Вопрос 29: социалисты-утописты о воспитании и образовании
Социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн)
Общая характеристика - признавали огромную роль воспитания и влиянии окружающей среды на формирование человека, но рассматривали людей как пассивный продукт обстоятельств и воспитания.
Социалисты-утописты принимали активное участие в разработке проектов, уставов и руководств для школы, отстаивали в них идеи о необходимости гуманного отношения к детям, учета их возрастных и индивидуальных особенностей и создания благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ребёнка.
Сен-Симон говорил о целесообразности включения в содержание общего образования школьников "общеполезных сведений, относящихся к промышленности". В качестве "приманок" детей к трудовым занятиям воспитателям рекомендовалось использовать "маленькие орудия" и "маленькие мастерские", размер которых предлагалось увеличивать сообразно возрасту детей.
Так Фурье говорил, что знание оторванное от практики отбивают интерес и охоту к учёбе у детей. Моральные воздействия на детей Фурье предлагал осуществлять в форме поощрений и в форме товарищеских испытаний.
Всестороннее развитие умственных и физических сил каждого ребёнка и формирование у детей наибольшей способности к труду они относили к ведущим факторам, способствующим проявлению всех способностей человека.
Оуэн категорически запрещал привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных детский учереждений:
1. школу маленьких детей (1-6 лет), которая включала ясли, детский сад и площадку для игр;
2. начальную школу (6-10 лет);
3. вечернюю школу для подростков, работающих на производстве.
Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения.
В школе для маленьких учились пению танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание уделялось физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавал воспитанию детей в духе коллективизма, в этой школе учили в процессе бесед о природе. Мною внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям. Он стремился дать детям доступные для их возраста знания развить их мышление. Все обучение строилось на основе наглядности, большое значение придавал трудовому воспитанию. С 10 лет дети вечером посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Таким образом, Оуэн впервые создал дошкольное учереждение, начальную школу для детей рабочих, для детей занятых на производстве, соединил обучение с производительным трудом, организовал для взрослых рабочий клуб, где проводились культурно-просветительские мероприятия.
Его труд "Новый взгляд на общество, или опыты об образовании человеческого характера": характер человека определялся условиями окружающей среды, независимо от его воли.
Кабе - его идеал - коммунистическое общество, следовательно должно быть целенаправленное воспитание граждан и работник. Граждане способны приводить в жизнь систему общности.
Главное в воспитании - труд. Следовательно обязательна профессиональная подготовка детей. Все дети от 18 лет получают широкое общее образование, затем каждый выбирает ту или иную профессию, которую он должен изучить теоретически или практически. Для работников коммунистического общества труд - радость жизни.
Кабе, в отличие от Сен-Симона был не теоретиком, а практиком. Свои идеи реализовывал в колониях Оуэна.
Дезами - нужно построить новый строй, его особенность должна быть в том, чтобы у каждого человека было право на всестороннее развитие. Он считал, что каждому нужно давать общее образование. К общественному труду детей надо приучать в раннем детстве, они должны участвовать в производительном труде.
Вейтлинг - в основе его идеи точка зрения, что у каждого человека есть несколько страстей:
1. страсть к знаниям,
2. страсть к приобретениям,
3. страсть к наслаждениям.
Ведущая страсть - страсть к знаниям. Она определяет развитие человека и общества. Социальное неравенство возникает из-за отсутствия правильного воспитания детей.
Порочные страсти - к приобретению и наслаждению. В идеальном обществе нужно правильно организовать воспитание, но такое общество может быть создано путем революции.
Нужно реформировать школу. Школа должна быть обязательной с 8 до 15 лет. Дети получают умственное образование и трудовую подготовку в области ремесел и с/х. Начиная с 15 лет, дети 3 года проводят в Армии труда, где каждый день в течение 6 часов обучаются основам будущей профессии. Прогресс общества зависит от участия молодежи в производительном труде.
