Результаты освоения профессионального модуля
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Оперативно-служебная деятельность, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:_____________________________________________________
Код | Наименование результата обучения | |
ПК 1.1. | Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | |
ПК 1.2. | Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | |
ПК 1.3. | Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права | |
ПК 1.4. | Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок | |
ПК 1.5. | Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки | |
ПК 1.6. | Пресекать противоправные действия, в том числе осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей | |
ПК 1.7. | Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки | |
ПК 1.8. | Осуществлять технико- криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно- служебной деятельности | |
ПК 1.9. | Оказывать первую медицинскую помощь и самопомощь | |
ПК 1.10. | Использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации | |
ПК 1.11. | Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн | |
ПК 1.12. | Осуществлять профилактику преступлений и иных правонарушений на основе | |
использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений | ||
ПК 1.13. | Осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами | |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | |
ОК 2. | Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации | |
ОК 3. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | |
ОК 4. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность | |
ОК 5. | Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности | |
ОК 6. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | |
ОК 7. | Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |
ОК 8. | Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий | |
ОК 9. | Устанавливать психологический контакт с окружающими | |
ОК 10. | Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности | |
ОК 11. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | |
ОК 12. | Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета | |
ОК 13. | Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону | |
ОК 14. | Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности | |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля «Оперативно-служебная деятельность»
Коды профессиона льных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||
(макс. учебная нагрузка и | Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | |||||
практики) | Всего, часов | в т.ч. лабора торные работы и практи ческие заняти я, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||
ПК 1.8., ПК 1.12 | Раздел 4. Специальная техника |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) «Оперативно-служебная деятельность»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел ПМ 1. Оперативно- служебная деятельность | |||
МДК 01.04. Специальная техника | |||
Раздел 1. Топографическая подготовка | |||
Тема 1. Предмет, система и задачи дисциплины «Специальная техника ОВД» | Понятие специальной техники. Классификация специальной техники применительно к оперативно-розыскной, следственной и административной деятельности органов внутренних дел, формы ее применения. Целевой характер и условия применения специальной техники, субъекты применения. Виды технических средств, применяемых органами внутренних дел | ||
Практические занятия Правовая основа применения специальной техники в деятельности ОВД. Технические средства общего назначения. Технические средства специального назначения. | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 2. Технические средства связи | Связь в органах внутренних дел: понятие и назначение. Требования, предъявляемые к связи. Виды связи, используемые органами внутренних средства и системы связи дел. Нормативные акты, регламентирующие организацию связи в деятельности правоохранительных органов. Беспроводные средства и системы связи. Понятие, назначение и принципы организации радиосвязи в деятельности правоохранительных органов. Факторы, влияющие на дальность и качество связи. Основные способы организации радиосвязи в деятельности правоохранительных органов. Режимы работы радиостанций. | ||
Практические занятия Проводные и иные средства и системы связи. Понятие, назначение и принципы организации телефонной, факсимильной, телеграфной фототелеграфной, пейджинговой, компьютерной, радиорелейной, спутниковой связи в деятельности правоохранительных органов. Перспективы развития связи в органах внутренних дел. | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 3. Технические средства охраны объектов | Понятие, назначение и виды технических средств охраны объектов. Классификация извещателей по виду зоны обнаружения. Понятие и назначение приемно-контрольного прибора. Основные функции, характеристики и классификация приемно-контрольных приборов. Приемно-контрольные приборы: охранные, охранно-пожарные, охранно- маршрутные, универсальные программируемые. Назначение и виды исполняющих устройств. Понятие оповещателя. Виды оповещателей. Оснащение объектов и помещений техническими средствами охранно- пожарной сигнализации. Понятия «охраняемая зона», «рубеж охраны». Охрана зданий, помещений органов внутренних дел. | ||
