Орфоэпическая норма i. норма ударения
Глава I
Во многих известных нам языках постановка ударе -н и я не вызывает никаких трудностей, потому что ударение там фиксированное. Например, в польском языке, в латыни ударение всегда падает на предпоследний слог; в чешском, латышском — на первый; во французском — на последний.
А в русском языке ударение усвоить трудно, так как оно разноместно и подвижно. Разноместно, потому что может падать на любой слог: на первый — домик, на второй — телега, на третий — сторожил, на четвертый — нормировать. Подвижно, потому что при изменении слова может меняться и ударение: стрела (ед. ч.) — стрелы (мн. ч.).
Казалось бы, ошибки в ударении могут проявляться только в устной речи. Но вот читаю в газете: "Трудности? Языковый барьер". Но языковым может быть, например, паштет (в значении — сделанный из языка), а барьер — только языковым (в значении — связанный с языком-речью).
Часто мы задумываемся: как правильно произнести — правы или правы, спала или спала, бронированный или бронированный....? Конечно, каждый отдельный пример мы можем проверить по словарю — и без этого иногда невозможно обойтись. Но все же норма правильного ударения существует, и проще следовать ей, чем каждый раз обращаться к справочной литературе.
Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.
Посмотрим, в каких случаях допускаются ошибки и как можно их избежать.
1. Часто при изменении слова переносят ударение на
окончание в тех словах, которые имеют неподвижное уда
рение на основе во всех формах. Это такие существи
тельные, как: блюдо, госпиталь, грунт, досуг, жбан, квар
тал, клад, сват, средство, торт, шофёр, шрифт и др.
Следовательно, мы должны произносить: приедут сваты, очередь за тортами, многие шофёры, проблемы грунтов, все средства и т. п.
2. Ошибки допускают и в существительных, у кото
рых неподвижное ударение на окончании (только если
в им. п. — нулевое окончание, то ударение в этой фор
ме падает на основу): графа, жезл, кайма, ломоть, ре
вень, серп, язык, фитиль и др.
Следовательно: компот из ревеня, размахивать жезлом, нет ломтя хлеба...
3. Наибольшее количество ошибок в прилагательных
связано с краткой формой и, сравнительной степенью.
Надо запомнить:
— Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего рода и мужского ударение на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: белый — бела, бел, бело (но кругом белым-бело); ясный — ясна, ясен, ясно.
— В большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения: белы — белы, бледны — бледны, близки — близки, низки — низки, пьяны — пьяны, пусты — пусты, ясны — ясны, просты (Устар.,) — просты.
— Но только легки, правы.
— Если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной степени — на суффикс: длинна — длиннее, видна — виднее, полна — полнее.
— Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: лилова — лиловее, красива — красивее, ленива — ленивее, говорлива — говорливее.
4. Часто встречается неправильная постановка ударе
ния на основе слова, а не на его окончании в глаголах
прошедшего времени единственного числа женского ро
да: взяла вместо взяла, спала вместо спала и т. п.
Надо запомнить:
— Таких глаголов около 280 (непроизводных и произ
водных): брать (собрать, отобрать, прибрать, убрать...),
быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть,
ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать.
— Только приставка вы- "перетягивает" ударение на себя: гнала, прогнала, но выгнала.
— В этих глаголах прошедшего времени единственного числа мужского и среднего рода и множественного числа ударение совпадает с ударением в начальной форме: звать — звал, звало, звали. Но аффикс -ся изменяет ударение в глаголах множественного числа и иногда в глаголах среднего рода единственного числа: забралось, забрались; налилось, налились.
— Некоторые глаголы, очень похожие на перечисленные выше, тоже односложные, не входят в этот ряд: бить — била, брить — брила, жать — жала, знать — знала, злить — злила.
В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударений (о вариантах в кратких формах прилагательных уже говорилось выше).
Варианты могут быть равноправными: баржа — баржа, заржаветь — заржаветь.
Однако чаще всего варианты, допускаемые в литературном языке, характеризуются как неравноправные.
Семантические варианты — разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию:
острота (лезвия) — острота (остроумное выражение), трусить (бояться) — трусить (бежать),
погруженный (помещенный на транспорт) — погруженный (опущенный в воду...).
Стилистические варианты:
прикус (общеупотребит.) — прикус (спец.),
шелковый (общеупотребит.) — шелковый (поэт.)
Нормативно-хронологические варианты:
запасной (соврем.) — запасный (устар.),
украинский (соврем.) — украинский (устар.),
ракурс (соврем.) — ракурс (устар.).
2. НОРМА'ПРОИЗНОШЕНИЯ
Много раз слышала, как ученики читают стихотворение А. С. Пушкина "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."). Там есть такие строки:
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
И сколько раз "спотыкались" ученики на слове безнадежный, произнося его безнадёжный, несмотря на то что у слова есть даже рифма, указывающая на правильное произношение: безнадежный — нежный. Почему?
Попробуем разобраться в сложных случаях произношения.
1. Определенную трудность представляет различение
[э] и [о] (на письме — е и ё) после мягких согласных.
Следует запомнить:
— Только [э] произносится в словах: атлет, афера, бытие, забредший, одноплеменник, опека, отцветший и др.
— Только [о] произносится в следующих словах: затёкший, новорождённый, остриё, пересёдланный, принёсший.
