Специальные компоненты экстремальной подготовленности
Специальные компоненты (специальная экстремальная подготовленность) характеризуют практическую подготовленность сотрудника к действиям в строго определенных экстремальных ситуациях, которые возможны в его профессиональной деятельности. В ее структуру входят:
• экстремальная воспитанность;
• экстремальная обученность;
• экстремальная развитость (способности).
Экстремальная воспитанность, базируясь на хорошей общей воспитанности сотрудника, дополняет ее экстремальными нормам нравственного поведения, профессиональной этики, профессиональной деонтологии6, присяги, уставов. Собранные воедино, для удобства усвоения личным составом, они могут быть включены в особый кодекс поведения в экстремальных условиях. Воспитанность, основанная на таких нормах, должна обеспечивать:
• твердость и неотступность при выполнении служебно-боевых задач (которые часто имеют государственную важность);
• готовность к проявлению смелости, мужества, самообладания, выдержки в условиях любых трудностей, невзгод и неудобств;
• глубокое понимание, что поставленная ему служебно-боевая задача должна быть безусловно решена (без всяких отговорок, ссылок на трудности и оправдания), а результат, предусмотренный ею, полностью достигнут;
• беспрекословное и в установленный срок точное выполнение заданий, полученных от начальника в экстремальной обстановке;
• неуклонное соблюдение законности при столкновении с любыми трудностями при выполнении своего долга в экстремальной обстановке;
• способность в необходимых случаях, когда нет связи с начальником или обстановка требует немедленных решений, брать на себя ответственность, проявлять самостоятельность и хорошо продуманную инициативу; никогда не предпринимать авантюрных действий «на авось»; при первой возможности докладывать начальнику, используя все виды связи;
• повышенное проявление коллективизма при решении задач в составе групп, отрядов, доброжелательной поддержки и помощи другим членам, строгое соблюдение установленного порядка взаимодействия, согласование своих действий с действиями других, стремление к перенятию уроков боевого опыта других;
• применение оружия строго в случаях, предусмотренных законом:
• гуманное и заботливое отношение к населению, нуждающемуся обычно в помощи при экстремальных событиях; при использовании оружия исключать случаи гибели невинных граждан; помнить, что милиция служит народу и ее главная обязанность — обеспечение безопасности населения;
• готовность: к достойному поведению при переживании и преодолении любых экстремальных трудностей, не позорящему себя, а также честь и звание сотрудника Министерства органов внутренних дел Российской Федерации, а укрепляющему их авторитет и уважение к себе; отдаче себе отчета о том, как ты выглядишь в глазах населения, коллег и подчиненных; к сдержанному общению с населением и коллегами без истерик и оскорблений.
Решение задач в экстремальных условиях — это не обычные действия по своим задачам, способам, средствам, приемами. Здесь важна специальная экстремальная обученность сотрудника. В дополнение к имеющимся у него знаниям и навыкам она включает:
• экстремальную надежность обычных профессиональных навыков и умений. В экстремальных ситуациях наряду с особыми часто приходится выполнять и обычные профессиональные действия: вести наблюдение, автомашину, проводить осмотр места происшествия, вести допрос, поддерживать общественный порядок и пр. Но все это будет получаться хуже, если отработанность навыков и умений не доведена до безукоризненного, с высоким качеством выполнения в условиях помех, окружающей суеты, выкриков, сильной ограниченности временем, темноты, дыма, жара огня, стрельбы и действия других экстремальных факторов в ожидаемых ситуациях;
• обученностъ экстремальным действиям, выполняемым только в экстремальных ситуациях, например: переговорам с преступникам, применению оружия, спецсредств, средств и способов задержания правонарушителей, средств самозащиты; спасению погибающих людей, оказанию первой медицинской помощи и пр. Она представлена комплексом соответствующих экстремальных навыков и умений, отвечающих характеру экстремальных ситуаций, ожидаемых данной категорией сотрудников;
• обученность согласованным действиям в составе группы. Индивидуальная обученность (мастерство, профессионализм) чаще всего страдает неполнотой, если ей не присущи навыки и умения согласованных действий, ибо в экстремальных ситуациях чаще приходится действовать не в одиночку, а в составе групп — отдела, отряда, расчета, экипажа, патруля, смены и др.
• отработанность гибкой тактики действий в экстремальных ситуациях. Как бы не готовиться к предвидимым ситуациям, каждая из них все же в чем-то окажется неповторимой, а поэтому важно готовить сотрудников к творческим, гибким, строго отвечающим обстановке, корректируемым по ходу действиям;
• умения преодолевать противодействие. Это умение вести переговоры, урегулировать конфликты, снимать психологическое напряжение, достигать согласия, вести психологическую борьбу, применять приемы самозащиты и задержания, использовать спецсредства и оружие;
• экстремальная психолого-педагогическая подготовленность — сложный компонент экстремальной обученности, включающий психологические знания, навыки и умения, профессионально-психологическую устойчивость, а также умение учиться в экстремальной обстановке, обобщать свой и чужой опыт, повышать свою экстремальную подготовленность;
• подготовленность к обеспечению личной профессиональной безопасности связана с овладением определенными знаниями, навыками и умениями пользоваться средствами защиты и самозащиты, тактикой поведения в угрожающих ситуациях, развитием качеств бдительности и разумной осторожности.
Экстремальная развитость сотрудника выражается в наличии у него определенных профессиональных качеств и способностей, отвечающих требованиям успешной деятельности в экстремальных ситуациях. В число качеств, образующих экстремальную способность, входят: эмоционально-волевая устойчивость, морально-психологическая устойчивость, бдительность, устойчивость к внезапному, неожиданному, к риску, быстрота ориентировки и реакции, самообладание, работоспособность и выносливость. Качества и способности развиваемы. Это — развиваемые качества, а значит, и развитые экстремальные способности, развитые в соответствии с требованиями экстремальных ситуаций. В большинстве это психологические и физические качества, но развитие их проходит в специально организуемом педагогическом процессе, конфликтах и др.
Экстремальные способности и экстремальная подготовленность взаимосвязаны. При наличии способностей у сотрудника его подготовка более успешна, как и действия в экстремальных ситуациях.
Рассмотренная психолого-педагогическая структура экстремальной подготовленности выступает ориентиром для определения цели, задач, содержания и косвенно методов экстремальной подготовки персонала правоохранительных органов.