Вопрос1. Педагогическое взаимодействие с семьей: сущность, назначение, направления
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС(4 часа).
Цели занятия: усвоение, актуализация и систематизация знаний о категории
"взаимодействие"; усовершенствование умений выбирать стратегию и тактику налаживания позитивного взаимодействия педагога с родителями учащихся владение технологией обучения родителей взаимодействию с детьми.
Ключевые знания:
• различные подходы к определению категорий "взаимодействие", "педагическое взаимодействие", "ценностное взаимодействие";
• назначение взаимодействия школы и семьи как источника и механизма вития учащихся, родителей, педагогов;
• основные проявления (характеристики), типы педагогического взаимодействия;
• принципы, правила, условия успешного взаимодействия педагога с родителями учащихся;
• стратегические и тактические основы взаимодействия педагога с семьей учетом приоритетных направлений в воспитании детей.
Умения, способы деятельности:
• определять проблемы взаимодействия в семье;
• изучать родительскую позицию по отношению к ребенку с точки зрения адекватности, динамичности и т.п.;
• ставить цель, разрабатывать стратегию и тактику взаимодействия, программу "Педагог - семья" ("Школа - семья"), ее научно-методическое обеспечение;
• анализировать собственную позицию во взаимодействии с родителя учащихся;
• на основе договора (соглашения) обучать родителей основам взаимодействия с детьми.
Форма изучения: практическое занятие, самостоятельная работа студента.
Блок 1. Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Педагогическое взаимодействие с семьей: сущность, назначение, направления.
2. Функции, типы и уровни взаимодействия "педагог - родители".
3. Принципы и условия эффективного школьно-семейного взаимодействия.
4. Системный подход к педагогическому взаимодействию с семьей.
5. Основы стратегии и тактики взаимодействия педагога с семьей.
Вопрос1. Педагогическое взаимодействие с семьей: сущность, назначение, направления
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний(на основе домашней самостоятельной работы):
- краткое сообщение по вопросу 1.
Э т а п 2. Систематизация знаний:
Заданием 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Взаимодействие является одной из философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов подвлиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие - начальная, исходная, родовая категория.
Условием и следствием продуктивного взаимодействия его субъектов, повышающим эффективность этого процесса и его результата, является контакт.
Контакт осознается и переживается субъектами как положительный, подкрепляющий взаимодействие фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам фактор его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Другими словами, внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие [5, с. 305-311].
2.Авторы В.М. Лещинский, С.В. Кульневич, М. Вудкан, Д. Френсис и др. выделяют "шаги контакта":
1). Признание.
Взгляните на другого человека и обратите на него внимание.
2). Установление индивидуальности.
Свяжите для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.
3). Физическое взаимодействие.
"Наведите мосты" при помощи физического взаимодействия (обмен взглядами, словами).
4). Заинтересованность.
Выразите заинтересованность в ситуации и перспективах другого человека.
5). Выражение своих мыслей.
Честно, но в необидной для другого форме раскройте ваши мысли и чувства.
6). Готовность оказать поддержку.
Будьте готовы подбодрить другого.
3. Сущностная характеристика категории "взаимодействие" раскрыта в работах Л.П. Буевой, И.А. Зимней, Э.В. Ильенкова, М.С. Когана и др., которые связывают понимание человеческой деятельности и неразрывного с ней сознания с философским осмыслением понятий "взаимодействие", "отношение", "общение".
А.В. Мудрик рассматривает взаимодействие как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу.
А.Н. Леонтьев подходит к трактовке сущности данной категории с позиций диалектики, с учетом специфики этой категории: "жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел".
Ученые И.А. Зимняя, А.В. Мудрик и другие обращают внимание на важные условия возникновения контакта между взаимодействующими сторонами: уважение друг к другу, эмпатийность, толерантность.
В работах психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), - педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, В.Т. Кабуш и др.) на различных уровнях разработана идея сотрудничества как особой формы педагогического взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие предполагает всемерную поддержку детям, родителям, на что обращают внимание в своих трудах А.С. Макаренко, И.П. Иванов, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский и др. Газман О.С. выделил проблему поддержки в особую область деятельности педагога, а В.А. Караковский обозначил суть педагогической поддержки терминами: "проблема", "защита", "самостоятельность".
4. Обосновывая необходимость педагогического взаимодействия с родителями учащихся, авторы утверждают, что это важно для:
выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка с целью создания максимально приемлемых условий для его развития;
правильного определения цели и задач воспитания как школой, так и родителями;
наиболее эффективной расстановки сил;
наилучшего изучения ребенка с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного - со стороны родителей и общественно-гражданского, интеллектуального, нравственного, трудового и др. - со стороны школьных учителей;
выработки общей методики и техники необходимых воспитательных воздействий на ребенка, для координации и корректировки их в различных жизненных ситуациях;
установления эмоционально-положительных взаимоотношений классного руководителя, учащихся и родителей (общечеловеческий аспект) [9, с. 442].
5. Основа взаимодействия "семья - школа" определяется следующими направлениями:
повышением педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
консультированием родителей педагогами и психологами;
сравнительным анализом (педагогами и психологами) актуального опыта воспитания и обучения детей;
согласованием воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
совместной выработкой наиболее адекватных (с учетом возможностей, традиций, потребностей и т. п.) направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения [3. с. 4].
6. Н.И. Щуркова в книге "Классное руководство" (М., 2000) обращает внимание на следующие составные взаимодействия:
информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника и т. п.;
педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той его стороны, которая прежде всего касается отношения к ребенку (искусства любить ребенка), а затем режима его жизни и деятельности. Осуществляется это с позиции профессиональной необходимости;
практическая совместная работа детей и родителей, которая организуется педагогом.
Содержанием "обрисованного" взаимодействия становится постоянная забота педагога о развитии личности ребенка.
7. Многие исследователи считают, что главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
Субъектная позиция родителей, детей, учителя в учебно-воспитательном процессе - это результат и условие развития их взаимодействия.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
осознание важности предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;
включение детей и родителей в процесс цслеполагания и планирования деятельности;
овладение способами проектирования собственной деятельности;
предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
ориентация на интересы и потребности семьи, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
Очень значима и другая идея развития взаимодействия - организация совместного творчества учителей, родителей, учащихся, что предполагает:
формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;
использование методики организации коллективной творческой деятельности [10, с. 356-357].
8. Высшей формой взаимодействия является сотрудничество.
Сотрудничество - это гуманистическая идея совместной деятельности детей и взрослых, основанной на взаимопонимании, взаимовлиянии, взаимоподдержке, на коллективном планировании, совместном распределении сил, средств и др., анализе процесса и результатов этой деятельности.
9. В книге "Прикладная педагогика воспитания" (СПб., 2005) автором придается огромное значение педагогическому альянсу, то есть союзу.
Педагогический альянс - это союз двух субъектов воспитательного процесса. Субъектом в этом случае являются объединения людей: одна сторона - педагогический коллектив, другая - семья. Интерес, ради которого заключается союз - интерес ребенка и счастье его жизни.
Педагогический альянс имеет разную направленность: по назначению носит гуманистический характер, ориентированный на счастье развивающегося человека; по функциям - направляет усилия на сферу духовную, материально-техническую, финансово-экономическую, этико-психологическую; по содержанию совместной деятельности - профессионально-педагогический характер, ориентированный на научно-педагогические закономерности развития личности, профиль его, конечно, воспитательный.
Стратегия педагогического альянса - счастье ребенка, а тактика - создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организация активной жизни достойного человека "здесь и сейчас".
Педагогический альянс не имеет паритетного начала, ибо ведущим становится субъект, обладающий профессиональной компетенцией, - школа. Паритетные начала должны сохраняться лишь в этической сфере организованного взаимодействия. Тем не менее, диктат школы неуместен и бессмысленен, ибо не продуктивен. Но и представлять школу как учреждение, оказывающее "услуги" родителям согласно их заказу, тоже лишено социального, научного, профессионального смысла [14, с. 295-297].
Задание № 2.Обсудите в группах (3^ человека) суть утверждений:
"сотрудничество - совместная деятельность активно взаимодействующих субъектов";
"для сотрудничества характерны: единство цели; организационность и управляемость совместной деятельностью; разделение функций, действий в деятельности; позитивность межличностных отношений";
"распространенные способы сотрудничества: проблема (проблемный вопрос), дискуссия, обсуждение, деятельность, общение".
