О вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г

Два столетия назад в 1812 г. началась Отечественная война с армией Наполеона, напавшей на Россию. Ее исход определил дальнейший ход развития мировой истории, судьбу народов. Война оставила неизгладимый след в истории России, в истории Башкортостана. Она была всенародной войной против врага, нарушившего границы государства, посягнувшего на мир, покой граждан. В.Г. Белинский писал, что «12-й год, потрясши всю Россию из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил … возбудил народное сознание и народную гордость»[1]. В разгроме армии Наполеона решающая роль принадлежала русской армии, в рядах которой были представители всех народов страны, в их числе башкиры.

Война вызвала большой подъем патриотизма среди народов империи. Об этом позже писал один из участников войны С.Н. Глинка: «...не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие – и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу, башкирцы оренбургские сами собою вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки»[2].

В августе 1812 г. последовал указ правительства о формировании от 10 до 30 пятисотенных полков из башкир и мишарей, а также оренбургского атаманского тысячного полка. Начало войны совпало с недородом и голодом в Оренбургской губернии. Несмотря на это, призываемые в действующую армию шли со своим обмундированием, оружием и конем. Вооружение башкир состояло из ружья, пики или копья, сабли, лука и колчана со стрелами. Ружье и пистолет у них было редкостью. Обмундирование им предписывалось иметь свое. Оно выглядело следующим образом: «суконный кафтан синего или белого цвета, широкие шаровары такого же цвета с красными широкими лампасами, белая остроконечная войлочная шапка (колпак), которая на полях с двух сторон была разрезана и загнута, ременной пояс, кожаная портупея и сабля, подсумок с патронами, сапоги из коневьей кожи, которых, хотя и некрасивые, но весьма прочные»[3].

Кроме них, 12 тыс. башкир несли линейно-сторожевую службу на восточных границах империи. Таким образом, за 1811-1813 гг. башкирские кантоны мобилизовали и направили для защиты страны от врага и для охраны юго-восточной границы около 27 тыс. башкир. Мишарские кантоны снарядили 2 полка. Из национальных частей в рядах русской армии находились еще 2 тептярских и 1 полк ставропольских калмыков. В 1812 г. были созданы 3, 4 и 5-й оренбургские казачьи полки, из которых два последних составили атаманский тысячный полк. Был создан также оренбургский драгунский полк. 5 полков было сформировано уральскими казаками. Уфимцы выставили пехотный полк. Таким образом, в помощь русской армии Башкирский край выставил 45 конных полков, из которых 28 башкирских[4].

Башкирские полки показали себя преданными и боеспособными частями русской армии. Они участвовали во всех крупных боевых кампаниях войны. Особенно это ярко проявилось в заграничном походе армии в 1813-1814 гг. Они героически сражались под Варшавой, Данцигом, Лейпцигом, Веймаром, Гамбургом, Глогау и Парижем. Особенно конники отличились в сражении под Лейпцигом в октябре 1813 г., получившим название «Битва народов». В нем участвовали 1-й, 4-й, 5-й, 9-й и 14-й башкирские полки в составе армии под командованием генерала Бенигсена, которые прибыли к Лейпцигу накануне сражения. Французский генерал Марбо, позже описывая это сражение, отмечал, что накануне его русская армия получила подкрепление, где были и башкиры, вооруженные луками и стрелами. За это, - писал он, «наши солдаты прозвали башкир амурами». Генерал выделял их мужество, храбрость и бесстрашие[5].

Охваченное патриотическим подъемом население края оказывало посильную помощь русской армии не только непосредственным участием, посылая конницу и собирая денежные средства. Уже в августе 1812 г. башкиры, тептяри, мишары пожертвовали в пользу армии 500 тыс. рублей. Добровольные взносы продолжались и в дальнейшем. Кроме того, башкирами было подарено 4139 лошадей, которые ими же были доставлены в действующую армию. Это было признано в дальнейшем царским правительством. По окончании войны Александр I поручил оренбургскому военному губернатору Г.С. Волконскому объявить от лица России «благоволение башкирам и мишарям за их похвальное усердие Отечеству, за пожертвования и участие в войне» [6]. Все это свидетельствовало о массовом добровольном участии в войне и посильном вкладе народов Башкирского края в борьбу с врагом за освобождение России.

Участие башкир в войнах России выработало у них своеобразную тактику в ходе боя: «40 шагов есть среднее расстояние для верного выстрела из лука. В сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другою; при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком, раскрытою грудью и засученными рукавами смело кидается на врага и, пустивши 4 стрелы, колет пикою» [7].

В Отечественной войне в рядах действующей русской армии героически сражались 28 башкирских полков, 9 из которых были среди воинских частей, победоносно вступивших в Париж. Многие воины Башкиро-мещерякского войска были отмечены боевыми наградами: орденом Св. Анны, серебряными медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812-1814 гг.» [8].

Отвага и мужество башкир в войне получили достойное отражение в общественной мысли России. Так, один из видных организаторов партизанского движения поэт Денис Давыдов, активные участники войны писатели и ученые Сергей Глинка, А. Раевский, краевед Василий Зефиров в своих мемуарах и рассказах посвятили немало места показу подвигов и героизма башкирских воинов против французов в годы войны. Видный русский писатель и поэт-декабрист П. Кудряшев одним из первых с восхищением писал о героизме башкир-воинов. О ратных подвигах башкир в войне с французами писали и западноевропейские деятели культуры – писатели, поэты, художники. Так, в театре немецкого города Веймар их приветствовал великий немецкий поэт И. Гёте. Один из начальников башкирского полка подарил ему свое боевое оружие - лук и стрелу. По прошествии многих лет поэт с восхищением рассказывал об этом ценном даре.

