Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А.О.Прохоров)
Назначение теста. Для изучения эмоционального состояния можно использовать цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В рисунках и цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Необходимый материал. Для работы необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50х50 мм (правая сторона будет предназначена для рисунка).
Инструкция к тесту.
Инструкция №1. Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вам надо в этом квадрате цветным карандашом изобразить ваше состояние, то есть то, что вы в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его карандашами разных цветов. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонтально и перпендикулярно к ней на три части и т. д.)
После того, как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает Инструкцию 2.
Ребята! Сейчас каждый из вас изобразил свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы (парта, доска, наш класс), а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т. д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа.
Время для проверки теста не должно ограничиваться.
Ключ к тесту
Цвет (в квадрате) | Рисунок | Состояние |
Красный | Тетрадь Парта Класс Доска и другие школьные атрибуты | Активность (активация) |
Красный, сочетание красного и желтого | Радуга Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары | Радость |
Зеленый | Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска | Внимание, сосредоточение* |
Розовый | Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла | Мечтание, фантазирование |
Черный | Дождь Клякса Ребенок спит за партой | Утомление, усталость |
Оранжевый | Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает старушке | Дружелюбие, доброжелательность |
Желтый | Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой | Искренность |
Голубой | Душ Бассейн Море | Бодрость |
Синий | Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука Дети с учительницей, со старшими | Азарт Уважение |
Коричневый | Поле «Скорая помощь» Могилка Ребенок упал, мама гладит его по головке | Сочувствие, сострадание |
В таблице представлены не все, а только основные психические состояния школьников, отмеченные как наиболее часто встречающиеся. При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры говорят об обратном.
Пользуясь данной методикой, педагог должен помнить, что динамическая структура психического состояния может не иметь «монохарактеристики», так как динамическое значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики.