Фанатизм как социальный феномен
В периоды масштабных социальных потрясений, когда каждый член общества чувствует себя уязвимым, особенно остро ощущается потребность социума в поддержке не только экономического и политического характера, но и в некой общей идее, способной объединить социальные группы вне зависимости от их размера. Идейность, являясь элементом культуры, присуща исключительно человеческому обществу. И, разумеется, как любой культурный процесс, восприятие и последующая трансляция идеи имеет множество особенностей и форм. Некоторые из них не отвечают потребностям общества, а некоторые и вовсе деструктивны. Одной из таких форм является фанатизм.
Этимологически, слово фанатизм происходит от латинского слова «fanaticus» - исступленный. Стоит отметить, что значение слова в полной мере характеризует основную особенность поведения фанатичной личности. Фанатизм — это твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру [5]. Также фанатизм определяется как социально-психологический феномен, характеризующий личностную позицию и систему отношений этой личности с референтными группами. В своей убежденности личность не признает, более того, даже не рассматривает возможность альтернативного взгляда на собственную позицию. Отстраняется от любой информации, прямо или косвенно указывающей на несоответствие реальности его представлениям о предмете поклонения. Агрессивно реагирует на критику в адрес почитаемого объекта, вплоть до экстремальных форм, в частности угроз жизни и здоровью оппонента. Впадает в состояние повышенного возбуждения при любом упоминании о предмете поклонения. Резко ограничивает свой круг общения, оставаясь, как правило, в рамках одной группы. Полностью зацикливается на предмете поклонения, не оставляя в жизни места для личностного роста [3].
Наиболее социально опасным и, как следствие наиболее освещенным является национальный, политический и религиозный фанатизм. На данном явлении часто основываются асоциальные или даже антисоциальные проявления на уровне как малых, так и больших групп.
Религиозный фанатизм может считаться одним из самых ранних проявлений фанатичности в целом. На протяжении всей истории мы имеем дело с примерами крайне деструктивных процессов, основанных на экстремальной форме преданности религиозной идее, будь то средневековая инквизиция, крестовые походы или акции современных религиозных террористических группировок, таких как теракт 11 сентября 2001 года в частности [2]. С понятием национального фанатизма исторически мы сталкиваемся много позже, на рубеже XIX - XX веков. В фашистской Германии проявление слепой приверженности идее выливается в масштабную, крайне агрессивную идеологию, которая затрагивает все слои общества, в том числе и научные круги, и, в конечном счете, выливается в массовый геноцид, самый крупный за историю человечества вооруженный конфликт и колоссальный социальный и экономический кризис.
Во второй половине XX века, с появлением такого понятия как массовая культура, появились новые, так называемые «бытовые» формы фанатизма. Примером может служить музыкальный и спортивный фанатизм. Подобная форма является более локальной, из-за чего можно считать её менее опасной, но ведет она себя зачастую столь же агрессивно. Поведение фаната в любом случае девиантно, хотя и намного чаще направлено в созидательное русло, нежели в предыдущих случаях. «Бытовой» фанатизм, как правило, не выходит за рамки малых групп, но также может стать причиной социальных конфликтов локального характера. Примером могут служить многочисленные столкновения фанатов конкурирующих футбольных команд, которые как результат имеют многочисленные случаи нанесения различной степени ущерба здоровью, вплоть до летального исхода.
Наиболее массовые и распространенные формы отличаются от «бытового» фанатизма по нескольким условным критериям:
1. Степень заинтересованности лидера.
Опасность и степень распространенности идеи в определенной мере зависит лично от её автора, идейного вдохновителя или лидера движения и его аппарата. Чем больше внимания уделяется со стороны организатора развитию идеи и возведения её в разряд культа, тем большее распространение она получает, и тем чаще проявляются случаи фанатичного отношения.
2. Степень организованности.
Наличие аппарата управления и его эффективная работа повышают шансы организации на дальнейшее развитие и, как следствие, распространение идеи, повышает её значимость в представлениях личности, увеличивает количество последователей, в том числе и фанатичных.
