Глава 2. Социальные технологии работы с молодёжью в условиях допризывной подготовки
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Социальной коммуникации
Кафедра социальной коммуникации и организации работы с молодежью
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
«Формирование гражданско-патриотического воспитания у допризывной молодёжи»
Направление 040700.62 Организация работы с молодёжью
Профиль Социализация молодёжи: управление молодёжными проектами
«Допустить к защите»
«___»__________________2013г.
Руководитель_____________ «____»________________ /Шилин А.Ю./
подпись дата ФИО
«Процент оригинального текста составляет ______ %»
Методист учебно-производственной
лаборатории и математических моделей
в психологии и педагогике _______«____»____2013 г. /Шпынев А.К./
подпись дата ФИО
Руководитель _____________ «____»______ 2013г. / Шилин А.Ю./
подпись дата ФИО
Студент _____________ «____»______2013 г. /Гурнова М.А./
подпись дата ФИО
Москва, 2014
Оглавление
Глава 1. Теоретические основания патриотического воспитания молодёжи в контексте допризывной подготовки 1
1.1 Исторические предпосылки допризывной подготовки молодёжи 2
1.2 Понятие допризывной молодёжи
Выводы к 1 главе 3
Глава 2. Социальные технологии работы с молодёжью в России 4
2.1 Современные технологии работы с допризывной молодёжью в России 5
2.2 Мероприятия по допризывной подготовке в старших классах как фактор позитивного отношения молодёжи к армии
Выводы ко 2 главе 6
Глава 1 Теоретические основания патриотического воспитания молодёжи в контексте допризывной подготовки 1.1 Исторические предпосылки допризывной подготовки молодёжи 1.2 Понятие допризывной молодёжи Глава 2 Социальные технологии работы с молодёжью в условиях допризывной подготовки 1.1 Современные технологии работы с допризывной молодёжью в России 1.2 Мероприятия по допризывной подготовке в старших классах как фактор позитивного отношения молодёжи к армии | 15:20:28 | |
ну и естественно везде выводы и заключение |
Введение
Военная служба на Руси испокон веков была почётным и достойным занятием. Проводы в армию приобретали характер семейного, а то и народного праздника, а парней, не годных к службе в армии, считали неполноценными, и они всю жизнь этого стыдились. Характерным фактом является то, что таких молодых людей называли негодяями, а впоследствии так стали называть «человека не годного, ни к чему или никуда не способного, дурного, плохого».
В настоящее время проблема работы с допризывной молодежью по-прежнему остаётся актуальной.
Анализ уровня физического и морального развития граждан, подлежащих призыву на военную службу, свидетельствует о наличии серьезных проблем в этой сфере. Об этом свидетельствует Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года. Так, низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание детей выявляются у 75 - 85 процентов старшеклассников. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10 - 18 процентов) компенсируют дефицит движений. Более 1 млн учащихся и студентов образовательных учреждений, обучающихся по очной форме обучения, по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе.
В результате значительная часть граждан, призванных на военную службу, не справляется с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы. Главной проблемой при этом является отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе.
По мнению директора «Роспатриотцентра» Сергея Чуева, за последние годы у молодёжи трансформировалось мнение о срочной службе в вооруженных силах. Как правило это выражается в падение престижа армии в глазах молодёжи. Это связано не только с организацией армейского режима (в том числе дедовщиной), но и с общим эмоциональным фоном (страх, стыд, недоверие). В связи с этим возникает необходимость популяризации военных игр, соревнований, открытых уроков и иных мероприятий, стимулирующих перемену мнения о службе в армии.
Актуальность может подтверждаться тем фактом, что проблема сокращения числа призывников обсуждается на уровне государственного сектора. Так, А.А Осипов (член-корреспондент Академии проблем обороны, правопорядка и безопасности), М.Н. Кожевников (академик РАЕН), А.С. Орлов (академик РАЕН) делают акцент на том, что уклонение от военной службы военнослужащими по призыву является серьезной угрозой для безопасности России. При этом , основную причину он видит в недостаточном уровне работы с молодёжью на предмет патриотического воспитания. По мнению автора , данную проблему необходимо начинать решать за несколько лет до призывного возраста. При этом она должна нести комплексный и системный характер.