Практические занятия Охранно-пожарная сигнализация. Функции систем охранно-пожарной сигнализации. Основные элементы систем охранно-пожарной сигнализации: извещатель, приемно-контрольный прибор, оповещатели и исполняющие устройства, линии связи. Понятие системы автономной охраны объектов. Система автономной охраны одного отдельно расположенного объекта. Понятие централизованной системы охраны объектов. Особенности передачи информации в централизованных системах охраны. Понятия охранных, пожарных и охранно-пожарных извещателей, их назначение, функции. Изменения состояния охраняемого объекта, воспринимаемые извещателями. Понятие зоны обнаружения извещателя. | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 4. Технические средства усиления речи. Оперативно-служебный транспорт | Назначение и основные направления применения средств усиления речи в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов. Виды средств усиления речи. Специфика применения средств усиления речи при возникновении чрезвычайных ситуаций стихийного и криминального характера, проведении массовых мероприятий. Стационарные, мобильные, носимые средства усиления речи. Их тактико-технические данные и устройство. Подготовка к работе и устранение простейших неисправностей. Виды и назначение оперативно-служебного транспорта правоохранительных органов. Колесный оперативно-служебный транспорт: базовые модели используемые различными службами правоохранительных органов, их характеристика. Особенности окраски и дополнительное оборудование. Воздушный транспорт. Основные тактико-технические характеристики, особенности окраски и дополнительное оборудование. Возможности использования авиации в решении оперативно-служебных задач. Плавсредства классов «море», «озеро», «река». Задачи, решаемые с помощью плавсредств. Особенности окраски, флаги, дополнительное оборудование. | ||
Практические занятия Назначение и основные направления применения средств усиления речи в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов. Виды средств усиления речи. Колесный оперативно-служебный транспорт: базовые модели используемые различными службами правоохранительных органов, их характеристика. Особенности окраски и дополнительное оборудование. | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 5. Специальные средства органов внутренних дел | Понятие, назначение и классификация специальных средств. Правовые основания их применения. Тактико-технические характеристики специальных средств, используемых органами внутренних дел при выполнении служебно-боевых задач. Средства индивидуальной защиты: бронежилеты, защитные куртки и костюмы, шлемы, маски, щиты, противоударные рукавицы и щитки для защиты рук и ног. Назначение. Классы защиты. Площадь защиты. Средства активной обороны: наручники, палки резиновые, слезоточивый газ, распылители раздражающих веществ, снаряжение и др. Средства обеспечения спецопераций: ранцевые аппараты, светошумовая граната, светошумовое устройство, малогабаритные взрывные устройства, устройства принудительной остановки транспортных средств, спусковые устройства и т.д. Особенности применения отдельных видов специальных средств. Права и обязанности сотрудников, применяющих эти средства. | ||
Практические занятия Тактико-технические характеристики специальных средств, используемых органами внутренних дел при выполнении служебно-боевых задач. Средства индивидуальной защиты: бронежилеты, защитные куртки и костюмы, шлемы, маски, щиты, противоударные рукавицы и щитки для защиты рук и ног. Назначение. Классы защиты. Площадь защиты. Средства активной обороны: наручники, палки резиновые, слезоточивый газ, распылители раздражающих веществ, снаряжение и др. | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 6. Поисковая техника, средства контроля и досмотра | Способы сокрытия материальных объектов: утаивание, маскировка (естественная и искусственная), помещение в специальное хранилище. Основные признаки, препятствующие обнаружению тайников. Признаки, способствующие выявлению тайников. Прямые и косвенные демаскирующие признаки. Приборы для выявления люминесцирующих веществ, а также веществ биологического происхождения. Приборы экспресс диагностики драгоценных металлов и камней. Особенности практического использования поисковой техники. | ||
