Методические принципы СБП

Методические принципы СБП предназначены полно и точно учитывать психолого-педагогические закономерности при ответе на вопрос: как учить!

Принцип воспитывающего и развивающего обучения очевиден для нации педагогической сущности и необходимой эффективности подготовки персонала. Правила:

• воспитывающего обучения — заключается в необходимости ис­пользования всех элементов подготовки для профессиональ­ного воспитания обучающихся. Оно предполагает необходи­мость извлечения воспитательного эффекта ИЗ содержания за­нятий, его организации, методики, создаваемой в учебной группе атмосферы, воздействий на обучающихся личности и поведения руководителя занятий, примера его добросовестного и заинтересованного отношения к дидактическому мате риалу, педагогически выверенных взаимоотношений и обще­ния с обучающимися, способов руководства работой обучаю­щихся (их отношением к занятию и выполнению заданий, проявлениями добросовестности, усердия, требовательности к себе, оказания помощи товарищам и др.) и предъявляемой пе­дагогической требовательности;

• развивающего обучения — указывает на необходимость осуще­ствлять в процессе подготовки развитие у обучающихся ин­теллекта, профессиональных способностей и деловых качеств. Развивающее значение имеет стиль преподавания (разное раз­витие получают обучающиеся, если один руководитель заня­тий ориентируется только на их память, преподносит готовые сведения и предлагает только запоминать, а другой обосновы­вает, рассуждает, доказывает, побуждает думать, осмысливать, обсуждает совместно с обучающимися), мотивация добросовест­ного учения и повышения своего профессионализма сотруд­никами, организация процесса подготовки, применяемые ру­ководителем занятий методы, создаваемые учебные трудности, непосредственное обучение профессиональным приемам на­блюдения, запоминания, мышления и др.;

• профессионально-педагогического сотрудничества — создания на занятиях: атмосферы интереса и увлеченной работы руководи­теля занятий и обучающихся, деловых, доброжелательных взаимоотношений между ними, их взаимопонимания, единст­ва целей, авторитета руководителя занятий и уважения к нему обучающихся, удовлетворение от совместной работы и жела­ние ее продолжить и др.

Принцип психолого-педагогической технологичности требует про­думанности, обоснованности и объединения во взаимосвязанный и эффективный комплекс методической работы организаторов СБП. Правила:

• использования интенсивных технологий обеспечения интереса обучающихся на занятиях, привлечения и удержания внима­ния, прочного запоминания учебного материала, проблемности, активности, формирования убеждений, приобретения и совершенствования умений и навыков, создания развивающих трудностей и др.;

• соответствия методического комплексацелям, задачам, содер­жанию и достижению наилучшего результата СБП.

Принцип сознательности и активности отражает зависимость успешности подготовки от этих факторов. Правила:

• мотивирования обучающихся, стимулировании их добросовестно­сти и ответственности в повышении своего профессиона­лизма и усвоения содержания занятий. Реализуется прави­ло не только обращением к сознательности сотрудников, но и увлекательным проведением занятия, психологическим зара­жением, примером увлеченности темой его руководителя, предъявлением педагогической требовательности, системати­ческим контролем и др.;

• интеллектуальной активизации обучающихся — тесной связи содержания с практикой, применением методик, ориентиро­ванных на мышление, новизной и поучительностью учебного материала, методами практического обучения, обсуждений и дискуссий, ответов на вопросы, проблемности и др.;

• побуждения к инициативности и самостоятельности с помо­щью диалога, поддержания и поощрения инициативы и само­стоятельности обучающихся, обсуждением их мнений и пред­ложений;

• стимулирования и организации самостоятельной работы обу­чающихся.

Принцип образности и наглядности учитывает зависимость ясно­сти, глубины и прочности усвоения учебного материала от особен­ностей его предъявления обучающимся. Он реализуется в правилах:

• показа всего того, что можно продемонстрировать средствами изобразительной наглядности (рисунки, схемы, карты, фото­графии, видеофильмы, аудиозаписи и пр.);

• опоры на все органы чувств (зрение и слух, а при необходимо­сти и обоняние, осязание, вкус и др.);

• образности речи;

• непосредственного восприятияобучаемыми реальных событий, явлений, объектов на местности, в городе, на посту и др.

