Дидактические взгляды Я. A. Коменского
В основу познания и обучения Каменский поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики». Все что только возможно предоставлять для восприятия видимое для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – осязанием. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.
Каменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесными толкованиями о вещах, но с конкретных наблюдений за ними. Великая заслуга Каменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов. Он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже практический опыт наглядного обучения, применения 6аглядности на практике, снабдив свои учебными рисунками. Бессмысленной механической зубрежке, догматичности, обучения Каменский противопоставил требование сознательности обучения. Каменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался для учащихся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которых систематизируют, обобщают эти факты и примеры. Большое значение Каменский также придавал последовательности обучения. Все предполагаемое учащимся для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями.
Считались, с возрастными особенностями детей Каменский советует, сначала развивать ощущения учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле. Ценные указания дал Каменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигается ясностью преподавания. Сообщением основного без излишних деталей.
Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала. Каменский говорил, что надо закладывать прочное основание добиваться, чтобы учащиеся усваивали преподаваемое им. Огромное значение для прочного усвоения учебного материал имеют упражнения и повторение усвоенного материала учащимися. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению. Каменский стремился, как можно сильнее развивать познавательные способности учащихся, поощрять детскую любознательность.
№14. П.концепция воспитания Д. Локка. Пути ее реализации: содержание и методы.
Локк выстроил концепцию воспитания джентльмена («Мысли о воспитании»). Джентльмен - высокообразованный, деловой человек, отличающийся утонченностью в обращении с людьми,обладающий качествами дельца и предпринимателя. Дж. должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, где «собрана пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков». Настоящий дж должен воспитываться дома, ибо даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений. Локк поручал воспитание дж-на хорошо подготовленному и солидному воспитателю.
Огромное значение придавал физическому воспитанию, «здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия», «в здоровом теле - здоровый дух». - подчеркивал он. Поэтому необходимо с раннего детства закаливать тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Ребенок не должен носить теплой одежды, т.к только привычка закаляет тело и делает его выносливым. Пища должна быть простой: минимум мяса и сахара, без приправ, т.к. привычка заставляет его любить хлеб, ребенок не приучается есть больше и чаще, чем требует природа. Постель д.б. жесткой, что укрепляет тело. Правильно поставленное физ.воспитание способствует выработке мужества и настойчивости, «дж. д.б воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть орудие и быть солдатом».
Свою мораль Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий дж -тот, кто умеет достичь своего счастья, не препятствуя в этом другим дж. Поведение чела д.б разумным, поэтому он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен подчинять себя велениям рассудка. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование - важнейшие задачи воспитания. Нельзя противостоять ребенку, но нельзя и удовлетворять его законных пожеланий.
. Нравственное воспитание - выработка правильных представлений добродетелях. Содержание нравств. восп: формирование качеств (радужность, скромность, умеренность. , сдержанность, справедливость, щедрость, связанная с богатством, мужество, краткость;
благовоспитанность(внутренняя деликатность души, общая благожелательность). Основа нравств. воспит.- привычка. Средства- упражнения, положительный пример учителей, избежание физических наказаний. Локк выступал противником телесных наказаний, т.к. рабская дисциплина создает рабский характер.Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесное наказания.
Главные воспитательные средства - пример, среда, окружение ребенка. Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием. Необходимый результат дадут ласковые слава, короткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Задача воспитателя - закрепить If привычку, а затем перейти к воспитанию другой.
Надо внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за различными качествами ребенка, когда он ничего не подозревает, ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и методы воспитания. Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное не приучать детей к обрядам, а вызывать у них любовь и почтение к богу.
Содержание образования: Дж надо обучать чтению и письму, рисованию, родному языку, фр. языку, лат. языку (но не для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хоз.), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведение
по истории, законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам. Каждый из предметов должен принести воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следует придавать практический характер. Не обременять детскую память всевозможными правилами, а создавать немного законов, но следить за их соблюдением.
Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим): или садоводством и с\х. лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что груд на свежем воздухе полезен для здоровья, а 'знание
ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд делает независимым? дает прекрасное здоровье, занятие помогает избежать праздности. Отдых заключается не в безделии, а в облегчении утомленного органа, переменой деятельности.
Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ему не приятны. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых, уклоненных ответов. Надо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.