым числом операций, а сложные — сочетанием отработки элементов с последующим выполнением действия в целом.
Принцип профессионализации учебных трудностей констатирует общую и специальную зависимость качества усвоения учебного материала, темпов, роста реальной подготовленности обучающихся сотрудников от степени и характера трудностей, присущих подготовке. Преодоление трудностей учебы мобилизует силы и возможности обучающихся, способствует успешному овладению учебным материалом, формирует умение и привычку управлять собой, развивает волевые качества, самообладание и, что профессионально важно, приучает действовать в условиях преодоления трудностей. Правила:
• профессионализации трудностей. Надо намеренно создавать трудности выполнения учебных заданий, соответствующих специфике профессиональной деятельности обучающихся;
• избирательного подбора трудностей. Создание учебных трудностей на каждом занятии должно осуществляться прицельно, с ориентацией на совершенствование конкретных элементов обученности, воспитанности и развитости сотрудников;
• индивидуализации трудностей и доступности темпа их наращивания.
Принцип профессиональной надежности важен в любой подготовке, но особое значение имеет для подготовки сотрудников к успешным действиям в трудных, экстремальных, особых, чрезвычайных условиях. Правила:
• прочности усвоения учебного материала и формирования всех компонентов профессиональной подготовленности;
• автоматизации действий, которые при этом становятся устойчивыми к различным разрушающим факторам (времени, помехам, трудностям, усталости, нервному возбуждению, непрофессиональному руководству и др.) и выполняются качественно, даже когда такие факторы действуют;
• гибкости — подготовки сотрудников к действиям в нестандартных, разнообразных, неожиданных, непредвиденных условиях;
• устойчивости к помехам;
• взаимозаменяемости — учить каждого сотрудника выполнению функций другого, в том числе старшего начальника (которые могут временно отсутствовать, быть ранеными), что важно в быстро меняющейся служебно-боевой обстановке;
• упорства и настойчивости в достижении цели. Профессионал должен быть способным добиваться выполнения служебной задачи, невзирая на трудности и временные неудачи.
Принцип максимального приближения условий обучения к реальным оперативно-служебным и служебно-боевым ситуациям отражает зависимость успешности профессиональных действий сотрудника от реальной обстановки. Правила:
• подготовки к действиям в максимально сложных условиях правоохранительной деятельности обязывает доводить отработку всех действий на занятиях до качественного выполнения их в таких условиях;
• выбора и моделирования внешних условий — содержит рекомендацию выбирать место, время и создавать условия, типичные для решения сложных профессиональных задач, затрудняющих их выполнение;
• моделирования внутренних условий — обязывает вызывать у обучающихся внутренние трудности (педагогические, психологические, физические), сходные с теми, которые могут возникнуть в максимально сложных условиях, учить преодолевать их, выполнять на их фоне все требуемые действия. Нельзя, например, стать смелым, не попадая в трудные условия, когда надо проявить смелость. А.С. Макаренко в одной из своих бесед, отвечая на вопрос: «А если обучающийся будет бояться?», сказал: «А он и должен бояться!»;
• актуализации необходимых в максимально трудных условиях умений, навыков, качеств. Навык, проявляющийся только в упрощенных условиях, — не то качество, которое должно проявиться в критический момент. Навык, проявляющийся в упрощенных условиях, скорее всего, подведет сотрудника в сложной ситуации;
• наращивания противодействия правоохранительным мероприятиям со стороны криминала до реальной интенсивности. «Игра в поддавки» на занятиях — не те условия, которые могут научить действовать в служебно-боевых ситуациях. Упрощения годятся лишь на начальном этапе отработки действий, а затем сила игрового противодействия со стороны правонарушителей должна наращиваться;
• отработки действий в составе группы и в максимально трудных условиях. Многие правоохранительные задачи выполняются в составе специальных групп, а поэтому и учить практическим коллективным действиям надо в составе групп; одиночная подготовка должна предшествовать коллективным действиям, создавая необходимые условия для слаженной деятельности подразделений.
Описанные принципы и правила их реализации представляют собой систему, и применять их надо в комплексе. Использование лишь отдельных из них существенно снижает эффективность СБП.