Принцип алгоритмизации («поэтапности», «структурирования») отражает зависимость успешного формирования знаний, а особенно профессиональных навыков и умений от их структуры и трудностей овладения ею. Правила:

• структуризации — четкого определения всех составных эле­ментов отрабатываемого действия, разбивки его на операции и приемы, определения их взаимосвязей и последовательности выполнения;

• операционально-комплексной отработки. Действия с простой структурой выполняются малым числом операций, а сложные — сочетанием отработки элементов с последующим выполнени­ем действия в целом.

Принцип профессионализации учебных трудностей констатирует общую и специальную зависимость качества усвоения учебного ма­териала, темпов, роста реальной подготовленности обучающихся сотрудников от степени и характера трудностей, присущих подго­товке. Преодоление трудностей учебы мобилизует силы и возмож­ности обучающихся, способствует успешному овладению учебным материалом, формирует умение и привычку управлять собой, раз­вивает волевые качества, самообладание и, что профессионально важно, приучает действовать в условиях преодоления трудностей. Правила:

• профессионализации трудностей. Надо намеренно создавать трудности выполнения учебных заданий, соответствующих специфике профессиональной деятельности обучающихся;

• избирательного подбора трудностей. Создание учебных трудно­стей на каждом занятии должно осуществляться прицельно, с ориентацией на совершенствование конкретных элементов обученности, воспитанности и развитости сотрудников;

• индивидуализации трудностей и доступности темпа их наращи­вания.

Принцип профессиональной надежности важен в любой подготов­ке, но особое значение имеет для подготовки сотрудников к успеш­ным действиям в трудных, экстремальных, особых, чрезвычайных условиях. Правила:

• прочности усвоения учебного материала и формирования всех компонентов профессиональной подготовленности;

• автоматизации действий, которые при этом становятся устой­чивыми к различным разрушающим факторам (времени, по­мехам, трудностям, усталости, нервному возбуждению, не­профессиональному руководству и др.) и выполняются каче­ственно, даже когда такие факторы действуют;

• гибкости — подготовки сотрудников к действиям в нестан­дартных, разнообразных, неожиданных, непредвиденных ус­ловиях;

• устойчивости к помехам;

• взаимозаменяемости — учить каждого сотрудника выполнению функций другого, в том числе старшего начальника (которые могут временно отсутствовать, быть ранеными), что важно в быстро меняющейся служебно-боевой обстановке;

• упорства и настойчивости в достижении цели. Профессионал должен быть способным добиваться выполнения служебной задачи, невзирая на трудности и временные неудачи.

Принцип максимального приближения условий обучения к реаль­ным оперативно-служебным и служебно-боевым ситуациям отражает зависимость успешности профессиональных действий сотрудника от реальной обстановки. Правила:

• подготовки к действиям в максимально сложных условиях право­охранительной деятельности обязывает доводить отработку всех действий на занятиях до качественного выполнения их в таких условиях;

• выбора и моделирования внешних условий — содержит рекомен­дацию выбирать место, время и создавать условия, типичные для решения сложных профессиональных задач, затрудняю­щих их выполнение;

• моделирования внутренних условий — обязывает вызывать у обучающихся внутренние трудности (педагогические, психо­логические, физические), сходные с теми, которые могут воз­никнуть в максимально сложных условиях, учить преодоле­вать их, выполнять на их фоне все требуемые действия. Нель­зя, например, стать смелым, не попадая в трудные условия, когда надо проявить смелость. А.С. Макаренко в одной из своих бесед, отвечая на вопрос: «А если обучающийся будет бояться?», сказал: «А он и должен бояться!»;

• актуализации необходимых в максимально трудных условиях умений, навыков, качеств. Навык, проявляющийся только в упрощенных условиях, — не то качество, которое должно проявиться в критический момент. Навык, проявляющийся в упрощенных условиях, скорее всего, подведет сотрудника в сложной ситуации;

• наращивания противодействия правоохранительным мероприя­тиям со стороны криминала до реальной интенсивности. «Игра в поддавки» на занятиях — не те условия, которые могут нау­чить действовать в служебно-боевых ситуациях. Упрощения годятся лишь на начальном этапе отработки действий, а затем сила игрового противодействия со стороны правонарушителей должна наращиваться;

• отработки действий в составе группы и в максимально трудных условиях. Многие правоохранительные задачи выполняются в составе специальных групп, а поэтому и учить практическим коллективным действиям надо в составе групп; одиночная подготовка должна предшествовать коллективным действиям, создавая необходимые условия для слаженной деятельности подразделений.

Описанные принципы и правила их реализации представляют собой систему, и применять их надо в комплексе. Использование лишь отдельных из них существенно снижает эффективность СБП.

Наши рекомендации