Можно отметить и произносительные варианты .
Иногда [э] и [о] отмечаются как равноправные варианты: белёсый и белесый, желчь и жёлчь, решетчатый и решётчатый.
Встречаются семантические варианты — при помощи звуков [э] и [о] различают слова или формы слов: железка — желёзка, небо — нёбо, все — всё, оглашенный — оглашённый.
Иногда произношения [э] и [о] характеризуются как нормативное и устаревшее (нормативно-хронологические варианты): акушер — акушёр (устар.), безнадёжный — безнадежный (устар.)
2. Много речевых ошибок появляется при непра
вильном произношении двойного согласного во мно
гих иноязычных словах и русских словах, включающих
иноязычные морфемы.
— Иногда двойной согласный не произносится: ассамблея, ассоциация, ассортимент, корреспондент, корректный, суббота, миллиард, грамматика, аккредитив.
— Двойной согласный не произносится в конце слов: металл, грамм, грипп, а также перед согласными: группка, классный, программный.
— В следующих словах сохраняются двойные согласные в произношении: диссонанс, ванна, касса, масса, гамма, ирреальный, манна (небесная).
— В некоторых словах допускается вариантное про
изношение: анналы, аннотация, ассимиляция, диффузия,
кассета.
3. Трудности вызывает произношение заимствованных слов, отчего и появляются речевые ошибки.
— В некоторых словах иноязычного происхождения и именах собственных сохраняется безударный звук [о]: поэт, вето, сонет, Флобер, Золя, Шопен.
— В большинстве хорошо освоенных слов наблюдается аканье: роман, аромат, конспект, комфорт.
— На месте букв э, е после гласных в иноязычных словах произносится звук [э] (без предшествующего [й]): проект, проектировщик, пируэт, дуэль, поэзия.
— Губные согласные перед е в большинстве случаев произносятся мягко: бенгали, бенефис, вельвет, вернисаж, пелерина, период.
— Но в ряде случаев губные перед е остаются твердыми: бета, бизнесмен, буриме, капелла, Кармен, Шопен.
— Зубные согласные т, д, з, с, н, р чаще других сохраняют твердость перед е: антенна, ателье, генетика, детектив, гротеск, полонез, синтетика, фонема, тембр.
— Только мягкие зубные произносятся перед е в словах: бюллетень, декорация, кларнет, тенор, Одесса, пионер, фанера, шинель.
Во многих словах перед е допускается вариантное произношение твердых и мягких зубных: декан, претензия, терапия, термодинамика, террор, трек.
Здесь представлена только небольшая часть слов, вызывающих трудности в произношении. В большинстве случаев необходимо обращаться к "Орфоэпическому словарю русского языка", в котором дается произношение слова и ударение во всех сложных формах слова.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1
Расставьте ударения в следующих существительных.
1. Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель. .
2. Алокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарст-
остроге — острота, старина — старина, хаос — хаос.
2. Лавровый — лавровый, угольный — угольный, характерный — характерный, языковой — языковый.
3. Забронировать — забронировать, морщить — морщить,
погружённый — погруженный, склонен — склонён, трусить — трусить.
Задание 8
Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т. е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску.
1. Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер, прикус, ровня, феномен.
2. Августовский, безудержный, великовозрастный, девичий, заснеженный, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый.
Задание9
Какое ударение является литературным (нормированным), а какое употребляется в профессиональной речи?
1. Искра, компас, маяка (род.пад.), прикус, шприца (род. пад.).
Флейтовый, фильтровый.
Задание 1 О
Объясните значения данных слов, употребив их в контексте.
Определите, какой частью речи они являются. Вольно — вольно; остро — остро; чудно — чудно.
Задание 11
От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.
Броня — бронировать — бронированный.
Броня — | ||
Бронза — | ||
Копия — | ||
Марка — | ||
Маска — | ||
Пломба — | ||
Премия — |
Задание 12
Объясните произношение выделенных слов.
1. Герасим был высоким, крепко сложенным человеком. Сложенные вместе книги занимали мало места.
2. Погруженные в машины учебники. Погруженный в мысли, малыш долго сидел на одном месте. Погруженный в воду аквалангист долго не показывался на поверхности.
3. Ученики не успели забронировать места в гости-
■ нице. Наконец пришли мастера забронировать двери.
Задание 13
Расставьте ударения в прилагательных. Если возможны варианты, укажите их.
1. Безудержный, единовременный, зубчатый, кухонный, лубочный, неоцененный, одновременный, тигровый.
2. Госпитальный, гербовый, давнишний, искристый, каменноугольный, мизерный, украинский, юродивый.
Задание1 4
Расставьте ударения и особо отметьте слова, имеющие вариантные ударения. Составьте с ними словосочетания.
1. Баловать, балованный, делящий, заиндеветь, закупорить, запломбировать, запломбированный, искриться, маркировать, премировать, усугубить.
2. Втридорога, втридешева, донельзя, издревле, мастерски, наголо.
Задание 1 5
Вспомните и запишите устойчивые словосочетания, в которые входят данные слова. Поставьте в них ударение. Завидки, сажень, гуся (род. пад.).
Задание 16
Выпишите из предложенных текстов прилагательные, образуйте простую сравнительную степень и расставьте ударения.
1. Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,