Принципы использования дидактического материала
Монтессори-материалы являются составной частью так называемой педагогически подготовительной среды. По своей ясности, структуре илогической последовательности они соответствуют сензитивным периодам развития ребенка. Материалы и их функцииследует рассматривать во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, с его антропологией. Они служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее его возрасту развитие моторики и сенсорики. Ребенок действует с материалом самостоятельно, его внутренние силы освобождены для того, чтобы постепенно, шаг за шагом, он мог стать самостоятельным, независимым от взрослого. Для ребенка монтесссри-материалы есть ключ к окружающему миру, с помощью которого он упорядочивает, структурирует и учится осознавать свои хаотические и неосмысленные впечатления о мире, постепенно врастая в культуру исовременную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
Широкое применение дидактических средств, созданных Монтессори, — так называемых материалов – достаточно быстро дало пронзительные результаты. Непрерывно экспериментируя - не над детьми, а только над материалами, — она все более и более совершенствовала их. Монтессори-материал — важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей. Продолжая линию одного из основоположником начального обучения И.Г.Песталоцци и теоретика дошкольного воспитания Ф.Фребеля, М.Монтессори создала дидактические материалы, которые, будучи важнейшей частью «педагогической среды», становились органичной частью жизнедеятельности ребенка.
При этом Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя предложить нужный материал, который поможет ребенку освоить то, что ему интересно. Предлагаемый дидактический материал – это не простые предметы, а отобранные в результате внимательного наблюдения за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия.
Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, соответствовали возрастным особенностям ребенка. Они позволили М.Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель, оперируя предложенными им «клавишными досками», «числовыми станками», «рамками с застежками», фигурами-вкладышами и т.п. Эти материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Обстановка для этой, так называемой, внутренней мотивированной учебы должна быть стимулирующей, побуждающей детей к занятиям. При этом они работают и головой и руками: одно поддерживает другое. Ученики могут переделывать работу так часто, как они хотят, они повторяют это спонтанно, пока не почувствовали, что овладели материалом. Взрослым не нужно было указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемлялось. Осваивая материалы, понимая взаимосвязи между ними, дети вступали в мир человеческой культуры, воспринимали опыт предшествующих поколений. В создании и использовании дидактического материала М.Монтессори выделила следующие принципы: значимость материала для ребенка, изоляция трудности, контроль ошибок, постепенное усложнение материала по дизайну и использованию, возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению, последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.
Первым принципом создания и использования дидактического материала Монтессори является его значимость для ребенка. Чтобы служить своей цели - "самостроительству" ребенка, материалы должны соответствовать его внутренним потребностям. Это значит, что каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития. Мария Монтессори предложила возрастные уровни для представления каждого материала, однако, оптимальный момент для этого каждому конкретному ребенку должен быть определен путем экспериментирования и наблюдения. Учитель наблюдает за качеством (степенью) сосредоточения у ребенка и за спонтанными повторениями его действий с материалом. Эта реакция покажет значимость материала для ребенка в определенный момент развития и соответствие интенсивности воздействия материала его внутренним потребностям. Как материал, так и интенсивность его воздействия, можно варьировать. Количество внешних раздражителей также должно устанавливаться в соответствии с потребностями ребенка.
Материал для развития, отвечающий психическим потребностям ребенка, по образному выражению Монтессори, представляет собой "как бы ступени лестницы, которые помогают ребенку подниматься вверх; эти ступени должны доставлять возможность культуры, формирования высших способностей". Дети, вступившие на путь самовоспитания, приобретают необычайную "чуткость" к своим внутренним потребностям. В связи с этим встает важный вопрос о подборе средств, отвечающих, с одной стороны, известным потребностям, а с другой, вызывающих "самопроизвольное развитие внутренней энергии ребенка". В каждом сензитивном периоде имеется одна превалирующая потребность, которая наталкивает ребенка на активность для удовлетворения этой потребности. Педагогические проблемы, соответствующие этому принципу, должны состоять в "отыскивании" предметов, которые должен изучать ребенок в разные возрастные периоды и эпохи своего развития, а также в составлении программ, отвечающих, прежде всего, сензитивным периодам.
Следующим принципом дидактического материала Монтессори является изоляция трудности. Трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью. Например, материал под названием «Розовая башня» показывает ребенку только разницу в размерах кубиков, а не в размерах, цвете, дизайне и звуках, как это часто бывает с подобными башнями, которые продаются в игрушечных магазинах.
