Глава 24. производство в надзорной инстанции
§ 1. Сущность и значение надзорного производства
Надзорное производство — регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесении протеста в порядке надзора, проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.
Производство в надзорной инстанции — самостоятельная стадия уголовного процесса. Оно возникает, когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив и судебная ошибка не исправлена в кассационном порядке. Такой приговор, а также вступившее в законную силу судебное определение или постановление могут и должны быть пересмотрены, отменены или изменены. Такой пересмотр осуществляется в порядке надзорного производства, а само производство по пересмотру именуется производством в надзорной инстанции.
Сущность и значение пересмотра приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается прежде всего в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Суды надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых судами как первой, так и других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационным производством. Разница же между ними состоит прежде всего в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившие в законную силу судебные решения, которые, возможно, уже обращены к исполнению либо даже частично или полностью исполнены.
Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных лиц судебных или прокурорских органов.
Таким образом, надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности и справедливости, нарушенных не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.
Вместе с тем, следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускаются в течение одного года по вступлении их в законную силу.
Исключительность данной стадии состоит в том, что:
1) предметом проверки являются вступившие в законную силу судебные решения;
2) надзорное производство может состояться только при наличии протеста суда или прокурора;
3) поводом для проверки в порядке надзора может послужить любая информация о незаконном судебном решении по делу;
4) подача жалобы, заявления не влечет за собой обязательного рассмотрения дела в надзорной инстанции;
5) для проверки обвинительных решений, ухудшивших положение осужденного, не установлены никакие сроки.
§ 2. Возбуждение надзорного производства
Сведения о том, что вступившие в законную силу приговор, определение, постановление являются незаконным или необоснованным, могут быть получены от осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей. Кроме того, с просьбами о принесении протеста могут обращаться любые граждане, учреждения и организации. Судебная ошибка может быть обнаружена и непосредственно при проверке деятельности нижестоящих судебных органов вышестоящими. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее подачи.
Протесты в порядке надзора вправе приносить:
1) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, их заместители — на приговоры, определения и постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции — на приговоры, определения и постановления районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке.
3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор и их заместители в пределах своей компетенции — на приговоры, определения, постановления межгарнизонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам Белорусского военного суда, рассматривавшего дело в кассационном порядке (этот пункт в статье 404 УК отсутствует, что нелогично).
Лицо, принесшее протест, вправе его отозвать до начала судебного заседания, в котором он подлежит рассмотрению.
Указанные лица вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста. Право истребования уголовных дел из районных (городских), межгарнизонных военных судов принадлежит также районным (городским) и приравненным к ним прокурорам, которые в необходимых случаях вносят вышестоящему прокурору представление о принесении протеста в порядке надзора.
Если указанные должностные лица (судебные и прокурорские) усмотрят, что приговор, определение или постановление суда по истребованному уголовному делу являются незаконными или необоснованными, они приносят протест и направляют дело с протестом в соответствующую надзорную инстанцию. Если же в деле не было обнаружено оснований для принесения протеста, то должностное лицо сообщает об этом заявителю с указанием мотивов его возврата. В данном случае истребованное дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано.
§ 3. Порядок рассмотрения уголовных делпо протесту
Судами надзорной инстанции являются:
1) Президиумы областного, Минского городского судов, которые рассматривают уголовные дела по протестам на кассационные определения этих судов и на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных (городских) судов;
2) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которая рассматривает уголовные дела по протестам на постановления президиумов областных судов, Минского городского суда или при отсутствии кворума в президиумах указанных судов по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, а также приговоры, определения и постановления областных судов, Минского городского суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь;
3) Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь, которая рассматривает уголовные дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления межгарнизонных военных судов, приговоры, определения и постановления Белорусского военного суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь;
4) Президиум Верховного Суда Республики Беларусь, который рассматривает уголовные дела по протестам на приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.
В статье 407 УПК Республики Беларусь предусмотрен также порядок направления уголовного дела для рассмотрения в надзорной инстанции в случае, если в судах первой или кассационной инстанций принимало участие большинство членов президиума областного, Минского городского судов.
Порядок рассмотрения дел в надзорных инстанциях подробно изложен в статье 411 УПК. Так, согласно этой статье уголовное дело по протесту на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее пятнадцати суток, а Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь — не позднее месячного срока со дня поступления уголовного дела с протестом.
В рассмотрении уголовного дела в порядке надзора принимают участие:
1) в президиумах областного, Минского городского судов — прокуроры области, города Минска, Белорусский транспортный прокурор либо их заместители;
2) в судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь — прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором Республики Беларусь;
3) в Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь — Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместители.
В необходимых случаях на заседание суда, рассматривающего уголовное дело в порядке надзора, для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители. Этим лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом.
