Глава 4. взаимодействие резонаторов
С РАБОТОЙ ГОРТАНИ И ДЫХАНИЯ
(физиологические основы ртип)
Нужна связь: дыхание и резонанс.
Здесь весь секрет!
Е. Образцова
Одна из важнейших научных и практических задач - это взаи-
модействие певческих резонаторов между собой и с работой дру-
гих частей голосового аппарата певца: гортанью и дыханием. В
обеспечении оптимального гармонического взаи-
модействия этих систем состоит сущность резо-
нансной теории и практики пения, кроются все тайны
совершенства певческого голоса. Этот раздел является физиоло-
гическим обоснованием принципа целостности рабо-
ты голосового аппарата певца.
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
РЕЗОНАТОРОВ В ПЕНИИ
Взаимодействие резонаторов между собой состоит в значитель-
ном влиянии любого резонатора на акустические характеристики
рядом расположенных резонаторов и это влияние тем сильнее, чем
больше акустическая связь между резонаторами (шире проход ме-
жду ними). Практически это означает, что, изменяя настройку од-
ного из резонаторов, например ротового, певец невольно изменяет
настройку и других смежные резонаторов и в конечном итоге -
всей резонаторной системы в целом.
Изучение высказываний мастеров вокального искусства показыва-
ет, что они, интуитивно осознавая эту закономерность, добиваются
объединения всех акустических полостей, включая верхние и нижние
дыхательные пути в единый, наилучшим образом настраиваимый ре-
зонатор, обеспечивающий максимальную силу, полетность и красоту
тембра голоса при минимальных физических затратах. «Тенор Дю-
пре, - пишет Лаури-Вольпи, - доказал, что можно достичь неслыхан-
ных высот, вокализируя в полный голос с участием всех резо-
наторов и сочетая дыхание диафрагмальное с реберным и брюш-
ным, т.е. заставляя участвовать в вокальной фонации все свое тело».
О максимальном использовании всех резонаторов см. высказывания
мастеров вокального искусства С.Я. Лемешева, Е.В. Образцовой,
М.В. Владимировой, А. Ардера и др. (Приложение 1).
Искусство резонансного пения 179
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗОНАТОРОВ
С РАБОТОЙ ГОРТАНИ
Взаимодействие резонаторной системы с голосовыми связками
рассматривалось в разделе «Защитная функция резонаторов».
Взаимосвязь резонаторов с гортанью (в целом) весьма важный мо-
мент ввиду возможности значительных вертикальных перемеще-
ний гортани (до 4-6 см). При этом понижение гортани увеличивает
объем, а следовательно, и настройку ротоглоточного резонатора, и
в такой же мере уменьшает (укорачивает) нижний трахеобронхи-
альный резонатор. Поскольку оба эти резонатора ответственны за
усиление низкой певческой форманты (НПФ), нахождение опти-
мального положения гортани чрезвычайно важная вокаль-
но-педагогическая проблема.
Она связана еще и с тем, что при пониженном положении гор-
тани создаются благоприятные условия для работы голосовых свя-
зок, особенно в верхнем регистре, ввиду сокращения щито-
перстеневидной мышцы (Морозов, 1977), в то время как при по-
вышении гортани таких условий не создается. Кроме того, пони-
женное положение гортани способствует обособлению надгортан-
ного резонатора, усиливающего высокую певческую форманту
(ВПФ), ввиду сужения входа в гортань (см. рис. 8, позиция 16, а
также рис. 10). Поднятие же гортани расширяет вход в этот резо-
натор, что ведет к повышению его резонансной частоты (т.е. час-
тоты ВПФ) и уменьшению уровня ВПФ. Недаром поэтому многие
вокальные школы настаивали на пониженном положении
гортани как необходимейшем условии формирования профес-
сионального певческого голоса (штаупринцип Армина). Как пишет
известный отоларинголог профессор Ф.Ф. Заседателев, «самым
старым и надежным способом для произвольного опускания гор-
тани является зевок» (Заседателев, 1935), что и сегодня широко
практикуется в вокальной педагогике и певческой исполнительской
практике. «Когда певец берет высокие ноты, - пишет Т. Даль Монте в
книге «Голос над миром», - у него появляется такое ощущение, слов-
но он неудержимо хочет зевнуть». Представляющие интерес, на мой
взгляд, советы по непринужденному и естественному опусканию
певцом гортани (посредством опускания подъязычной кости) и при-
ведению гортани и верхних резонаторов в активное певческое со-
стояние содержатся в книжке А.В. Вербова (Вербов, 1961), не лишен-
ной, впрочем, ряда недостатков (в трактовке опоры звука и др.). О не-
обходимости низкого положения гортани говорят Н. Гяуров,
И. Корадетти, Е.Е. Нестеренко и другие (см. Приложение 1).
180 _____ ___ В.П. Морозов_____________________
О РЕЗОНАНСНОМ МЕХАНИЗМЕ