В данном контексте представляется целесообразным обсудить важный вопрос, который часто дискутируется в зарубежных источниках. Дидактический материал Монтессори имеет очень много точек соприкосновения с воспитательными играми О. Декроли - известного бельгийского педагога и врача. Они состоят, во-первых, в общей целевой установке - помочь раскрытию всех потенциальных способностей ребенка, во-вторых, в общем, принципе самовоспитания через посредство дидактического материала. Но дидактический материал, как таковой, качественно совершенно иной в каждой из сравниваемых педагогических систем. В то время как Декроли пытается брать дидактический материал из жизни и близкого окружения ребенка, Монтессори оперирует главным образом геометрическими фигурами и телами. Декроли старается брать свой материал из жизни с тем, чтобы ребенок мог приобретенные навыки тут же применить в своем жизненном опыте. Развитие всех способностей, заложенных в ребенке, есть для него лишь средство для достижения этой цели. Монтессори же исходит из детских способностей и, рассматривая их развитие как самоцель, старается через дидактический материал содействовать этому.
Контроль ошибок является также важным принципом использования дидактического материала. Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори- материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки. Контроль ошибок руководит ребенком в его самовоспитанием и позволяет ему увидеть его ошибки самому, а затем их устранить, восстанавливая нарушенный порядок. "Контроль ошибок — замечала М. Монтессори, — это показатель, говорящий нам, в правильном ли направлении мы движемся. Он обязательно должен присутствовать вместе с инструкциями и материалом для работы. Сила, движущая ребенка по пути прогресса, в большой степени зависит от того, есть ли свобода и гарантированный путь, по которому двигаться. Но, к этому должен быть добавлен, и еще какой-то способ показать, где мы сбились с этого пути".
Чтобы вызвать процесс самоформирования, недостаточно усилить активность ребенка, нужно также, чтобы материал управлял этой активностью, считала М. Монтессори. Ребенок должен не только просто повторить упражнение, но при выполнении упражнения не делать больше ошибок. Все физические и внутренние свойства предметов, предлагаемые детям в качестве стимулов, должны определяться не только непосредственной реакцией внимания ребенка, но и возможностью контроля над ошибками, т.е. вызывать активное участие наиболее высоких умственных способностей (сравнение, суждение).
Дидактический материал Монтессори предусматривает пять типов контроля ошибок: механический, психологический (при помощи органов чувств), при помощи контрольных точек, посредством контрольного набора, при помощи учителя.
Контроль механический скоро переходит в психологический (как при упражнениях с плоскими вкладками или цветными табличками, где ребенку нужно присматриваться, проверять пальцами, переставлять, сравнивать, обсуждать, решать и т.д.). Упражняясь, ребенок скоро начинает замечать свои ошибки и, желая их исправить, добивается правильного разрешения намеченной задачи. В дальнейшем ребенок стремится не только исправлять, но и предупреждать свои ошибки. Этому способствует простота и точность материала, ведущая ребенка к точности и исполнительности в работе, будь то самое простое упражнение или более сложная умственная работа, в виде составления слов, решения арифметической задачи, выполнения рисунка и т.д. Естественно предположить, что эта возможность довести каждую задачу до конца самостоятельно и выполнить ее с возможным для ребенка совершенством является причиной той удовлетворенности духа, которой отличаются дети в детском саду Монтессори.
Если ребенок не замечает ошибок, это свидетельствует о недостаточном развитии органов чувств или внимания. Заметив ошибку, ребенок исправляет ее сам (или сразу же, или переделав упражнение заново). Следует отметить, что в этих ошибках Монтессори усматривала огромное воспитательное значение дидактического материала. Ошибки заставляют обследовать предметы, присматриваться к ним, переделывать работу по несколько раз, и в этих повторных упражнениях ребенок не только обостряет свои чувства, но и упражняет свое внимание. Наряду со вниманием, упражняется и память: ребенку приходится удерживать в памяти размеры, форму, цвет, вес и даже звук как отличительный признак отыскиваемого предмета при сравнении. Но самое большое значение М. Монтессори видела в материале, содержащем контроль ошибок совершенно другого порядка и более высокого качества — как, например, в материале для арифметических упражнений: "Здесь проверка состоит в сопоставлении работы самого ребенка с моделью — сопоставлении, которое указывает на сознательную силу воли ребенка и создает настоящие условия для самовоспитания".