Рассмотрение дела в суде начинается докладом председателя суда или по его назначению членом президиума или судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание приговора, определения или постановления, протеста. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями, рассматривающими данное дело. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевшие, гражданский истец, гражданский ответчик, представители, они вправе после доклада давать свои устные объяснения.
Затем слово предоставляется прокурору для поддержания принесенного им или вышестоящим прокурором протеста либо для дачи заключения по уголовному делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.
Решение суда надзорной инстанции принимается большинством голосов. При равенстве голосов протест, рассмотренный в президиумах областного, Минского городского судов и в Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь, считается оставленным без удовлетворения. Определение, постановление суда надзорной инстанции составляется в совещательной комнате; резолютивная часть его немедленно оглашается в зале судебного заседания.
Следует отметить, что президиумы всех судов выносят постановления, а судебная коллегия по уголовным делам и военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь — определения.
§ 4. Решения судебно-надзорных инстанций
При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами протеста и обязан проверить все производство по делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен в отношении одного или части осужденных, суд обязан проверить дело в отношении всех осужденных. При рассмотрении уголовного дела суд в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, изменить режим отбывания наказания, установить фактическое начало исчисления срока отбывания наказания и решить иные вопросы, связанные с изменением приговора, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.
Если будет признано неправильным оправдание обвиняемого или прекращение производства по уголовному делу в суде первой или кассационной инстанции, равно как и назначение осужденному наказания, по своей мягкости не соответствующего содеянному, суд надзорной инстанции вправе отменить приговор или определение и направить дело на новое судебное разбирательство соответственно в суд первой или кассационной инстанции.
Несколько иначе определены в законе права вышестоящей надзорной инстанции в отношении решений нижестоящей надзорной инстанции. Если будет обнаружено, что неосновательное прекращение производства по уголовному делу или незаконное смягчение наказания осужденному было допущено при рассмотрении дела в порядке надзора, вышестоящая надзорная инстанция вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение.
По результатам рассмотрения уголовного дела в порядке надзора суд принимает следующие решения:
1) оставить протест без удовлетворения;
2) отменить приговор и все последующие судебные определения, постановления и прекратить производство по уголовному делу либо передать его на новое судебное разбирательство;
3) отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
4) отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение;
5) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
Следует подчеркнуть, что основаниями к отмене или изменению вступившего в законную силу приговора являются обстоятельства, изложенные в статье 388 УПК.
При новом рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции усиление наказания либо применение закона о более тяжком преступлении допускается только при условии, если первоначальный приговор был отменен в порядке надзора за мягкостью наказания или в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе вынести частное определение (постановление), если для этого имеются основания.
Вопросы для самоконтроля
1. Сущность и значение стадии производства в надзорной инстанции.
2. Какие признаки определяют надзорное производство как исключительную стадию уголовного процесса?
3. Отличие производства в порядке надзора от производства в кассационной инстанции.
4. Процессуальный порядок возбуждения надзорного производства. Пределы прав лиц, правомочных приносить протесты в порядке судебного надзора.
5. Суды, рассматривающие дела по протестам в порядке надзора.
6. Порядок рассмотрения уголовного дела по протесту.
7. Пределы прав надзорной инстанции.
8. Решения, принимаемые в порядке надзора.
Глава 25. Производство по уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам
§ 1. Сущность и основания возобновления производства по делу по вновь открывшимся обстоятельствам
Возобновление производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам — исключительная стадия уголовного процесса, в которой соответствующий вышестоящий суд производит проверку законности и обоснованности приговора и иных судебных решений, вступивших в законную силу, в связи с обнаружением новых, не известных при расследовании и рассмотрении дела обстоятельств, устанавливающих незаконность и необоснованность данного решения.
Наличие этой стадии вызвано тем, что иногда после вступления приговора в законную силу выявляются обстоятельства, свидетельствующие о его незаконности и необоснованности, которые не были известны во время расследования и рассмотрения дела и потому не могли быть учтены судом. Поскольку характер этих обстоятельств иной, чем тех, которые образуют основания для пересмотра приговоров в порядке надзора, возникает необходимость в существовании особого порядка проверки законности и обоснованности приговоров в связи с их открытием. Для установления вновь открывшихся обстоятельств необходимо произвести специальное расследование, которое и дает основание ставить вопрос об отмене приговора.
Необходимо также учитывать, что при надзорном производстве следственные действия недопустимы, тогда как возобновление производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам возможно лишь после совершения следственных действий. В этой стадии принимаются решения, отличающиеся от решений, принимаемых в надзорной стадии.
