Стихира в честь Сретения иконы Владимирской Богоматери 2.1.
Федор Крестьянин (Христианин)
(2-я пол. 1530-х гг. — 1607(?)) — знаменитый распевщик, "мастер" знаменного пения, авторитет к-рого был необычайно высок, а также учитель (дидаскал), несомненно, он певал и в царском хоре именно в силу своей высокой профессиональной квалификации Ученик Новгород, мастера Саввы Рогова. Работал у царя Ивана IV Грозного в Александровской слободе, в государевом хоре в Москве. Имел многочисл. учеников, в т. ч. своих сыновей Фед. и Ив. один из крупнейших мастеров знаменного пения, создавший свою школу, — одно время находился при дворе Ивана IV, большого знатока и ценителя певческого дела. Из произведений Фёдора Крестьянина до нас дошли Двенадцать евангельских стихир. В 1955 году в селе Усть-Цильма на реке Печоре был найден переписанный кем-то экземпляр этого сочинения, относящийся к XVII веку. Расшифровка всего цикла стихир и перевод на современную нотацию сделаны М. В. Бражниковым. Выявлены также и другие произв. Ф. К.: распевы стихир Введению во храм Богородицы "Давыдово провозгласи", Рождества Христова "Во вертепо вселися", Рождеству Богородицы, Борису и Глебу "Придите новокрещении рустии собори", и мн. др. песнопения (ок. 30 распевов).
В мелодич. стиле Ф. К. ярко проявляется нар.-песен, основа, одухотвор. высш. лирич. светом. Напевы Ф. К. по красоте и совершенству представляют вершину монодич. рус. иск-ва.
Прозвище Христианин, или в иных рукописях Крестьянин, имело хотя и тождественный смысл в то время, однако, возможно, указывает на его простонародное, крестьянское происхождение. Предположительно, что в жизни выдающегося мастера знаменного пения Федора Христианина можно выделить три периода: новгородский- до 1564 года, александрослободской - с 1564-го по 1581-й и московский - с 1582-го по 1607-й год (предположительная дата смерти). Возможно, что новгородского периода в жизни Федора Христианина и не было, поскольку есть свидетельства, что "братья Роговы, новгородские мастера и распевщики середины XVI века... образовали затем в Москве целую школу композиторов (распевщиков)"32. К тому же и рукопись последней четверти
XVII века называет его москвичом: "А старые мастеры... поп Федор москвитин, а прозвище Крестьянин, и усолец Исайя, а прозвище Лукошко, и Логин, прозвище Корова, и их ученики..."
Распевы Федора Христианина для современников были синонимом московского пения, в нашем понимании - московской школы. Так, в "Извещении о согласнейших пометах" Александра Мезенца говорится о том, как в конце 1660-х годов для совершенствования знаменного пения царь повелел "паки мастеров собрата (2-я комиссия по исправлению крюковых книг и унификации музыкальных текстов. - Б.К\ добре ведущих знаменное пение и знающих того знамени лица и их розводы и попевки, московского, что Хри-стианинов, и усольских, и иных мастеров в попевках преводы именуются"33. И в ином месте: "Московским же пением, иже Христианине перевод именуется, в том же лице и гласе поется сия сложития своим разводом; понеже старый Христианинов перевод во многих лицах, и розводах, и попевках со усольским мастеропе-нием имеет различие".Отсюда видно, что московская школа и усольская имели разные художественные стили. "Розвод" - это расшифровка простыми знаменами сложного, "тайнозамкненного" (зашифрованного) начертания.
Произведения этого выдающегося мастера знаменного пения широко распространились в певческих рукописях первой половины XVII века. «Возможно, что вершиной творчества мастера является цикл из одиннадцати Евангельских стихир, распетых в стиле большого распева. Именно этот цикл и явился предметом специального монографического исследования М.В.Бражникова, плодом его многолетнего труда, изданного в 1974 году под названием "Федор Крестьянин - русский распевщик XVI века. Стихиры". В приложении к книге представлены расшифрованные М. Бражниковым указанные стихиры. Ныне известно не так уж много певческих рукописей с установленным авторством Федора Христианина. Поскольку мастер "знаменил" беспометным знаменем, а мы его еще не научились расшифровывать, то чтение его произведений затруднительно.
В рукописях государевых певчих дьяков нередко приводятся примеры того, как Христианин пел ту или иную строку песнопения. В середине XVII века часть подобных авторских версий вошла в справочник под названием "Выписка строкам мудрым" к стихирарю праздничному. Федор Христианин имел огромный авторитет у своих учеников, о чем свидетельствует характер пометок в черновых записях песнопений библиотеки государевых певчих дьяков. Один из певцов особенно тщательно собирал то, что исполнял Федор Христианин, указывая, при каких обстоятельствах и когда записано песнопение. "Я лета 7111 (1603) вспрашивал Християнина, и он сказал: не пою-де мирскы... Се Християнин пел, а я назнаменил... 7115 (1607) августа в 4 день, вторник, Християнин пел так учеником... Хрестиянин так говорил про сее и везде от скамеицы петь борзо"51.