Бумага – войлок, состоящий из размельченных растительных волокон, имеющих вид листов толщиной от 0,02 до 0,3 мм, разных размеров и оттенков цвета. 2 страница
План:
1. Понятие о трафарете, штампе.
2. Технология изготовления.
3. Использование трафарета и штампа при изготовлении наглядных пособий, дидактических игр, костюмов к праздникам, творческим играм.
4. Способы нанесения на обрабатываемую поверхность.
1.Понятие о трафарете, штампе.
Трафареты, шаблоны и штампы служат для получения многократного повторения рисунков, букв, цифр, подписей, надписей. Поэтому они применяются в самых разных отраслях промышленности: в полиграфическом деле, в текстильной промышленности, в строительстве и т.д.
ТРАФАРЕТ – это пластина с вырезанным на ней рисунком. Делается из картона, целлофана, целлулоида, фотонегативов, плотной бумаги (чертежно-рисовальной). Материал не должен портиться от красящих составов. Чтобы бумага и картон не промокали, не впитывали краску, их перед работой пропитывают олифой, лаком или клеем; затем просушивают и протирают тальком.
Рисунок в одну краску выполняют через однослойный трафарет, а в несколько красок – через многослойный (двойной, тройной и т.д.).
ШАБЛОН – это обратный трафарет: образец, по которому изготавливаются различные предметы. Он используется при изготовлении пособий для различных занятий. Делается из того же материала, что и трафарет. В детском саду для этого можно использовать тонкий или толстый картон, фанеру.
ШТАМП – это плоская печать с выпуклым изображением рисунка (ромба, квадрата, цветка и пр.), с чьей помощью можно получить много одинаковых изображений.
2.Технология изготовления.
Трафарет бывает прямой и обратный. В первом случае закрашивается рисунок, во втором – фон, а рисунок остается незакрашенным. В одном рисунке можно использовать оба трафарета.
Изготавливается трафарет с помощью канцелярского ножа, которым на деревянной поверхности вырезается нанесенное изображение. Если позволяет толщина бумаги, можно вырезать ножницами. Обе вырезанные части могут служить трафаретом, если края имеют ровные очертания.
Штамп изготавливается из дерева, каучука, линолеума, картона, ластика, для разового пользования – из сырого картофеля. Выпуклое изображение делается следующим образом: химическим карандашом наносится рисунок, затем скальпелем или лезвием подрезают его по контуру на 5 мм и лишние части срезают.
Лучшим качеством отличается штамп из ластика, остающийся надолго. На него так же наносится и вырезается по контуру изображение. Для удобства его применения можно приклеить к нему ручку в виде простой катушки.
Для работы с детьми штамп делают из картона, резины, линолеума, затем наклеивают на деревянный брусок или катушку столярным клеем, «Моментом» или БФ-2.
3. Использование трафарета и штампа при изготовлении наглядных пособий, дидактических игр, костюмов к праздникам, творческим играм.
Трафареты и шаблоны используются для оформления стендов, уголков, создания пособий. С их помощью можно создать красивый фон, интересные открытки, силуэты предметов, выполнить украшающие элементы на костюмах.
4. Способы нанесения на обрабатываемую поверхность.
Окрашивание при помощи трафарета: краски для трафарета разводят не очень жидко; для окраски используются акварель, гуашь. Окраска проводится с помощью зубной щетки, тампона, пульверизатора, щетинных кисточек. Краски нужно брать немного и наносить примакиванием сверху, накладывая второй слой только после высыхания первого.
Окрашивание при помощи штампа – один из простых способов декоративной обработки бумаги. Для оттиска рисунка можно использовать разные штампы и трафареты, делая изображение многократно повторяющимся. Немного краски разводится заранее в плоской посуде и наносится на палитру. Обмакивая штамп в краску, проверяем качество отпечатков на черновике. Получив нужное изображение прикладываем штамп на выбранный лист, располагая каждый цвет по замыслу. Можно предварительно отметить места каждого элемента, после чего делать отпечатки. Они могут быть четкими и размытыми, яркими и еле заметными, монохромными и полихромными. Все это может быть осуществлено в рамках одной композиции.
Задание на дом:Оформление коллекции образцов бумаги, окрашенных разными способами.
Задания для самопроверки:
1) Что такое трафарет, шаблон?
2) Какой материал используется для их изготовления?
3) Что такое штамп?
4) Из какого материала он изготавливается и где применяется
Ответы:
1) ТРАФАРЕТ – это пластина с вырезанным на ней рисунком.