Понятие допризывной подготовки молодёжи регламентируется рядом нормативно-правовых документов как на федеральном, так и на региональном уровнях. В их число входят Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О воинской обязанности и военной службе", Постановление о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы".
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) рассматривает допризывную подготовку к военной службе как отдельное направление деятельности. Главная цель направления – организация и содействие в проведении мероприятий по допризывной подготовке молодёжи, а также организационная, методическая и информационная поддержка субъектов допризывной подготовки молодёжи.
Некоторые субъекты РФ приняли собственные нормативно - правовые акты, регламентирующие работу с допризывной молодежью (Постановление Правительства Чеченской Республики «О комплексной программе допризывной подготовки молодёжи в Чеченской Республике на 2010 - 2014 годы»; Целевая программа Калужской области «Патриотическое воспитание населения Калужской области и подготовка граждан к военной службе на 2011-2015 годы"; Постановление Правительства Астраханской области «О Допризывной подготовке молодежи Астраханской области на 2013-2017 годы" и т.д.)
Частично обязанности по содействию допризывной подготовки берёт на себя образовательный сектор. На уровне общего образования эту проблему призваны решать кадетские корпуса и специальные выездные мероприятия военно- патриотического характера. На уровне высшего профессионального образования данная проблема решается путём создания и функционирования военных кафедр.
К сожалению, на сегодняшний момент не существует единых социальных технологий, применяемых в работе с допризывной молодёжью. Это вызывает ряд проблем у ведомств, содействующих решению данной проблемы. Особенно это касается формирования позитивного отношения к службе среди молодежи, обучающейся в старших классах школы.
Исходя из этого, на сегодняшний день данную проблему можно считать актуальной.
Объектом исследования в данном исследовании является молодёжь допризывного возраста.
Предметом исследования являются социальные технологии работы с допризывной молодёжью.
Цель работы – сформулировать социальные технологии работы с молодёжью в условиях допризывной подготовки.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «допризывная молодёжь»
2. Сформулировать теоретические основания патриотического воспитания молодёжи в контексте допризывной подготовки
3. Проанализировать нынешнее состояние допризывной подготовки молодёжи в России, а также существующие в этой области социальные технологии
4. Предложить свой проект, направленный на формирование позитивного отношения молодёжи к службе в армии
Рабочая гипотеза исследования:внедрение технологий допризывной подготовки молодёжи в условиях образовательного учреждения способствует формированию позитивного отношения к службе в армии у старшеклассников
В ходе работы над курсовым проектом применялись следующие методы научного исследования:
Общенаучные:
· Общелогические методы: анализ, синтез, дедукция.
· Теоретические методы: литературный, гипотетический, обобщение Эмпирические методы: описание
Теоретическую основу работы составили нормативно-правовые источники, регламентирующие допризывную подготовку молодёжи (Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О воинской обязанности и военной службе", Постановление о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" и т.д.), современные издания, посвящённые патриотическому воспитанию молодёжи и допризывной подготовке ( Антонов Г.А. «Организация патриотического воспитания военнослужащих», Ершов В.П. «Воспитание патриотизма в контексте духовной культуры», Кондратьев М.Ю., Мешков И.А. «Социально-психологические особенности субъективного отношения представителей различных категорий современной отечественной молодежи к российской армии» и т.д), а также материалы научно-практических конференций, посвящённых проблемам допризывной подготовки молодёжи и проблемам формирования позитивного отношения службы в армии (ИРИ РАН «Патриотизм –один из решающих факторов безопасности России», «Молодёжь и современная армия») и иные источники.
Научная и теоретическая значимость работы:
· Выявлены основные положения процесса допризывной подготовки молодёжи
· Сформулированы основные социальные технологии работы с молодёжью в условиях допризывной подготовки
Практическая значимость работы:
Результаты исследования могут стать основой для реализации проекта, направленного на формирование позитивного отношения к службе в армии у старшеклассников
Хорошо организованное войско существовало еще в Московском государстве. Постоянную службу несли дворяне, а остальное население призывалось только в случаях особой необходимости. Главной военной силой на рубеже XV-XVI веках была конница, а при Иване Грозном большую роль в обеспечении безопасности страны стала играть пехота. Первое постоянное пешее войско составили стрельцы.
