Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
Сущность учебно-воспитательного процесса выражается в органическом соединении задач, средств н методов обучения и воспитания в рамках единой формы их организации. Такое соединение обеспечивает комплексность и усиление взаимовлияния обучающих и воспитывающих воздействий на формирование личности учащихся.
Содержание и структура урока. В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более мелкие элементы этого содержания:
1. Учебный материал, представленный конкретным составом
физических упражнении и связанных с ними знаний. Будучи объ
ектом изучения, физические упражнения выражают специфику
образовательной сущности урока физического воспитания, его
предметное содержание.
2. Организационно-управленческая и контролирующая дея
тельность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных
задании, покн.ч образцов практических действий, оказание помощи
и страховки, замечания и указания корректирующего характера;
действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору
инвентаря; руководство занимающимися на месте выполнения
учебных заданий (расположение, порядок выполнения, перемеще
ния); организация взаимоконтроля и взанмоанализа действий
учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение до
машнего задания и подведение итогов урока. Реализация каждо
го из элементов деятельности педагога сопровождается воспита
тельными воздействиями на личность занимающихся и решением
оздоровительных задач.
3. Утсбно-познавательная деятельность учеников: восприятие
и осмысливание дидактических задач; мысленное составление и
последующая реализация проекта решения конкретных задач; са
морегуляция учебно-познавательной деятельности на основе кор
ректирующих указаний учителя п самооценки выполнения учеб-
яых заданий. Результаты учебна-познавательной деятельности занимающихся служат главным критерием оценки качества проведения урока.
Структура урока—это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания. Структура обеспечивает внутреннюю функциональную связь всех элементов, а следовательно, и наибольшую продуктивность их взаимодействия в решении намеченных задач. Таким образом, основными структурными единицами урока являются элементы его содержания в виде взаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних. Внешние проявления отражают содержательно-организационную сущность учебно-воспитательного процесса и визуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учебной информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обучения, воспитания и организации занимающихся и пр. (см. Приложение 6).
Одной из отличительных черт современного урока физкультуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала.
Овладение физическими упражнениями требует организации активной двигательной деятельности учеников в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями. Учет этих закономерностей обусловливает выделение а структуре урока трех функционально связанных составных частей (вводно-подгоговительной, основной, заключительной), являющихся наиболее крупными его структурными единицами. Последовательность расположения этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потоагу стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.
Вводно-подготовительная часть урока обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности занимающихся в основной части. Задачи и содержание: а) начальная организация занимающихся (построение, рапорт о готовности к занятиям, строевые упражнения на месте); б) создание целевой установки (сообщение задач урока); в) обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния (выполнение упражнений фронтально, с использованием мелкого инвентаря или игрового метода); г) общее разогревание, постепенное втягивание и у .меренная активизация функции организма (выполнение усвоенных ранее или поддающихся быстрому овладению несложных физических упражнений, различных сочетаний ходьбы, бега, подскоков с постепенно возрастающей, но умеренной нагрузкой);
д) обеспечение решения специфических задач основной части урока (подводящие и подготовительные упражнения к основной части урока).
Основная часть урока предназначена для углубленного решения образовательных, воспитательных н оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и планом урока:
а) общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата,
совершенствование функциональных возможностей организма;
б) обучение технике упражнений в целях развития способности
управлять движениями собственного тела; в) формирование спе
циальных знаний; г) развитие основных и специальных двига
тельных качеств; д) воспитание нравственных, интеллектуальных
и волевых качеств. Содержание этой части урока определяется
учебным материалом программы.
Заключительная часть урока имеет целью приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность. Типичные задачи и содержание: а) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа, упражнения на расслабление мышц и на осанку); б) регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, упражнения на внимание); в) подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой результатов деятельности занимающихся; г) сообщение домашнего задания.
Классификация уроков. В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физического воспитания, основанной на каком-либо одном, наиболее существенном признаке их сходства и различия. Это обусловлено тем, что каждый урок обладает одновременно несколькими характерными признаками и с одинаковым основанием может быть включен в разные классификации, составленные, например, и по признаку предметного содержания, п по признаку преимущественной дидактической направленности уроков.
Одним из вариантов является классификация, основанная на нескольких взаимоподчиненных признаках, позволяющих представить все многообразие уроков физического воспитания в определенной иерархии (К. X. Грантынь). Наиболее общая типология уроков в этой классификации построена с учетом направленности физического воспитания (см. «Основные направления советской системы физического воспитания»):
1. Уроки общего физического воспитания, используемые в целях обеспечения базы здоровья, общего физического образования, разностороннего физического развития, а также для решения частных задач в других направлениях физического воспитания. Подобные уроки используются чаще всего в физическом воспитании детей или взрослого контингента занимающихся, не специализирующихся в каком-либо виде физических упражнений. Их содержание строится на основе комплексирования самых разнообраз-.|
ныхсредств физического воспитания, включая естественные силы природы и гигиенические факторы.
2. Уроки физического воспитания с профессиональной направ
ленностью, имеющие целью обеспечение физической готовности к
овладению различными видами трудовой и оборонной деятельно
сти. Их содержание определяется характером конкретных про
фессий и предполагаемых влияний факторов окружающей среды.