3. Степень масштаба распространения.
Чем большее количество людей знает о принципах, общих положениях или даже просто существовании идеи, тем большее количество фанатичных последователей она имеет.
4. Степень развития системы символов.
Чем насыщенней система символов в рамках идеи, тем большую аудиторию она привлекает, четче определяя, при этом, границы группы. Символика позволяет определять индивида по принципу свой - чужой.
5. Степень добровольности.
Чем больше у организации возможностей и методов манипулирования отдельными личностями или даже целыми группами, тем больше вероятность возникновения из идеи культа и появления фанатичных последователей. Подобная могущественная структура имеет возможность и опыт привлечения в свои ряды последователей не на добровольной основе и «перевоспитания» этих личностей в фанатичных носителей идеи.
6. Степень состоятельности социальной среды.
Чем меньше социальная действительность отвечает потребностям определенной группы, тем выше вероятность распространения в этой группе конкретной идеи, приверженность к которой иногда проявляется даже в экстремальной форме.
Разумеется, кроме условий внешней общественной среды и внутренней среды организации, очень большая даже, пожалуй, решающая роль отводится индивидуальным характеристикам личности. В частности, некоторые исследователи сходятся во мнении, что глобальная фиксация индивида на какой-либо точке зрения и вытекающая из этого поведенческая активность являются производными от внутриличностной организации по принципу тотальности. Индивид во взрослой жизни периодически регрессирует в состояние детской беспомощности и ищет способы справиться с тревогой, связанной с чувством собственной беззащитности во враждебной среде. Своего пика это патологическое, по сути дела, состояние, достигает при масштабных социальных потрясениях [4].
В целом, несмотря на то, что явление имеет массу неприятных как предпосылок, так и последствий, в случае его возникновения, оно может быть и полезным. Например, фанатизм может служить своеобразным индикатором общественного состояния. В зависимости от масштабов распространения в конкретном обществе данного феномена, можно судить о состоятельности социальной среды как таковой и о степени удовлетворенности ею населения. Религиозный фанатизм так же необходим в замкнутых обществах, особенно в тех, которые проходят период становления. Он позволяет максимально упрощать процедуру определения по принципу «свой-чужой», тем самым поддерживая четкие границы группы [1]. Тем не менее, даже подобная форма религиозного фанатизма не является исключительно положительной. Гораздо чаще явление носит сугубо деструктивный характер: религиозные секты, террористические группировки, агрессивные группы спортивных фанатов, субкультура скинхедов и многие другие опасные формы.
Как показал анализ данного явления, фанатизм - деструктивен как феномен в целом и как форма внутриличностной организации в частности, поскольку к обычной жизни ни один «фанат» не приспособлен в полной мере. Такой культурный феномен несовместим с активным, всесторонним личностным ростом.
Фанатизм - это «побочный эффект» культурного процесса. Как любое явление, его нельзя охарактеризовать как абсолютно негативное. Однако, при редко проявляющихся положительных сторонах, данный феномен имеет слишком много негативных последствий - разрушает социальную, психологическую и даже физиологическую структуру личности, имеет свойство разрастаться из локального в более масштабный и массовый, что говорит об опасности этого феномена для общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ким В.В. Некоторые аспекты формирования фанатизма на примере религий: Международный сборник научных трудов. Вып. 10 / ВолгГТУ. - Волгоград, 2006, с. 29-35
2. Кузнецова М.Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления.: дис…канд.филос.наук: 09.00.11// М.Н. Кузнецова.– Омск, 2003.
3. Ким В.В. Фанатизм как социальный феномен: Дис…канд.филос.наук: 09.00.11// В.В.Ким.– Москва, 2003.
4. Леонгард К. Акцентуированные личности// К.Леонгард: Пер. с нем. В.М. Лещинской; под ред. В.М. Блейхера.– 2-е изд.– Киев, 1989.
5. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие// В.Д. Менделевич.– 5-е изд.– М., 2005.