Трудности, влияющие на характер общения у дошкольников
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, необходимо понять их причины. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные — психофизиологические особенности ребенка (определенная незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7—8 годам).
Нередко эти факторы действуют одновременно, поскольку взрослые недооценивают (по своему незнанию) или попросту игнорируют те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.
Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят временный характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). Эти периоды, несмотря на трудновоспитуемость ребенка, свидетельствуют-таки о нормальном процессе психического и личностного развития. Воспитательные же воздействия на ребенка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому моменту системы отношений взрослого и дитя.
Очень важно суметь выявить истинные, глубинные причины неадекватного поведения ребенка, вызывающего тревогу у родителей и воспитателей, и наметить пути решения выявленных проблем.
Нарушения общения могут проявляться в следующих формах:
· неспособности сопереживать другому ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов;
· неумении регулировать свои эмоции и поведение;
· проявлении отрицательных эмоций и страхов постоянного характера в процессе общения.
Далее мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся поведенческие проявления, вызывающие трудности в общении у дошкольников, а также возможные способы их коррекции.
АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ
Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой — может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.
Агрессивным называют разные типы поведения. Например, враждебность, форма гагрессии, чреватая неприятностями и для самого носителя, и для его окружения.
Упорство — тоже форма агрессии, но без него трудно получить результат, достичь цели.
Существует несколько категорий агрессивного поведения [31], мы остановимся на двух главных формах, с которыми часто приходится сталкиваться родителям и педагогам.
1. Недеструктивная агрессия — настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное надостижение цели и тренировку. Такая форма агрессии проявляется у детей с первых месяцев жизни и служит для зашиты потребностей, собственности, прав, она тесно связана с удовлетворением личностных желаний, достижением цели, способностью к адаптации.
2. Враждебная деструктивность — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Проявляется как результат-сильных негативных переживаний, дискомфорта. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся незначительными, для маленького человека могут оказаться труднопереносимыми именно в силу не-. зрелости его нервной системы, поэтому физическая реакция может быть для него наиболее удовлетворительной и результативной, особенно при ограниченной способности к самовыражению.
Враждебная деструктивность проявляется в форме физической и вербальной (словесной) агрессии.
Физическая может выражаться как в драках, так и в разрушительном отношении к вещам (ребенок разбрасывает и ломает игрушки, рвет книги и т. п.). Иногда агрессивность и разрушительность совпадают — тогда ребенок швыряет различные предметы в других детей и взрослых. Оскорбления, ругань, дразнилки — выражение вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды.
Причины агрессивного поведения могут отражать различные эмоциональные переживания ребенка. Например:
· боязнь быть обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения; Ф переживание обиды или душевной травмы;
· неудовлетворенная потребность в любви и внимании;
· протест против ограничения каких-либо естественных желаний или потребностей (скажем, в активной деятельности).
Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка имеют характер взаимоотношений в семье и стиль воспитания. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком [54].
Для эффективного взаимодействия с ребенком и коррекции его поведения взрослому (педагогу, психологу, родителю) необходимо, прежде всего, выяснить причины таких проявлений. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в реализации выбранных взрослыми мер влияния на ребенка.
Основные направления содержания коррекционной работы:
1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживания чрезмерного неудовольствия.
2. Удовлетворение потребности ребенка в активности, достаточной и приемлемой самостоятельности в исследовательской и познавательной деятельности.
3. Конструктивное определение пределов разрешенного.
4. Обучение ребенка приемлемому выражению враждебности.
5. Управление реакциями агрессивности ребенка с целью его психологического развития.
6. Помощь ребенку и участие при болезненных для него переживаниях.
7. Гармонизация отношений родителей и детей.
Для предупреждения и преодоления агрессивного поведения маленьких детей целесообразно использовать коллективные и ролевые игры, способствующие выработке произвольности правильного поведения, способности к сопереживанию и взаимовыручке.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у детей в импульсивности, неустойчивости внимания, двигательной расторможенности. Таким детям трудно соблюдать предписания, сосредоточиться на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Для них собственное желание «Я так хочу!» является более значимым, чем любые правила; даже четкое знание правил поведения отнюдь не является условием их выполнения. Интеллектуальный уровень и творческая активность у гиперактивных детей могут быть достаточно высокими, однако продуктивность выполнения задания невелика из-за повышенной утомляемости. Фаза сосредоточения составляет от 5 до 15 минут, после чего в течение 3-7 минут мозг нуждается в отдыхе для накопления энергии.
Естественно, что перечисленные выше особенности влияют и на процесс общения со взрослыми и сверстниками: неумение регулировать свое поведение, равно как и неспособность сдерживать ситуативные желания, может приводить к конфликтам. Для взрослых особой проблемой при взаимодействии с импульсивными детьми является невозможность контролировать ситуацию.
В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности матери и родов, соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы. Первые его проявления можно заметить уже в младенчестве, к 6-7 годам он достигает пика, в благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается.
Выявить гиперактивного ребенка в детсадовской группе можно по критериям, предложенным педагогами-психологами Г.Мониной и Е.Лютовой.
Оценка внимания:
· имеет много незаконченных проектов непоследователен в поведении
· не может долго удерживать внимание
· не слышит, когда к нему обращаются
· с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
· имеет трудности в организации поведения
· теряет вещи
· избегает задач скучных и требующих умственных усилий
· часто бывает забывчив.