3. Уроки физического воспитания со спортивной направленно
стью, обеспечивающие специализацию в избранном виде упражне
ний и готовность к участию в соревнованиях для достижения мак
симальных результатов в конкретном виде спорта.
4. Уроки лечебной физической культуры, представляющие физ-
культурно-реабнлитациоиыое направление физического воспита
ния, применяются для восстановления нарушенных в результате
травмы пли заболевания форм и функций организма. Их содер
жание обусловлено характером нарушений восстановительных
процессов, связью с другими средствами лечения.
В границах каждой из охарактеризованных групп выделяются подгруппы уроков, различаемых но частным признакам.
Например, по признаку преимущественного использования конкретных видов упражнений в рамках общего физического воспитания различают уроки гимнастические, игровые, легкоатлетические и др., а также комплексные, включающие элементы гимнастики, легкой атлетики, игр и других видов упражнений. Далее выделяют уроки с еще более узким предметным содержанием: основной или снарядовой гимнастики, акробатических упражнений, подвижных игр, баскетбольных упражнений и т. д. В рамках спортивной подготовки выделяют по предметному содержанию уроки спортивной гимнастики, легкой атлетики, баскетбола и т. д., а также тренировочные уроки бегуна, метателя и т. п. Уроки физического воспитания с профессиональной направленностью классифицируются по роду профессий и воинских специальностей, а уроки лечебной физической культуры — по роду заболеваний.
По признаку преимущественной направленности на решение оздоровительных, воспитательных или образовательных задач различают четыре разновидности уроков:
1. Уроки комбинированные, в которых примерно в одинаковой
мере представлены все три группы задач физического воспитании.
Наиболее часто такие уроки применяются в процессе общего фи
зического воспитания.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью
могут проводиться в двух вариантах: первый — развивающее
(формирующие) уроки, служащие развитию различных систем ор
ганизма, второй — восстанавливающие (реабилитационные) уро
ки, направленные на восстановление сил и работоспособности. Те
и другие, естественно, способствуют общему выздоровлению.
3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью,
дифференцируемые в зависимости от конкретных задач нравст
венного или эстегического воспитания.
13 Заказ Л* 1180 193
4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью. Они подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач, что характерно прежде всего для школьного урока физической культуры, в котором при единстве оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности ведущими все же являются задачи обучения:
— вводные уроки проводятся в начале учебного года, четвер
ти, изучения нового раздела программы, серии уроков. Главным
на этих уроках является ознакомление учащихся с основными
задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период,
нормативными требованиями, а также выявление способностей
класса и отдельных учеников, степени готовности их к усвоению
нового материала. Типичное содержание: рассказ, беседа, выпол
нение учащимися практических заданий (обычно групповых), даю
щих представление об их подготовленности;
— уроки изучения нового материала. Основная задача — оз
накомление учащихся с новыми двигательными действиями с вы
делением главного, требующего особого внимания. Это осущест
вляется путем показа и демонстраций в сочетании с методами
слова, обязательным практическим опробованием двигательных
действий в целом или по частям на основе восстановления ранее
усвоенных знаний и умений;
— уроки совершенствования применяются для углубленного
изучения и закрепления пройденного в усложняющихся условиях
(введение лимита времени, изменение внешних условий и т. п.) ,
или специального воспитания физических качеств с помощью ус- I
военных упражнений. Задачи обучения ставятся предельно конк- ™
ретно с акцентом на совершенствование отдельных компонентов
техники. Повышается интенсивность выполнения упражнений и
моторная плотность уроков. Широко используются групповой и
индивидуальный способы организации учебно-познавательной дея
тельности учащихся, задания творческого характера по выбору
вариантов решения двигательных задач. Вводно-подготовительная
часть урока сокращается по времени, а заключительная требует
относительно больших затрат времени на восстановление;
— контрольные (проверочные, учетные, оценочные) уроки
предназначены для выявления поэтапных и конечных результатов
и оценки качества учебной работы по теме или разделу програм
мы. В уроках создаются оптимальные условия для демонстрации
каждым учащимся собственных достижений: специальная размин
ка, опробование снарядов и мест выполнения упражнений, проб
ные попытки и т. п. Предварительно учащихся знакомят с крите
риями оценки, а после выполнения контрольного задания аргу
ментируют выставляемую оценку и разъясняют пути повышения
успеваемости {см. «Оценка и учет успеваемости»);
— смешанные уроки содержат примерно в равной пропорции
элементы уроков других типов. Разноплановость образовательных
задач обусловливает своеобразие размещения учебного материа
ла в таких уроках. Например, помимо ввод но-подготовительной
части урока часто используются дополнительные разминки в основной части непосредственно перед решением очередной задачи; обучение новому материалу или выполнение упражнения на оценку должны предшествовать закреплению пройденного; развитие равновесия, быстроты и ловкости планируется до заданий по развитию силы и выносливости.
Знание типологии уроков позволяет учителю выбрать ту организацию урока, которая в наибольшей мере соответствует поставленным задачам.