Особенности наглядного материала
Множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.
Карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис. ):
Рис. Методика обучения
Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.
Например:
«Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник — всего 5 геометрических фигур».
«Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар — всего 3 фигуры».
В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной — в пределах второго пятка.
Примерные задания:
—Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.
—Расскажи по карточке, как составлено число.
—Составь число 5 из названий цветов. (Задание по представлению.)
Усложнения
Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без наглядности.
В конце работаем с карточками (демонстрационными и раздаточными).
Дидактические игры
«Я знаю пять имен девочек...» (игра с мячом) и др.
Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел (задача 2, 3, 4)
Предварительная работа
После ознакомления детей с составом чисел из единиц формируем умение составлять числа из двух меньших чисел.
Особенности наглядного материала
Два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки). Числовые и цифровые карточки.
Методика обучения
В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.
Фрагмент:
Программная задача: познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.
Наглядный материал: круги голубые и красные, цифровые карточки ).
Ход:
—Что это?
—Какие?
—Сколько?
—Какой цифрой можно обозначить?
—А теперь сколько всего?
—Сколько каких?
—Обозначьте цифрами.
—Как мы составили число 4?
—Как можно по-другому?
Вывод:
— Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2и2, 1иЗ.
Усложнения
Сначала работаем с реальными предметами, фигурами, картинками, потом с числовыми и цифровыми карточками, затем ем задания без наглядности. Отрабатываем умение составлять числа из двух меньших, начиная с числа 3, и постепенно доходим до 10.
Замечание: состав числа 2 из единиц уже изучен. Дальше 10 идти не стоит, лучше прочно усвоить знания в пределах десятка.
Примерные задания и вопросы:
— На верхнем проводе сидели 5 ласточек. Одна перелетела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Сколько на верхнем проводе? Сколько на нижнем? Как составлено число 5? Как можно сделать по-другому?
— Вере подарили 4 карандаша. Как она могла их поделить с Мишей?
— У меня в руках 6 камешков. Сколько в левой, а сколько в правой руке?
— Нарисуйте на листе фигуры: треугольники — слева, квадраты — справа, всего — 7 фигур. Расскажите, кто как нарисовал.
— На карточке изображено 8 зайчиков. Угадайте, сколько я закрыла.
— Покажите две карточки, чтобы всего было 9.
— Какое число и как я составила?
— Как можно составить число 10?
— Составьте число 5 из двух меньших чисел.
— Придумайте два числа, которые вместе составят число 6.
Дидактические игры
«Лото» (настольно-печатная игра: числовая или цифровая карточка кладется в нужное место);
«Гаражи» (Игра может быть настольно-печатная или подвижная: на машине номер из двух цифр, надо ехать в гараж с соответствующим номером, обозначенным одним числом);
«Найди пару», «Назови соседа», «Кто где живет?» (рис. );
4 + 3 |
6-2 |
«Назови сумму», «Назови разность» (карточки с примером на одной стороне и с ответом на другой) (рис. ).
Рис. |
Рис.