2) ШАБЛОН – это обратный трафарет.
3) Трафареты и шаблоны изготовляются из картона, целлофана, целлулоида, фотонегативов, плотной бумаги (чертежно-рисовальной).
4) ШТАМП – это плоская печать с выпуклым изображением рисунка.
5) ШТАМП изготавливается из дерева, каучука, линолеума, картона, ластика, для разового пользования – из сырого картофеля.
Литература:1.Бугельский. Игрушки-самоделки // Дошкольное воспитание,
1976. № 1. С. 79 – 80.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду.
Тема:АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАГИ
План:
1. Аппликация - как вид декоративно-прикладного искусства.
2. Применение аппликации в детском саду при создании дидактических материалов, наглядных пособий, использование для оформления детского сада.
3. Материалы и оборудование для аппликации.
4. Подготовка рабочего места.
5. Аппликация предметная, сюжетная, декоративная.
1.Аппликация - как вид декоративно-прикладного искусства.
Термин происходит от латинского слова applicato, в переводе на русский язык означающего «прикладывание». Аппликацией называется один из видов изобразительного искусства, основанный на прикладывании и закреплении различных форм одного материала на другом, принятом за фон. Она включает в себя способы создания художественных произведений из разных по свойствам и фактуре материалов, объединенных техникой исполнения.
Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определенное влияние на технику выполнения аппликации. Такие материалы, как бумага, солома, засушенные растения, береста, а иногда и ткань, обычно приклеиваются к фону различными клеями; ткани, кожа и войлок пришиваются, тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.
Аппликации бывают монохромными (одноцветными) и полихромными (многоцветными). Первые отличает графичность, вторые – красочность. Определяющим признаком аппликации является силуэтность и плоскостной характер изображения. Другая особенность – большие цветовые пятна.
Цвет выступает одним из средств достижения выразительности аппликации. Поэтому следует гармонично сочетать цветовые пятна в композициях. При составлении композиций формы можно свободно двигать по листу, чтобы найти наиболее удачные композиционные решения.
Аппликация представляет собою самое простое и доступное средство создания художественных работ: картин, панно, орнаментов, плакатов, иллюстраций при оформлении наглядных пособий для занятий и творческих игр, елочных украшений, игрушек, настольных игр, подарков к праздникам, а также при оформлении костюмов, стенгазет, стендов, выставок и т.д.
2. Применение аппликации в детском саду при создании дидактических материалов, наглядных пособий, использование для оформления детского сада.
Аппликация является одним из обязательных видов изобразительной деятельности в детском саду. Студенты должны знать правила выполнения аппликации и уметь применять их на практике. Занятия аппликацией имеют большое значение для всестороннего развития человека: они пробуждают фантазию, творчество, развивают наблюдательность, внимание, воображение, ручные навыки, воспитывают волю, чувство формы и цвета. Ученые считают, что развитой глаз человека способен различать до 13000 оттенков. А значит, окружающий мир станет красивее и богаче для тех, кто научится различать тончайшие цветовые нюансы.
Этапы выполнения аппликации:
1. Выбор сюжета, составление эскиза. 3. Вырезание деталей изображения.
2. Подбор бумаги. 4. Раскладывание деталей на фоне.
5. Наклеивание. 6. Высушивание под прессом.
Начинается работа с выбора сюжета. В зависимости от него различаются аппликации трех видов. Аппликация может быть предметной, представляющей отдельные изображения: дом, дерево, гриб, машину и т.д. Она бывает сюжетной: «Времена года», «Улица», «Сказки», «Корзина с грибами» и т.д. И есть декоративная аппликация, составленная как орнамент.
1. Составление эскиза. Эскиз к будущей аппликации выполняется карандашом и соответствует размерам аппликации. В работе над ним особое внимание уделяется общей композиции, размерам предметов, отдельным деталям. Не следует усложнять аппликацию излишними, а также мелкими деталями, в изображении которых сложно добиться точности. Подрисовывать мелкие детали нельзя, т.к. при этом нарушается стиль данного вида искусства.
2. Подбор бумаги. Цвет бумаги должен быть выразительным и создавать настроение, соответствующее содержанию аппликации. Для фона берется более плотная бумага, чем для деталей самой аппликации.
3. Вырезание деталей изображения. В аппликации применяются различные приемы вырезания изображений:
а) изображение симметричной структуры получается из бумаги, сложенной пополам в виде «книжки»;
б) из бумаги, сложенной в несколько раз «гармошкой», получается сразу несколько одинаковых изображений и «хороводы»;
в) возможно вырезание из целого куска бумаги, без предварительных карандашных контуров;
г) контурные линии эскиза нужны для вырезания сложных композиций, где множество деталей требует абсолютно точного изображения.