Большое влияние на общественную жизнь Башкирии XIX в. оказали события Отечественной войны 1812 г. Ее победное завершение дало заметный толчок для развития национального самосознания народов Российской империи, способствовало росту среди них передовой общественной мысли, науки и культуры, активизации их борьбы против неравенства и бесправия. В устно-поэтическом творчестве башкирского народа произведения об Отечественной войне 1812 г. заняли особое место. Они нашли широкое отражение во всех жанрах фольклора. Песни, баиты, легенды и предания о войне были проникнуты чувствами ненависти к врагу, гордости за выполнение гражданского долга перед Родиной, идеями дружбы и братства: песни «Эскадрон», «Баик», «Кутузов "кдронности, песни " предания о войне были проникнуты чувствами ненависти к врагу, гордости за выполнение гражданского долга п», «Кахым-туря», «Вторая армия», «Прощание башкира с милой», «Песнь башкира перед сражением», легенды и предания «Командир Кахым», «Абдурахман Акзигит» и др. Башкиры-воины, как и другие народы России, с честью выдержали клятву, данную Родине, своим близким. Это нашло отражение в песне «Любизар»:

«В России французы

Смогли себя узнать,

Под натиском русских, башкир

Любезники, любизар,

Любезники, любизар,

Молодчина, молодец!

И в Москву вошли мы,

И Париж видали мы,

Землю потрясали мы.

Молодчина, молодец!

Когда французов побеждали»[9].

Интересна история этой песни: главнокомандующий русской армии фельдмаршал М.И. Кутузов принял с докладом командира одного из башкирских полков и за отвагу похвалил следующими словами: «Любезные вы мои башкирцы, хорошо деретесь». Вернувшись, он рассказал об этом своим воинам. Они и сложили эту песню»[10].

В башкирском фольклоре имеются баиты военно-исторической тематики, посвященные Отечественной войне 1812 г.: баит дерева, баит французской войны, французский баит, баит о русско-французской войне, баит российского воинства, баит о Кутузове[11].

Сохранилось немало легенд и преданий о войне. Среди них особое место занял рассказ башкира Джантюры о своей жене, сопровождавшей его в годы войны, о чем поведал известный краевед В. Зефиров[12]. Таким образом, в различных жанрах башкирского фольклора рассказывается об Отечественной войне, участии башкир, их мужестве и стойкости в борьбе с врагом, о славе Кутузова, о возвращении с победой домой. Героизм башкир-конников получил отражение не только в изустной литературе. Этой теме посвящали произведения поэты и писатели, а также драматурги. Так, известный башкирский писатель Ф. Туйкин в 1912 г. к 100-летию Отечественной войны написал драму «Ватан кахармандары» (Герои Отечества), где вновь прозвучало восхваление башкирских воинов в войне с французами[13].

Отечественная война 1812 г. явилась одной из героических страниц славной истории России. Все народы страны были охвачены одним желанием – помочь армии для скорейшего разгрома врага. В годы войны ярко проявилось братское содружество всех народов страны, совместными усилиями которых была одержана победа над армией Наполеона. Немалым был вклад народов Башкорстана. На территории края были сформированы 28 пятисотенных конных полков, которые отважно сражались с врагом на территории России и за ее пределами. Они участвовали и в заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. Башкирские конные полки своей отвагой и мужеством стали гордостью воинской славы России. В последующие периоды отечественной истории в периоды военных кампаний широко использовались традиции формирования иррегулярных воинских соединений, чему послужил опыт башкирских конников в период войны с французами. В годы Гражданской войны, Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были сформированы кавалерийские соединения – кавалерийская бригада под командованием М.Л. Муртазина, легендарные две Башкирские кавалерийские дивизии – 112 и 113, которые стали гордостью воинской славы России и Башкортостана. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. при проведении культурно-просветительной работы широко использовались многочисленные факты из героической борьбы народов страны, в том числе Башкирии, в Отечественной войне 1812 г. Так, в республиканской библиотеке организовывались выставки на различные темы, в частности «Отечественная война», подбирались редкие издания, в которых описывались сражения с Наполеоном и др. В вузах республики преподавателями читались лекции о героическом прошлом страны, где немало места уделялось этой теме[14].

ЛИТЕРАТУРА

1. Матвиевский П.Е.. Оренбургский край в Отечественной войне 1812 года. Исторические очерки // Ученые записки Оренбургского государственного педагогического института. Оренбург, 1962. Выпуск 17. С. 7.

2. Асфандияров А.З. «Любезные вы мои …». Уфа, 1992. С. 18.

3. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. С. 138.

4. Усманов А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года. Уфа, 1964. С. 57-58, 74-76.

5. Асфатуллин С.Г. Северные амуры в Отечественной войне 1812 года. Уфа, 2000. С. 138.

6. Из истории феодализма и капитализма в Башкирии. Уфа, 1971. С. 83.

7. Асфандияров А.З. Указ. соч. С. 22.

8. Из истории феодализма и капитализма в Башкирии. С. 87.

9. Башкирское народное творчество. Песни. Книга 1. Уфа, 1974. С. 76.

10. Усманов А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года. С. 104.

11. Башкирское народное творчество. Баиты. Том 11. Уфа, 2004. С. 42-48.

12. 1812 йылгы Ватан хугышында башкорт атлылары. (Легенды и песни). Уфа, 1944. С. 26-33.

13. Башкирское народное творчество. Баиты. Том 11. С. 383.

14. Красная Башкирия. 1941. 9 сентября.

Р.Н. Рахимов,

к.и.н., доцент БГУ (г. Уфа)

Наши рекомендации