Тема 5. Речевые нарушения.

I часть. Программа учебной дисциплины

Содержание программы

Тема 1. Логопедия как отраслевая наука специальной педагогики.

Логопедия как наука, являющаяся одним из разделов специальной педагогики. Предмет и объект изучения логопедии. Цель и задачи логопедии. Принципы и методы логопедии. Структура логопедии как науки. Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Связь логопедии с другими науками (внутрисистемные связи с общей педагогикой и отраслями специальной педагогики; межсистемные связи с медико-биологическими, психологическими и лингвистическими науками.) Профессиональная и личностная характеристика педагога-логопеда. Требования к речи логопеда.

Исторический аспект развития логопедии как науки о нарушениях речи (первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления; период накопления представлений о развитии правильной речи у детей /в Европе и России/; развитие отечественной логопедии). Актуальные проблемы логопедии на современном этапе.

Тема 2. Анатомо-физиологические, нейропсихологические и психолингвистические основы речевой деятельности.

Речевая деятельность, ее структура и компоненты. Анатомо-физиологические основы речи. Центральный и периферические органы речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Психофизиологические основы речевой деятельности (Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности, объясняющее механизмы формирования речи. Учение Лурии о 3-х функциональных блоках деятельности мозга. Учение о динамической локализации психических фун­кций, разработанное И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, А.Р.Лурия) Психолингвистическая характеристика речевой деятельности. (Психолингвистическая теория Л.С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания.). Механизмы речи и их уровневая организация. Речь и мышление. Влияние речевого развития на формирование психических процессов. Функции речи в онтогенезе.

Тема 3. Виды и формы речи.

Импрессивный и экспрессивный виды речи. Внешняя и внутренняя формы речи. Виды внешней речи: устная речь (диалогическая и монологическая); письменная речь, предпосылки и этапы ее формирования. Речь и язык. Использование различных коммуникативных систем при сенсорных нарушениях (на примере жестового языка, как средства коммуникации лиц с патологией слуховой функции, и системы письменности Брайля, использующейся людьми с тяжелой потерей зрения).

Тема 4. Формирование речи в онтогенезе.

Характеристики основных структурных компонентов речи: фонематических процессов (фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, фонематических представлений), просодики, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя. Этапы формирования речи у детей (периоды развития понимания речи на основе данных Н.С. Жуковой; схема системного развития нормальной детской речи, составленная Н. С. Жуковой по материалам А. Н. Гвоздева.) Особенности усвоения речевых умений и навыков в процессе онтогенеза (при нормальном и атипичном развитии).

Тема 5. Речевые нарушения.

Учение Л.С. Выготского о первичном и вторичном в структуре дефекта и его роль в развитии теоретических и практических основ логопедии. Общее понятие о речевых нарушениях. Статистика распространенности различных речевых нарушений. Сравнительная характеристика нормы, недоразвития (несформированности) и нарушения речи. Отличие речевых нарушений от физиологического несовершенства речевой деятельности ребенка. Этиология речевых нарушений. Три критических периода в развитии речевой функции. Центральный и периферический, функциональный и органический характер нарушений речевой деятельности. Исторический аспект формирования классификации речевых нарушений. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи и основные критерии, лежащие в основе каждой из них.

Виды речевых нарушений, выделяемые в рамках клинико-педагогической классификации: 1. Нарушения устной речи: а) недостатки внешнего оформления высказывания (нарушения голоса – афония, дисфония, фонастения, ринофония; нарушения звукопроизношения – дислалия, ринолалия, дизартрия; нарушения темпа и ритма речи – брадилалия, тахилалия, полтерн, заикание); б) недостатки внутреннего оформления высказывания (алалия, афазия). 2. Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

Виды речевых нарушений, выделяемые в рамках психолого-педагогической классификации: 1.Нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи). 2. Нарушения в применении средств общения (заикание).

Наши рекомендации