Оценка сверхактивности:
· ерзает, крутится
· беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо)
· спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве)
· находится в постоянном движении, «с мотором» » очень говорлив. Оценка импульсивности:
· отвечает уже до того, как его спросят
· не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях
· часто вмешивается, прерывает говорящего
· плохо сосредоточивает внимание
· не может отложить момент вознаграждения
· не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам
· на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения заданий).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком наиболее эффективна, если она проводится параллельно с вмешательством психоневролога. Что касается воспитательных воздействий, то педагогу и родителю необходимо, прежде всего, учитывать особенности нервной системы ребенка.
Истощаемость внимания. Учитывая данную особенность, предлагайте ребенку поэтапное выполнение действий, инструкция должна быть простой и краткой. В обучающих занятиях используйте различные методы — чередование активности (вашей и ребенка), чередование деятельности — интеллектуальной и физической (показать что-либо мимикой, в движении, изобразить чувство, психогимнастический этюд). Смена деятельности — послушать, пересказать, рассмотреть картинки, представить, нарисовать, поиграть — не только позволяет ребенку получить разнообразный опыт, потренировать различные способности, но и поддерживает интерес к занятию. В качестве физкультминутки актуальными будут подвижные игры для развития внимания и наблюдательности. Конечно, не следует использовать сразу все методы, выбирайте наиболее соответствующие вашим целям и возможностям. Физическая подвижность. Ели ее не удается ограничивать, то необходимо преобразовывать из спонтанной в конструктивную.
Неумение регулировать свои эмоции и поведение. Главная стратегия в работе с такими детьми должна быть направлена на повышение субъективной значимости правила и осознанности собственных действий. Необходимо, чтобы действие стало личностно значимым и эмоционально привлекательным. Лучше всего это достигается в играх с правилами. Для достижения развивающего эффекта в играх с правилами взрослый должен быть и организатором, и участником игры одновременно. В роли участника взрослый вызывает у детей интерес к игре, создает субъективную значимость правил, демонстрирует правильные действия; в роли организатора он следит за соблюдением правил, оценивает и контролирует результаты тех или иных действий детей. Следует заметить, что для ребенка до 5-6 лет предварительное объяснение правил, оторванное от реальных действий, неэффективно для регуляции его поведения. Правила должны выделяться постепенно, в ходе самой игры, действия которой неоднократно проиграны, т. е. необходимо опираться на опыт ребенка.
Кроме игр с правилами, следует использовать другие, тренирующие усидчивость, снимающие напряжение, подвижные, направленные на развитие умения соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность.
Для импульсивных детей очень полезны обсуждения их действий, организуемые взрослым, например, итог игрового занятия. Ребенку предлагается проанализировать игровые действия сверстников и свои собственные с точки зрения соблюдения (несоблюдения) правил, рассказать о возникших затруднениях. В процессе беседы взрослый задает стимулирующие вопросы, совместно с ребенком обсуждает альтернативные варианты действий, предлагает ему ту или иную стратегию поведения. Такая совместная рефлексия позволяет ребенку в дальнейшем отслеживать и контролировать свои действия.
Замкнутость— нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастании трудности установления новых социальных отношений [Е. И. Рогов. Настольная книга...]. Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержания контактов, не только не знает как общаться с другими, но и не испытывает потребности в общении. Причинами замкнутости могут быть:
· длительный стресс;
· недостаток эмоционального общения в семье (длительные пребывания в больнице или ситуация, когда в семье ребенка игнорируют, не проявляют любви к нему и др.);
· индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов);
· страх ребенка перед незнакомыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться к взрослому.
Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего мира и приспосабливается жить в одиночестве. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Обычно у замкнутого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм и занятиям, хотя участвует в них наравне с другими. Он равнодушно принимает предложения взрослого, послушен, практически никогда не проявляет своей инициативы. При этом малыш может испытывать разнообразные и не всегда положительные эмоции, однако у него нет путей и способов их выразить. Косвенными проявлениями переживания ребенком отрицательных эмоций могут служить навязчивые действия (посасывание пальца, грызение ногтей, царапание кожи, выдергивание у себя волос, раскачивание и пр.). Попытку «разговорить» его, установить с ним внутреннийконтакт, выяснить причины «такого» поведения ребенок может расценивать как вторжение в личный мир, несущее дискомфорт. Замкнутый ребенок часто не нуждается и в физической ласке, или вообще не переносит физических контактов.
Замкнутость качественно отличается от застенчивости И от аутизма, но в поведенческом проявлении они могут быть похожи. В отличие от аутизма (крайней формы отчуждения, выражающейся в уходе от контактов с окружающей действительностью), замкнутость не является патологическим явлением и может быть скорректирована совместными усилиями психолога, воспитателей и родителей.
Первостепенной задачей взрослого в работе с такими детьми является установление доверительных отношений. Однако само по себе расположение к взрослому не обеспечивает активности и самостоятельности детей. Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился позитивный опыт таких действий. Необходимо совместное со взрослым действие, способное увлечь и заинтересовать ребенка. Вначале нужно понаблюдать, чем ребенок занимается и что приносит ему в игровых действиях удовлетворение, а затем повторить для него эти действия. Смотреть при этом лучше не в лицо, а на игрушку. Это освободит ребенка от скованности, игра увлечет его — таким образом возникает основа для дальнейшего контакта с ним, с постепенным включением элементов контакта в привычную для ребенка деятельность.
Если положительный эффект достигнут, надо последовательно разнообразить действия, приносящие ребенку удовольствие, усиливая эмоции выражением собственной радости, показывая ребенку всю прелесть общих действий и взаимопонимания.
После закрепления у ребенка потребности в контакте, когда его обращение к другому человеку становится спонтанным, можно переходить к усложнению форм взаимодействия и новым играм [35].