Наиболее яркими представителями этого направления общественной мысли были, несомненно, французы Клод Анри Сен-Симон (1760–1825), Франсуа Мари Шарль Фурье (1772– 1837), а также англичанин Роберт Оуэн (1771–1858).
Все они, хотя и были представителями различных сословий – К.А. Сен-Симон – аристократ, Ф.М.Ш. Фурье – сын торговца, Р. Оуэн – сын ремесленника, – в своих социальных воззрениях были очень близки, исходя из признания несправедливости существовавшего в их время общественного устройства и мечтая о создании общества, в котором свободный труд и все достижения науки и их практическое использование будут поставлены на службу всем людям. Естественно, что при высокой оценке роли науки в развитии общества и всех его членов представители утопического социализма XIX в. особое внимание уделяли вопросам просвещения в целом, проблемам воспитания и образования подрастающего поколения в частности.
Социальные учения XIX в. явились результатом стремлений теоретически осмыслить глубинные изменения, происходившие в экономике, и перспективы развития европейского общества того времени. Завершившийся промышленный переворот в Англии и его нараставшие темпы в других европейских странах породили принципиально новую социокультурную ситуацию: массовое первоначальное образование всех детей становилось общественной необходимостью.
В связи с этим Р. Оуэн, например, отмечал, что настало время, когда британское правительство может ввести национальную систему образования для всего народа, что приведет к очень важным и благотворным переменам. К.А. Сен-Симон, в свою очередь, утверждал, что все люди независимо от их социального положения имеют потребности не только в средствах к существованию, но и в образовании и нравственном воспитании. Он был убежден, что прогресс общества может быть осуществлен только просвещенными людьми.
Однако реализации этой прогрессивной идеи препятствовал преимущественный спрос на простой, неквалифицированный труд, характерный для ранней стадии машинного производства, что порождало массовое использование на предприятиях женского и детского труда. Так, по данным парламентских исследований, к 1830 г. только 30% детей трудового населения Англии могли посещать школу.
Опираясь на личное знание общественной ситуации и документальные свидетельства, социалисты-утописты XIX в. говорили об эксплуатации детского труда, что не позволяло осуществлять должное воспитание и образование детей.
Конструировавшаяся в умах социалистов-утопистов XIX в. новая система общественных отношений и педагогические идеи, изложенные в их произведениях, являлись как бы естественным продолжением всей предшествующей истории развития утопических идей о преобразовании общества. Конечно, представления об обществе будущего имели у каждого из социалистов-утопистов XIX в. свои особенности. Но при этом существенно важно выделить присущие им общие черты.
Новое общество, основанное на рациональной организации хозяйства, должно было преодолеть безработицу, кризисы перепроизводства, обеспечить расцвет промышленности и сельского хозяйства и в своей совокупности содействовать благосостоянию всех слоев населения.
Освобожденные могучие силы, полагал, например, Р. Оуэн, откроют простор удовлетворению потребностей человека. Планомерное приложение науки к производству позволит покончить с прежним разделением труда, с превращением людей в «живые машины».
Вместе с тем социалисты-утописты XIX в. были убеждены, что новая организация общества не может явиться результатом насильственного свержения старого строя. Подобные средства, говорил, например, К.А. Сен-Симон, годятся только для разрушения, а не для созидания. Стимулом движения к новым общественным отношениям провозглашалось им «братство людей» как следствие развития человеческого разума, прогресса науки и общественного мнения. Такое направление социального развития он связывал с «новым христианством», новой религией, которая будет распространяться силой морали и направлять общество в его движении к великой цели. Нужно отметить, что во взглядах социалистов-утопистов ХIX в. ощущаются идеи французских философов XVIII в. К.А. Гельвеция и Д. Дидро о том, что человек есть продукт обстоятельств и воспитания и поэтому среда играет решающую роль в образовании его характера. Эти положения служили социалистам-утопистам основанием для вывода о необходимости сделать обстоятельства жизни истинно человечными, чтобы воспитывать рациональные и гуманные характеры людей, способствующие благополучию как индивида, так и всего человеческого сообщества в целом.