Вырезать детали нужно точно, не искажая формы. Прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами, а мелкие детали – небольшими ножничками. Отрезая бумагу по прямой линии, опускать ее вниз и одновременно продвигать ножницы вперед. При вырезании других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а левой рукой бумага направляется по намеченным линиям изображения. Чтобы прорезать отверстие в бумаге, нужно сначала его проколоть, а затем из него же вырезать нужное изображение. Надо приучать детей экономить бумагу.
4. Раскладывание деталей на фоне. Заготовленные детали располагаются на фоне так, чтобы получилась задуманная композиция. В поисках лучшей композиции детали можно многократно передвигать по фону. Перед наклеиванием нужно еще раз проверить, всё ли удачно в вашей композиции. Простым карандашом можно отметить расположение деталей.
5. Наклеивание. При наклеивании очень сложных композиций с большим количеством мелких деталей весь эскиз переводится на фон (копировальную бумагу использовать не следует). Перевести эскиз на фон можно следующим образом: приготовить «подушку» из 5 – 6 газет и положить на нее фон, а сверху – эскиз. Переводить надо твердым простым карандашом. На фоне эскиз можно обвести карандашом тонкой линией.
Для промазывания клейстером вырезанных деталей необходима стопка кусочков бумаги – подкладка. Каждое промазывание делается на чистом листе бумаги. Использованный лист выбрасывается. Клейстером мажутся только детали, а не фон. Промазывать удобнее от середины к краям. Мелкие детали мажутся на пальце, и клей на них наносится заточенной спичкой.
Приклеенные формы необходимо прикрыть чистым листом бумаги или тряпочкой и притирать всю поверхность наклейки ребром ладони до тех пор, пока на аппликации не пропадут складки.
Промазанные изображения наклеиваются на фон в определенной последовательности: сначала – наиболее удаленные изображения, а затем – постепенно приближающиеся к переднему плану; сначала более крупные детали, затем мелкие.
6. Высушивание под прессом. Наклеенная аппликация сразу кладется под что-либо плоское и тяжелое, но предварительно нужно чистой тряпочкой снять следы клейстера.
3. Материалы и оборудование для аппликации.
Качество работ во многом зависит от имеющихся материалов, оборудования и организации рабочего места. Последнее должно быть удобным и эстетически привлекательным, располагающим к творчеству.
Оборудование: ножницы, клеевые кисти с подставкой для них, баночка клея, простой карандаш, емкость для обрезков, тряпочки, цветная бумага.
Ножницы должны быть удобными, прямыми, с закругленными концами; передавать их нужно кольцами вперед, а на стол класть под салфетку.
Клеевые кисти нужно иметь и круглые, и плоские, применяя их в зависимости от плоскости намазывания; по окончании работы их следует промывать теплой водой и ставить в стакан ворсом вверх.
Подставки нужны для того, чтобы не пачкать стол; они могут быть, например, из картона или фанеры.
Карандаши подойдут типа М или ТМ, для рисования контуров.
В качестве посуды для клея могут служить пластмассовые или керамические розетки, бывшие солонки с невысокими краями. После занятия их следует хорошо промыть.
Тряпочки используются для придавливания наклеенных деталей, снятия лишнего клея и вытирания пальцев; они должны быть всегда чистыми.
Клеенкой следует покрывать стол, чтобы не испачкать его клеем; они должны быть соответствующего размера.
На листах бумаги (газетной, журнальной, оберточной) промазываются клеем вырезанные детали.
Основным материалом для аппликации является цветная бумага, а также другие материалы: солома, засушенные растения, древесная кора, береста, тополиный пух, ткань и т.д. Наиболее пригодны для аппликации такие сорта бумаги, как простая цветная, глянцевая, настольная, мраморная, тисненая, бархатная, иллюстрационная. Кроме того, подойдут обложки от тетрадей, старые плакаты и прочее, а также самостоятельно окрашенная бумага. Для фона берется бумага более плотная.
Для приклеивания лучше всего применять синтетический клей либо клейстер из крахмала или муки. Силикатный клей не рекомендуется: он оставляет следы и обесцвечивает бумагу, а порой вызывает аллергию.
4. Подготовка рабочего места.