Практические занятия Понятие, виды, назначение и задачи, решаемые с использованием поисковой техники, средств контроля и досмотра. Нормативные акты, регламентирующие применение поисковой техники. Приборы для поиска предметов из черных и цветных металлов. Приборы для поиска пустот и неоднородностей. Приборы для поиска и идентификации наркотических и взрывчатых веществ. Приборы для контроля почтовых поступлений, ручной клади, багажа. Приборы для поиска источников излучения. Приборы для поиска и обнаружения человека в автотранспорте. Приборы для поиска не захороненных трупов. Приборы для поиска радиоизлучающих и звукозаписывающих устройств. | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 7. Технические средства дежурных частей органов внутренних дел | Задачи и роль дежурных частей в обеспечении правопорядка. Правовые акты, регламентирующие их деятельность. Понятие информационной системы. Функции информационных систем. Структура, общие принципы построения и реализации комплекса технических средств дежурных частей. Используемые информационные каналы. Приоритетность каналов в зависимости от иерархического места в информационной системе. Взаимосвязь канала, передаваемой информации и протокола для ее передачи Станции оперативной связи и электронные автоматические телефонные станции как основа системы передачи информации. Состав станции оперативной связи, назначение отдельных компонентов. Примеры современных станций оперативной связи и электронных автоматических телефонных станций и их тактико-технические данные. Автоматизированные информационные системы для дежурных частей органов внутренних дел, их типы, назначение, возможности. Многоканальные системы регистрации, их назначение, возможности. Геоинформационные системы, их назначение, возможности. Назначение, виды и основные направления применения технических средств звукоусиления в деятельности ОВД. Стационарные, мобильные и носимые средства звукоусиления, основные режимы работы и тактико- технические характеристики. Тактика применения средств звукоусиления при возникновении чрезвычайных ситуаций стихийного и криминального характера, проведении массовых мероприятий. | ||
Практические занятия Станции оперативной связи и электронные автоматические телефонные станции как основа системы передачи информации. Состав станции оперативной связи, назначение отдельных компонентов. Примеры современных станций оперативной связи и электронных автоматических телефонных станций и их тактико- технические данные. Автоматизированные информационные системы для дежурных частей органов внутренних дел, их типы, назначение, возможности. Многоканальные системы регистрации, их назначение, возможности. Геоинформационные системы, их назначение, возможности. Назначение, виды и основные направления применения технических средств звукоусиления в деятельности ОВД. Стационарные, мобильные и носимые средства звукоусиления, основные режимы работы и тактико-технические характеристики. | |||
Самостоятельная работа |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля Оперативно-служебная деятельность предполагает наличие:
• Кабинетов:
• Криминалистики;
• Специальной техники;
• Огневой подготовки;
• Тактико-специальной подготовки;
• Первой медицинской помощи.
• Полигоны:
• Криминалистический;
• Полигон для отработки навыков оперативно-служебной деятельности в соответствии с профилем подготовки;
• Стрелковый тир.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: специальные технические средства; раздаточный материал в виде моделей различных чрезвычайных и оперативно-служебных ситуаций, могущие возникнуть в профессиональной деятельности.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование; учебные компьютеры с выходом в Интернет и сервер. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: специальная оперативно-служебная техника; следственный чемоданчик; прочее криминалистическое оборудование; видеомагнитофон; плазменная панель; материалы уголовных дел.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: персональные компьютеры; специализированное оборудование и техника; учебный и иной дидактический материал; экспериментальная площадка для моделирования различных чрезвычайных и оперативно - служебных ситуаций, могущие возникнуть в профессиональной деятельности.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
МДК.01.04 Специальная техника
Список основной литературы
1. Криминалистика. Полный курс : учеб. для вузов / [В.В. Агафонов и др.]; под общ. ред. А.Г. Филиппова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 856 с. - (Бакалавр. Углубленный курс)
2. Бастрыкин А.И. Криминалистика: техника, тактика и методика расследования преступлений : науч.-практ. пособие / А.И. Бастрыкин. - 2-е изд., доп. - СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юрид. центр Пресс", 2010. - 460 с.
3. Сергеев О. Д., ст. преп. Электронное издание КемГУ 2012 Специальная техника
Нормативные акты\
I. Конституция РФ. М.. 1993.
2.Закон РФ "О милиции" (в ред. Законов РФ от 18.02.93 N 4510-1, от 01.07.93 N 5304-3.Федерального закона от 15.06.96 N 73-ФЗ). 4.Закон РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" от 12.08.95 г. 5.Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.93г.