Задание № 3.Ответьте на вопросы:
1. Какие внутренние и внешние показатели позволяют педагогу определять эффективность его взаимодействия с родителями?
2. Контакт, повышающий эффективность педагогического взаимодействия и являющийся его результатом, - это условие, следствие, фактор или то и другое? Обоснуйте выбор.
3. На каких принципах основано сотрудничество как высшая форма взаимодействия педагога с родителями?
4. В чем состоит гуманистический характер педагогического альянса учителей и родителей, его стратегия и тактика?
5. Какие из приоритетных направлений педагогического взаимодействия с семьей выделяют теоретики и практики?
6. Каковы составные педагогического взаимодействия? Составляющие педагогического взаимодействия с семьей и его направления - однотипные по содержанию понятия или они чем-то отличаются?
Вопрос 2. Функции, типы и уровни взаимодействия "педагог – родители»
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний(на основе домашней самостоятельной работы):
- обсуждение докладов по вопросу 2.
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Некоторые ученые выделяют пять функций работы школы с родителями:
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
работа с родительским активом, другими организациями родителей [9, с. 444-450].
2. Существуют разные типы взаимодействия. Так, К.А. Абульханова-Славская, И.В. Власюк и др. называют следующие из них: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; однонаправленное содействие; однонаправленное противодействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.
3. В зависимости от отношения педагогов, родителей, детей к интересам, проблемам друг друга, наличия осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектности позиции Л.В. Байбородова выделяет такие типы взаимодействия, как: сотрудничество, диалог, опека, подавление, соглашение, конфронтация, индиферентность (полная или частичная) [2, с. 22-23].
4. Как показывает анализ теории и практики, педагогическое взаимодействие с семьей учащегося осуществляется на разных уровнях. Это ценностное взаимодействие (очень высокий уровень), позитивное взаимодействие, допустимое взаимодействие, непродуктивное взаимодействие.
Сегодняшняя ситуация ставит перед учителем задачу по-новому подходить к определению содержания, форм и методов педагогического взаимодействия с родителями. Оно должно быть полезным, значимым как для одной, так и для другой стороны во имя счастья ребенка, а значит, - ценностным.
5. Чтобы педагогическое взаимодействие с семьей приобретало ценностный характер, у педагога развивалась ориентация на ценностное взаимодействие, исследователи рассматривают следующие аспекты этого процесса:
- А.В. Павлова обращает внимание на важность соблюдения таких условий, как интерес и стремление педагога к общению с родителями; самостоятельность в деятельности; инновационный подход; привлечение родителей к совместной деятельности; активность родителей.
- И.В. Власюк выделяет три компонента ориентации педагога на ценностное взаимодействие с семьей, которые составляют аксиологическое (ценностное) ядро личности, ориентационно-ценностный ее стержень: когнитивный (рациональный); аксиологический (эмотивный, мотивационно-потребностный); коммуникативно-действенный (праксиологический, деантологический).
Задание № 2. Изобразите схематично различные типы педагогического взаимодействия с семьей:
1. По содержанию деятельности...
2. По наличию или отсутствию цели ...
3. По степени управляемости ...
4. По стилю общения ...
Задание № 3.Иногда педагогическое взаимодействие характеризуют по оптимальности, эффективности, ценностности, частоте, устойчивости.
Поразмышляйте: эти подходы исключают или взаимодополняют друг друга?
Задание № 4.Ученые (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова и др.) берут за основу определения типов педагогического взаимодействия различные сочетания признаков: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга; наличие осознанной общей цели совместной деятельности; субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии.
На основании данных признаков составьте перечень типов взаимодействия педагога с родителями.
Задание № 5. Ответьте на вопросы:
1. Какого уровня взаимодействия с родителями учащихся вам удавалось достичь в процессе практики? Что оказывало влияние на достигнутый вами уровень?
2. Проанализируйте, достаточно ли сформирована ориентация педагога, у которого проходили практику, на продуктивное, ценностное взаимодействие с семьей учащегося. На основании чего об этом можно судить?
3. Как взаимосвязаны между собой типы и уровни педагогического взаимодействия с родителями? Обоснуйте ответ.
4. Как, на ваш взгляд, реализуются изученные вами функции педагогического взаимодействия с семьей в школе, где проходили практику? Что вам хотелось бы изменить по данному вопросу в деятельности педагога?