За каждым ребенком закрепляется постоянное рабочее место – отдельный стол. К занятию следует готовиться заранее: застелить стол бумагой, поставить в правый угол стола стакан с ножницами, кистями для клея, линейкой, карандашами, авторучкой, фломастером. Рядом со стаканом поставить посуду для клейстера, коробочку для обрезков бумаги, разложить стопкой листы бумаги, на которых будут промазываться клеем вырезанные изображения, положить тряпочку для снятия клейстера. Справа поместить цветную бумагу.
Ответственность за подготовку к занятию возлагается на дежурных. Они готовят клейстер и ставят его на столы. Раздают альбомные листочки.
5. Аппликация предметная, сюжетная, декоративная.
1. Предметная аппликация состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т.д.). Чаще всего она бывает многоцветной (полихромной). Ее выполнение связано с делением изображения на части, определением цвета каждой из частей. Подбирается бумага нужных цветов для всех частей и фона. Затем составляется композиция: части раскладываются на фоне, и карандашом намечаются места, куда будут приклеиваться отдельные части.
Выразительность и живописность аппликации достигаются так. Готовят форму какого-либо изображения, затем из нее вырезают определенную частичку и подклеивают под образовавшуюся пустоту подкладку, подчеркивая форму самого изображения.
2. Декоративная аппликация. Декоративность – способ создания орнаментированных изображений, т.е. композиций из растительных и геометрических форм. Такие композиции очень красивы и выразительны.
Декоративными аппликациями оформляют альбомы, папки, стенды, стенгазеты и т.д. Эффектно смотрятся аппликации, выполненные по мотивам народных орнаментов. Здесь используется бумага ярких цветов и оттенков. Формат для фона также может быть разным: в виде полоски, прямоугольника, квадрата, круга, овала, розетки. Узор может быть бесконечным и замкнутым, монохромным и полихромным.
Декоративнаяаппликацияс«кантом». Кант – украшение в виде обрамляющей полоски. Нарядно выглядят оформленные кантом буквы, орнаменты, разные изображения. Важно гармонично подобрать цвет канта.
3. Сюжетная аппликация. Сюжет – это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении. Темой сюжета могут стать «Времена года», «Наш город», «Детский сад», «Космос» и многое другое. А можно иллюстрировать литературные произведения, сказки, песни и т.д. Такая аппликация может быть рельефной.
Задание на дом:Составление композиций и выполнение аппликаций на выбранную тему.
Задания для самопроверки:
1)Что означает слово «аппликация»?
2)Виды аппликации.
3)Какие приемы и способы аппликации вы знаете?
4)Какие материалы используются в аппликации?
5)Какие клеящие составы и инструменты применяются?
Ответы:
1) Аппликацией называется один из видов изобразительного искусства, основанный на прикладывании и закреплении различных форм одного материала на другом, принятом за фон. В переводе с латинского означает «прикладывание».
2) Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная, аппликация из ткани.
3) В аппликации применяются различные приемы вырезания изображений:
а) изображение симметричной структуры получается из бумаги, сложенной пополам в виде «книжки»;
б) из бумаги, сложенной в несколько раз «гармошкой», получается сразу несколько одинаковых изображений и «хороводы»;
в) возможно вырезание из целого куска бумаги, без предварительных карандашных контуров;
г) контурные линии эскиза нужны для вырезания сложных композиций, где множество деталей требует абсолютно точного изображения.
4)Основным материалом для аппликации является цветная бумага, а также другие материалы: солома, засушенные растения, древесная кора, береста, тополиный пух, ткань и т.д
5) Используются следующие клеящие составы: синтетический, ПВА, БФ-2 либо мучной или крахмальный клейстер.
Литература:1.Богатеева З. Занятия аппликацией в детском саду. -М.: Просвещение, 1988.
2.Богатеева З. Аппликация по мотивам народных орнаментов. – М.: Просвещение, 1986.;
3.Гусакова М. Аппликация. -М.: Просвещение, 1982.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду.
Тема:ПРИЕМЫ ВЫРЕЗАНИЯ ИЗ БУМАГИ
План:
1.Приемы выполнения аппликации: из листа бумаги, сложенного вдвое и в несколько раз «гармошкой».
2. Методика обучения детей дошкольного возраста алгоритму складывания, разметки и вырезания деталей для симметричной аппликации.
3. Варианты использования данной техники в работах дошкольников.
1.Приемы выполнения аппликации: из листа бумаги, сложенного вдвое и в несколько раз «гармошкой».