Однако полноценная регулярная армия появилась в Российском государстве уже при Петре I на основе рекрутского призыва, под который подпадали крестьяне, мещане и другие податные сословия. Воинская повинность была общинной и пожизненной.
Дальнейшие серьезные преобразования связаны с правлением Александра II. В 1862 году он освободил от повинности дворян, а позднее и представителей некоторых других сословий: купцов и духовенство. Таким образом, основу армии составляли крестьяне и мещане.
1 января 1874 года был утвержден Закон о всеобщей воинской повинности, что позволило увеличить численность армии и создать обученные резервы.
Воинской повинности подлежало все мужское население страны, достигшее 21‑летнего возраста. Кроме того, с этого момента призыв распространялся на представителей всех национальностей, проживающих в России. В добровольном порядке поступали на военную службу офицеры, вольноопределяющиеся и охотники. Возможность продолжить её предоставлялась также нижним чинам унтер‑офицерского звания, выслужившим обязательные сроки действительной службы.
В начале XX века срок действительной службы в пехоте и пешей артиллерии составлял 3 года, в других родах сухопутных войск — 4 года, во флоте — 5 лет.
Некоторым категориям граждан были предоставлены льготы. Например, срок службы для молодых людей, окончивших курс учебного заведения 1‑го разряда (а также 6 классов гимназии) был 2 года. Совершенно неспособные носить оружие по состоянию здоровья и вовсе освобождались от службы. Также были избавлены от воинской повинности некоторые служители церкви.
Условия призыва вновь были ужесточены после прихода к власти большевиков. Постановление 1918 года "О принудительном наборе в Рабоче ‑ Крестьянскую Красную Армию" носило ярко выраженный классовый характер и предусматривало обязательную военную службу для трудящихся, достигших 18‑летнего возраста.
В последующем проведение призывов в ВС СССР регламентировалось законами о воинской обязанности.
В 1930 году, был принят советский закон - "Об обязательной военной службе", - согласно которому оборона СССР с оружием в руках осуществлялась только трудящимися. На нетрудовые классы возлагалось выполнение иных обязанностей - обслуживание армии.
Таким образом, сохранялся классовый подход к исполнению гражданами обязанностей военной службы. Конституция СССР 1936 года сняла социально‑классовые ограничения на выполнение советскими гражданами воинской обязанности. Призывной возраст для рядового и младшего начсостава определялся с 18‑19 до 50 лет.
В годы Великой Отечественной войны порядок выполнения воинской обязанности существенно изменился: её возрастные границы стали от 16‑17 до 55 лет. Было введено всеобщее военное обучение. Граждане, которые по своим политико‑моральным качествам или по состоянию здоровья не призывались в ряды ВС СССР, выполняли воинскую обязанность в особом порядке (работа на оборонных предприятиях, в военных тыловых учреждениях, служба в воздушной обороне и т. п.).
Через четыре года после окончания Великой Отечественной войны был принят закон, по которому призыв граждан мужского пола проводился один раз в год в ноябре‑декабре. Кроме того, в Вооруженных силах СССР были установлены новые сроки службы: в Сухопутных войсках (СВ) и Военно‑воздушных силах (ВВС) - 3 года, в Военно‑морском флоте (ВМФ) - 4. Позднее, в 1968 году, срок срочной службы сократился до 2‑х лет в СВ и до 3‑х - в ВМФ. Выпускники институтов, не получившие военной подготовки, служили один год. Помимо осеннего был введен и весенний призыв.
Последним законодательным актом СССР по воинской обязанности стал закон "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 года, действие которого сохранялось некоторое время и после распада СССР, вплоть до принятия соответствующего законодательства Российской Федерации.
В настоящее время основным законодательным актом для призывников является Федеральный закон от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе". Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Согласно внесенным поправкам, с 2008 года срок прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах РФ для российских граждан мужского пола составляет один год.
Глава 2. Социальные технологии работы с молодёжью в условиях допризывной подготовки