Четвертый принцип состоит в особом порядке предоставления материала: наряду с вертикальным (по разной степени сложности) горизонтальный порядок предоставления его ребенку, т. е. наличие параллельных упражнений с каждым видом материала. Это обеспечивает занятия с материалом, которые не повторяются и не наскучивают ребенку, и он может заниматься с материалом столько, сколько хочет.
Здесь реализуется важное требование к организации процессов обучения - повторение на одном и том же содержании, но с новой формой. Кроме того, предоставляется возможность самостоятельного выбора ребенком вида работы, что способствует развитию самоорганизации и творчества.
Следующий принцип состоит в том, что дидактический материал косвенно готовит ребенка для будущего учения. В частности, подготовка ребенка к письму состоит из работы с блоками цилиндров для развития координации движений пальцев руки. С металлическими вкладками и с буквами из песчаной бумаги для развития мускульной памяти образцов буквы, звуковых игр. Такая непрямая подготовка обеспечивает необходимую готовность к овладению письмом, а также развивает чувство уверенности в себе, радость от успешного познания мира.
Шестой принцип отражает последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. В начале материал прямо выражает какую-то идею, но постепенно становится все более и более абстрактным выражением этой идеи. Например, большой деревянный треугольник сначала изучается сенсорно, затем рассматриваются отдельные части, составляющие его, изучаются размеры, плоские деревянные треугольники соединяются в головоломку, а затем вместо них используются треугольники, вырезанные из яркой бумаги, треугольники, нарисованные отчетливыми цветными линиями, и, в конце концов — почти абстрактные треугольники, нарисованные тонкими линиями. На определенной стадии своего прогресса ребенок понимает абстрактную суть конкретного материала, становясь независимым от него или не проявляя к нему прежнего интереса. "Если материалы сконструированы с большой точностью, — подчеркивала М. Монтессори, - они вызывают самопроизвольные упражнения, которые настолько гармонично скоординированы с внутренним развитием, что в определенный момент появляется новая психическая картина — более высокие уровни в комплексном развитии, когда детский ум приобретает способность к абстрагированию".
При создании подготовленной развивающей среды и материалов представляется важным выделение принципа актуального и ближайшего развития, характеризующего разницу между тем, что ребенок способен сделать самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя; Каждое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка, а вторая - служит работе на будущее. Такой подход соответствует теории Л. С. Выготского, который видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированной.
Вот, в частности, некоторые примеры из монтессори-материалов. Например, материал дляразвития чувств называется «Розовая башня», которая состоит 10 кубиков /тяжелое дерево, розовый цвет/ разных размеров, т.е. длина ребра каждого на I см. меньше других. Прямая цель: формированиепонятий "большой - маленький". Косвенная цель: развитие движений, моторики, умения упорядочивать предметы.
«Коричневая лестница» представляет собой лестницу коричневого цвета, состоящую из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см к I см. Прямая цель: формирование понятия "толстый - тонкий". Косвенная цель: развитее моторики,- координация движений, формирование порядковых структур.
Материалы для различения структуры поверхностей и материалов включают в себя клавишную доску с разными поверхностями /шершавый - гладкий/. Материал: доска 24см на 12 см, которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отполирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска 24 см на 12см, которая разделена на 9 равных полос. Они попеременно отполированы или обтянуты шершавой бумагой. Прямая цель: развитие осязания. Узнавание различного качества поверхностей. Косвенная цель: развитие тонкой моторики, подготовка к письму.
Математические материалы состоят из числовых штанг с табличками чисел. Материал: 10 штанг,разделенных на красные и синие промежутки длиной по 10 см. Самая короткая штанга - красная. Деревянные таблички с написанными на них числамиот I до 10. Прямая_цель: ознакомиться с количествами I - 10. Увидеть взаимосвязь количеств и символов. Косвенная цельознакомиться с метрической системой.
Таким образом, дидактический материал Монтессори и принципы его использования представляют собой особые дидактические средства, тщательно подобранные в соответствии с сензитивными периодами и образовательными потребностями детей. При этом ребенок имеет возможность выбирать, будет он работать один или в группе детей. Что касается воспитателя, то он вмешивается только тогда, когда его помощь действительно необходима и о ней просят. И это говорит о том, что в учебных заведениях Монтессори нет никакой безграничной свободы, только порядок и дисциплина, вводимые, однако, настолько, насколько они имеют смысл. Это видно по способу обращения с предметами, т.е. их применение направлено только на то, что сообразно их назначению и их особенностям.