В средней группе (пятый год жизни) происходит освоение приемов вырезания правильных геометрических фигур, реальных предметов, состоящих из этих фигур или их комбинаций (шар, мяч, дом, лодка с парусом). В старшем дошкольном возрасте дети усваивают приемы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и составления декоративных комбинаций.
Наиболее сложными для детей являются действия, связанные с процессом вырезания ножницами определенных форм и конфигураций для получения красивого изображения предметов и явлений окружающей действительности. Для этого ребенок должен усвоить логику движений правой руки с ножницами, согласовать их с действиями левой руки, которая подводит бумагу под лезвия ножниц. От координации движений обеих рук зависит качество процесса вырезания. Здесь важную роль играет толщина бумаги, положение ножниц по отношению к бумаге (ножницы должны резать, а не мять ее).
Приемы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам действий взрослого. Поэтому педагог должен показать правильные способы работы с ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают дети. Например, воспитателю надо следить, чтобы ребенок не заносил вперед локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями – маленькие детали.
Основными приемами вырезания для детей разных возрастных групп являются:
А) вырезание геометрических фигур и предметов, основу которых составляют эти фигуры и их комбинации;
Б) симметричное вырезание предметов и элементов узора;
В) вырезание на глаз сложного контура предметов асимметричного строения;
2. Методика обучения детей дошкольного возраста алгоритму складывания, разметки и вырезания деталей для симметричной аппликации.
Все окружающее нас имеет симметричное или несимметричное строение. Симметрия – закономерное расположение форм и красок, при этом одна сторона является зеркальным отражением другой. В аппликациях, создаваемых детьми следует обучать выполнению симметричной аппликации. К симметричным формам относят листья, цветы, деревья, овощи, фрукты, силуэты бабочек, ваз, посуды и др. Чтобы вырезать листья, необходимо цветную бумагу сложить пополам – получается «книжка» в 2 страницы, внутри которой располагается цветная сторона бумаги. От линии сгиба нужно нарисовать половину изображения, вырезать и развернуть. Затем наклеить.
Сложные листья дуба, боярышника, земляники, клена, смородины следует вырезать с предварительным нанесением контуров. Особенно сложные листья розы, рябины лучше составлять из отдельных лепестков. В зависимости от особенностей конкретного листа или цветка берется соответствующая заготовка бумаги. Так, тюльпаны, колокольчики, ландыш вырезают из квадратной заготовки после сгибания ее пополам. Держа левой рукой за сгиб, правой отрезают половину контура цветка. Различие цветков передают путем изменения окраски и размера бумаги. Для удлинения форм лучше брать прямоугольную бумагу.
Второй прием аппликации – вырезание из бумаги, сложенной гармошкой. Полоску бумаги складывают гармошкой, затем рисуют половину одного или двух изображений, вырезают. Получаются изображения сразу нескольких предметов, соединенных между собой. Если надо, чтобы одинаковые детали были разъединены, линии соединений разрезаются.
Студенты упражняются в вырезании обоими приемами различных изображений и наклеивают в альбомах.
4. Варианты использования данной техники в работах дошкольников.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» содержит большой объем знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах под руководством воспитателя. Так, в младшей группе ребята учатся правильно раскладывать и наклеивать готовые фигуры на бумагу, повторяя или чередуя их по цвету, окраске, составлять изображения знакомых предметов из отдельных частей. В средней группе (Пятый год жизни) происходит освоение приемов вырезания правильных геометрических фигур, а также реальных предметов, состоящих из этих фигур или их комбинаций (шар, мяч, дом, лодка с парусом). В старшем дошкольном возрасте дети усваивают приемы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных возрастных групп предметов и составления декоративных композиций.
Необходимо научить детей дифференцировать, называть и изображать геометрические формы разной конфигурации. Сюда включается умение группировать и дифференцировать фигуры прямоугольные (квадрат, прямоугольник), косоугольные (треугольник, ромб, трапеция, многоугольник), округлые (круг, овал, эллипс). В процессе вырезания дети должны научиться точно передавать особенности этих фигур, применяя разные приемы:
- вырезание разных геометрических форм на глаз, приемом складывания из различного вида заготовок, а также приемы тиражирования путем сгибания заготовок на несколько частей (используются на занятиях с детьми только старшего дошкольного возраста (6-7 лет) для узорных композиций. Так можно вырезать и два прямоугольника, и восемь. В первом случае заготовку в виде полоски делят на глаз пополам, а затем делают прямой поперечный разрез. Во втором примере для получения восьми прямоугольников-полосок заготовку сгибают трижды и разрезают по сгибам семь раз. Такое тиражирование позволяет получить несколько одинаковых фигур. Это могут быть окна для многоэтажного дома или автобуса, флажки для гирлянды и т.д.