6. Указ Президента РФ от 9.11.91 г. "О неотложных организационных мерах по борьбе с преступностью в РСФСР". Ведомости РСФСР , N 46, 1991 г.
7. Указ Президента РФ от 4.04.1992 г. "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Ведомости РФ, N17, 1992 г.
8. Указ Президента РФ от 6.05.93 г. "Об организационных мерах по усилению борьбы с преступностью". Собрание актов N18. 1993 г.
9. Указ Президента РФ от 18.09.93 г. "О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в РФ". Собрание актов, N38, 1993 г.
10. Указ Президента РФ от 14.06.94 г. "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности". Собрание законодательства РФ, N8, 1994 г.
II. Указ Президента РФ "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994-95 гг." Экспресс-закон, N 26, 1994 г.
12. Постановление Совета Министров РСФСР от 21.06.91г. N 385 "Об утверждении перечня специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении ОВД РСФСР".
13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
142. Закон об органах и учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Дополнительная литература
1. ДРАПКИН Л.Я. КРИМИНАЛИСТИКА : УЧЕБ. / Л.Я. ДРАПКИН, В.Н. КАРАГОДИН. - М.: КНОРУС, 2009. - 0 С. - (ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБ.). РАЗДЕЛ 2 «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА»
2. Журнал «Специальная техника». 1999-2007 г.
3. Н. Б. Ванчаков, А. С. Деренчук, С. И. Щербак. Специальная техника органов внутренних дел. Опорные конспекты: Учебное пособие. - М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. - 84 с.
4. Барабанов Н.П.., Кленов С.Н. Обеспечение безопасности информации в уголовно-исполнительной системе: Моногр. - Рязань: АПиУ
Минюста РФ, 2003. - 204 с.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Условие проведение занятий.
Предусмотрены следующие традиционные и интерактивные формы проведения лекций: . проблемная лекция; . лекция - визуализация; . лекция - дискуссия; лекция с разбором конкретных ситуаций.
Традиционные и интерактивные формы практических занятий: . использование специализированных и прикладных программ юридического профиля; решение конкретных юридических ситуаций на базе порталов юридического значения; компьютерное моделирование правовых явлений и процессов; . групповая дискуссия; . мозговой штурм; . семинар - совещание; . семинар - конференция.
Внеаудиторные формы работы:
. создание собственных проектов-моделей оперативно-служебных ситуаций;
. приглашение специалистов. Организация учебной ипрактики:
1) учебная практика проводится, как правило, в учебных, других вспомогательных объектах образовательного учреждения. Учебная практика может также проводиться в организациях в специально-оборудованных помещениях на основе договоров между организацией и образовательным учреждением. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла;
2) сроки проведения практики устанавливаются факультетом в соответствии с ОПОП СПО;
3) сроки проведения учебной практики устанавливаются с учетом теоретической подготовленности студентов и возможностей наличия рабочих мест в организациях по месту прохождения практики;
4) общий объем времени на проведение учебной практики определяется ФГОС СПО и учебным планом;
Консультационная помощь обучающимся может быть оказана:
1) после прочтения лекции;
2) после проведения практического занятия;
3) в любое рабочее время, если преподаватель не занят;
5) согласно установленному расписанию.
Дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля:
1. Теория государства и права.
2. Административное право.
3. Криминалистика.
4. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности. .
5. Основы управления в правоохранительных органах.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
1) наличие высшего профессионального образования;
2) практическая подготовка по соответствующему профилю.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой Инженерно-педагогический состав: наличие высшего профессионального образования. Мастера: наличие высшего или среднего профессионального образования.
Профессорско-преподавательский состав отделения сформирован из высококвалифицированных специалистов, имеющих не только теоретическую подготовку, но и опыт практической деятельности в сфере права.