В соответствии со статьей 418 УПК основаниями для возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
1) установленная вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего, свидетеля, заключения эксперта, подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие постановление незаконного приговора, определения или постановления;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия должностных лиц органа уголовного преследования, повлекшие постановление незаконного приговора, определения или постановления;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судей, совершенные ими при рассмотрении данного дела;
4) установленные проверкой или расследованием в порядке, предусмотренном статьей 420 УПК, и изложенные в заключении прокурора иные обстоятельства, не известные суду при вынесении приговора, определения, постановления, которые сами по себе либо вместе с ранее установленными обстоятельствами свидетельствуют о невиновности осужденного или о совершении им иного по степени тяжести преступления, чем то, за которое он осужден, либо о виновности оправданного лица или лица, в отношении которого производство по делу было прекращено.
Обстоятельства, перечисленные в пунктах 1—3 статьи 418 УПК, могут быть установлены помимо приговора определением суда, постановлением судьи, прокурора, следователя, органа дознания о прекращении производства по уголовному делу за истечением срока давности, вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное общественно опасное деяние, или в связи со смертью обвиняемого.
§ 2. Порядок возбуждения производства по вновь открывшимся обстоятельствам
Производство по вновь открывшимся обстоятельствам проходит несколько этапов:
1) возбуждение производства и расследование вновь открывшихся обстоятельств;
2) принятие решения прокурором по результатам расследования и дальнейшему направлению дела;
3) рассмотрение дела судом;
4) производство по делу после отмены приговора по вновь открывшимся обстоятельствам.
Данное производство может начать лишь прокурор при наличии к тому поводов и оснований. Согласно статье 420 УПК такими поводами являются заявления граждан, сообщения должностных лиц, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений, а также данные, полученные в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства других уголовных дел.
По поступившему заявлению или сообщению прокурор организует проведение проверки по вновь открывшимся обстоятельствам, истребует копию приговора и справку суда о вступлении его в законную силу, после чего выносит постановление о возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам и организует их расследование. Если прокурор не усматривает оснований для возбуждения производства по вновь открывшимся обстоятельствам, он отказывает в этом своим постановлением, о чем сообщает заявителям. Заявитель может обжаловать данное решение вышестоящему прокурору.
После окончания проверки или расследования вновь открывшихся обстоятельств при наличии оснований для возобновления производства по уголовному делу прокурор направляет дело со своим заключением, копией приговора или материалами проверки либо расследования в соответствующий суд.
Для возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам закон устанавливает специальные сроки. В соответствии со статьей 419 УПК пересмотр обвинительного приговора по вновь открывшимся обстоятельствам в пользу осужденного сроками не ограничен. Смерть осужденного также не является препятствием к возобновлению производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам в целях его реабилитации. Пересмотр оправдательного приговора, определения, постановления о прекращении производства по уголовному делу, а также пересмотр обвинительного приговора по мотивам мягкости наказания или необходимости применения к осужденному закона о более тяжком преступлении допускается лишь в течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности и не позднее одного года со дня открытия новых обстоятельств.
Заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается:
1) в отношении приговоров, определений и постановлений районных (городских) судов — президиумами областного, Минского городского судов, а в отношении приговоров, определений и постановлений межгарнизонных военных судов — Белорусским военным судом;
2) в отношении приговоров, определений и постановлений областных судов, Минского городского суда — судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, а в отношении приговоров, определений и постановлений Белорусского военного суда — военной коллегией Верховного Суда Республики Беларусь;
3) в отношении приговоров, определений и постановлений Верховного Суда Республики Беларусь — президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.
В результате рассмотрения заключения прокурора о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам суд выносит одно из следующих определений или постановлений:
1) об отмене приговора, определения или постановления суда и передаче дела прокурору для производства нового предварительного расследования либо в соответствующий суд на новое судебное разбирательство;
2) об отмене приговора, определения или постановления суда и о прекращении производства по уголовному делу, когда не требуется новое предварительное расследование или судебное разбирательство для принятия окончательного решения по уголовному делу;
3) об отклонении заключения прокурора.
Внести изменения в приговор, определение или постановление суд не вправе, поскольку новые обстоятельства не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Предварительное расследование и судебное разбирательство после возбуждения дела в связи с отменой приговора по вновь открывшимся обстоятельствам производятся на общих основаниях. Как суд, так и орган предварительного расследования не связаны выводами, содержащимися в отмененном приговоре. Они принимают решение на основе или с учетом новых обстоятельств.
Вопросы для самоконтроля
1. Сущность, задачи и значение стадии возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Основания возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. Сроки, порядок возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам. Действия прокурора по окончании проверки или расследования вновь открывшихся обстоятельств.
4. Порядок и решения, принимаемые судом по вопросу о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.
5. В чем отличие производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам от предварительного расследования?