Основу исследования составляют его методы. По той роли, какую они выполняют в научном поиске, различают методы получения ретроспективной и текущей информации, общенаучные и теоретические методы, эмпирические методы научного познания, методы обработки и анализа эмпирической информации[30]. Общая модель методов научного исследования может быть представлена следующим образом: (Рис. 5)
Теоретические методы выявления закономерных связей и зависимостей: Классификация. Систематизация Типология. |
Методы математической статистики и статистического анализа: Сводка и группировка статистических материалов. Статистическое изучение вариационных рядов. Корреляция, коэффициенты корреляции. Индексы: количественные, качественные, средних величин. Факторный и кластерный анализ. Графическое изображение статистических данных. Шкалирование. Интерпретация. |
Методы сбора текущей информации: Анализ документов. Опрос. Социометрия. Наблюдение. Эксперимент. Тестирование. Хронометрирование. Фонометрирование. |
Теоретические методы: Обобщение. Абстрагирование. Формализация. Операционализация. Моделирование. |
Общенаучные методы: Описание. Объяснение. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Аналогия и экстраполяция. Сравнение и классификация. |
Методы сбора ретроспективной информации: Анализ литературных источников. Анализ документов. |
МЕТОДЫ НАУЧНОГО исследования |
Рис. 5. Общая модель методов научного исследования
Начало любого исследования осуществляется методами получения ретроспективной информации. Основным здесь выступает метод теоретического анализа литературных источников. Его назначение состоит в поиске и изучении имеющихся (ретроспективных) в литературных источниках теоретических и эмпирических данных по изучаемой проблеме, описания методов сбора и анализа информации с тем, чтобы в программе предстоящего исследования применять основные и частные научные концепции, подходы, понятия выбранного научного направления.
Метод теоретического анализа литературных источников обеспечивается общефилософскими методами научного анализа. Научное описание – это установление и фиксация результатов с помощью обозначений в понятиях определенной науки.
Объяснение – выявление и описание причинно-следственных связей, объясняющих структуру изучаемого процесса или явления, установление закономерности исследуемой деятельности. Здесь важную роль играют общенаучные методы познания: анализ и синтез – расчленение предмета исследования на части и объединение их в целое; дедукция – построение частных выводов на основе анализа отдельных сторон изучаемого процесса или явления и индукция – построение общих выводов на основе частных заключений; абстрагирование – отвлечения в процессе теоретического анализа от ряда свойств изучаемого явления с одновременным акцентированием внимания на интересующие исследователя свойства предмета исследования; сравнение – установление различий и сходства свойств и отношений изучаемого явления с другими его свойствами или другим схожим явлением; классификация – выделение общих и различных их свойств и качеств, объединение и разделение этих объектов на определенные схожие и различные группы; обобщение – установление общих свойств и признаков изучаемого явления; конкретизация (идеализации) – формулирование заключения на основе одних свойств явления, находящихся в сходстве с другими свойствами; аналогия – отождествление (приравнивание) явлений или предметов, связанных между собой отношениями равенства, что позволяет отвлекаться от различий, выделить общее для них свойство.