Квадрат вырезают также из полосок, предварительно рассчитав соотношение ширины и длины. Например, для получения двух фигур берут заготовку 4х 8 или 3х6 см. Когда требуется вырезать большее количество квадратов, то заготовку увеличивают по длине. Из полоски 4х16 см. получают четыре фигуры, а из заготовки 4х32 см – вдвое больше
Треугольник можно вырезать по-разному. Самым простым приемом является разрезание квадрата пополам по диагонали косым срезом от одного угла к противоположному. Для тиражирования сначала заготовку сгибают пополам по горизонтали два или три раза. Затем, держа левой рукой сгиб, делают диагональный разрез, как и в первом случае. Так, из полоски 4х16 см сразу получается семь треугольников.
Чтобы более точно вырезать многоугольник (шести и восьмиугольник), квадрат складывают пополам два раза по вертикали и горизонтали, затем, отступя от центра сгиба, отрезают угол.
Округлые формы вырезают из квадрата, прямоугольника и полоски, плавно закругляя все четыре угла.
Описанные приемы вырезания геометрических фигур используются как при составлении геометрических орнаментов, так и при изображении предметов простой и сложной формы, части которых близки к очертаниям тех или иных эталонных форм. Так, правильную форму имеют шар, мяч, арбуз, апельсин, дыня, слива, ягоды смородины, рябины, полотнище флага, бусинки и др.
Задание на дом:Выполнение творческой работы с элементами симметричных изображений.
Задания для самопроверки:
1) Какие приемы и способы выполнения аппликации вы знаете?
2) Что такое «симметрия»?
3) Продемонстрируйте симметричное вырезание.
Ответы:
1) В аппликации применяются различные приемы вырезания изображений:
а) изображение симметричной структуры получается из бумаги, сложенной пополам в виде «книжки»;
б) из бумаги, сложенной в несколько раз «гармошкой», получается сразу несколько одинаковых изображений и «хороводы»;
в) возможно вырезание из целого куска бумаги, без предварительных карандашных контуров;
г) контурные линии эскиза нужны для вырезания сложных композиций, где множество деталей требует абсолютно точного изображения.
2) Симметрия – закономерное расположение форм и красок, при этом одна сторона является зеркальным отражением другой.
Литература:1.Богатеева З. Занятия аппликацией в детском саду. -М.: Просвещение, 1988.
2.Богатеева З. Аппликация по мотивам народных орнаментов. – М.: Просвещение, 1986.;
3.Гусакова М. Аппликация.-М.: Просвещение, 1982.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду.
Тема:КАНТЫ
План:
1. Использование кантов в аппликации.
2. Методика обучения дошкольников приемам работы.
3. Воспитание аккуратности в процессе работы.
- Использование кантов в аппликации.
Кант - украшение изображения обрамляющей полоской. Нарядными выглядят оформленные кантом орнаменты, буквы, цифры, виньетки, различные изображения. При этом надо согласованно подбирать цвет канта. Если в узоре есть черный цвет, все остальные цвета приобретают большую яркость. На ярком фоне белый цвет смягчает яркость фона и придает цветовую стройность. Влияние фона на цвет узора уменьшается, когда детали изображения выполняются с кантом. Но цвет канта сам оказывает влияние на цвет деталей узора.
2.Методика обучения дошкольников приемам работы.
2.1.Оформление кантом некоторых частей узора:
Для такой работы используют цветы, ягоды, листья. Изображение наклеивают на бумагу другого цвета, просушивают под небольшим грузом, обрезают вокруг изображения, оставляя полоску одинаковой ширины – кант. Все заготовленные изображения располагают на фоне. Найдя наилучшее положение каждой детали, отмечают простым карандашом места наклеивания. Сначала наклеивают ветку, а на нее цветы, листья, ягоды.
2.2.Оформление кантом всех частей узора:
Интересны работы при сочетании канта с элементами хохломской росписи. Хохломская роспись – самобытный вид русского народного искусства декоративной росписи деревянных изделий. Она имеет широкое распространение в росписи ваз, посуды (блюд, солонок, ковшей, ложек), коромысел, мебели и др. Для хохломской росписи характерен растительный узор – травка, ягодка, цветок, птица, многочисленные завитки и своеобразная цветовая гамма. Наиболее употребляемые краски: киноварь красная, черная, бронзовая и немного зеленой.