Право участников уголовного процесса на обжалование
Обжалование действий (бездействия) и решений государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, является, с одной стороны, частью значительно более объемной проблемы, касающейся не только участников уголовного судопроизводства, но и участников других процессуальных отраслей отечественного права, а с другой — это конституционное право любого гражданина и должностного лица государственных органов.
Следовательно, этот уголовно-процессуальный принцип носит конституционный характер (ст. 19 УПК РФ).
Уголовно-процессуальный принцип обжалования действий (бездействия) и решений государственных органов и их должностных лиц базируется на положениях ряда норм Конституции Российской Федерации.
В частности, Конституция Российской Федерации установила, что:
а) каждый гражданин (и, следовательно, участник уголовного процесса) «вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45);
б) решения и «действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» (ст. 46).
В этой связи справедливы суждения тех специалистов в сфере уголовного процесса, которые полагают, что в принципе могут быть подвергнуты обжалованию действия и решения широкого круга государственных органов и должностных лиц вообще и в сфере уголовного судопроизводства в частности.
Исключение составляют лишь те решения, обжалование которых непосредственно запрещено уголовно-процессуальным законом.
К ним, в частности, относятся решения:
а) о порядке исследования доказательств;
I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства
б) об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства;
в) о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания. Уголовно-процессуальный закон не дает толкования в ст. 5 УПК
РФ («Основные понятия, используемые в Уголовно-процессуальном кодексе») категориальных понятий рассматриваемого института. Поэтому для их определения представляется вполне обоснованным и справедливым использование различных доктринальных (научных) толкований.
Как нам представляется, жалоба— процессуальный документ, содержащий обращение любого участника уголовного процесса,в том числе следователя, дознавателя и т.д., к государственному органу или должностному лицу, осуществляющему уголовное судопроизводство, или вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности с просьбой об устранении нарушения его прав, свобод и законных интересов1.
Обжалование— процесс не только составления и подачи жалобы, но и принятия ее к производству2 и разрешения по существу соответствующими надлежащими государственными органами или должностными лицами.
Данный институт уголовно-процессуального законодательства распространяется:
1) на участников уголовного судопроизводства;
2) на иных лиц, которые не обладают статусом участников уголовного судопроизводства.
Иные лица могут обжаловать действия и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, только в той части, в которой производимые уголовно-процессуальные действия или принятые процессуальные решения касаются их личных прав, свобод и законных интересов (ст. 123 УПК РФ).
В последнем случае речь идет, в частности, о лицах, находившихся в зале судебного заседания и нарушивших порядок его производства.
В этом случае они могут обжаловать в суд решение о наложении на них денежного взыскания.
1 В основе данного определения лежит позиция авторов, изложенная в работе: Уго-ловяо-процессуальное право Российской Федерации / Под ред. П.А. Лупинской. М., 2003. С. 322.
2 Этот порядок законодатель относит к техническим (технологическим) действиям и практически не подвергает правовому регулированию.
9. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц
Кроме того, этим правом обладают: адвокат лица, который не является подозреваемым или обвиняемым, в случае обыска в его помещении; адвокат, присутствующий при допросе свидетеля; и т.д.
Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном уголовно-процессуальным законом порядке практически всеми участниками уголовного судопроизводства.
Жалоба подается конкретному должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело, или через него, либо непосредственно вышестоящему должностному лицу в любой момент производства по уголовному делу.
В некоторых случаях законодатель установил сроки подачи жалобы.
Например, апелляционные жалобы и представление должны быть поданы в течение 10 суток с момента провозглашения судебного решения мировым судьей.
При нарушении заявителем этого срока жалоба оставляется без рассмотрения (ст. 356 УПК РФ).
Однако уголовно-процессуальный закон в некоторых случаях ограничивает право участников уголовного судопроизводства не на подачу жалобы, а на ее содержание.
Так, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители могут обжаловать итоговое судебное решение не в полном объеме, а только в той его части, которая касается вопросов разрешения заявленного гражданского иска (ст. 44, 54, 216 УПК РФ и т.д.)1.
Жалоба может быть заявлена в письменной или устной форме.
Факт подачи письменной жалобы в ряде случаев может быть зарегистрирован в книге регистрации жалоб и заявлений.
Факт заявления устной жалобы должен быть оформлен протоколом принятия жалобы, отвечающим требованиям ст. 166 и 167 УПК РФ.
Жалоба, заявленная в процессе производства следственного действия, фиксируется в протоколе данного следственного действия.
Данное законодательное ограничение мы считали ранее и считаем в настоящее время не соответствующим целям и задачам уголовного процесса, ибо охрана имущественных интересов этих участников уголовного судопроизводства неразрывно связана с установлением всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу.
I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства
Законодатель не установил каких-либо формальных требований к содержанию и форме жалобы.
Тем не менее, в ней должен содержаться определенный минимум сведений.
К ним следует отнести данные о содержании обжалуемого действия или бездействия, когда и каким лицом они совершены, основания и мотивы подачи жалобы, сведения о лице, подавшем жалобу, его подпись и дата подачи жалобы.
Неточность или нечеткость формулировок жалобы не является препятствием для ее принятия к производству и рассмотрения по существу.
Из этого правила имеются исключения.
В частности, в случаях, непосредственно указанных в уголовно-процессуальном законе, к содержанию жалоб предъявляются вполне определенные требования.
Этим требованиям должны отвечать, например, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления (ст. 363, 375 и 404 УПК РФ).
При несоблюдении обязательных требований к жалобе для заявителя наступают отрицательные уголовно-процессуальные последствия, указанные в законе.
В обоснование жалобы к ней могут быть приложены различные оригиналы или копии документов и других материалов.
В некоторых случаях уголовно-процессуальный закон обязывает заявителя прилагать к жалобе вполне определенные документы.
В частности, к надзорным жалобам и представлению должны быть приложены:
а) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;
б) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления или определения суда надзорной инстанции, если они были вынесены по данному уголовному делу;
в) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя (жалобщика), доводы, аргументы, изложенные в надзорных жалобе или представлении (ст. 404 УПК РФ).
Определенными особенностями обладает порядок подачи жалобы подозреваемым и обвиняемым, находящимися под стражей.
Указанные участники уголовного процесса могут подавать жалобы непосредственно дознавателю, следователю, руководителю следственного органа, прокурору или судье либо направлять им жалобы через администрацию места содержания под стражей.
9. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц
Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащихся под стражей (ст. 126 УПК РФ)1.
Порядок принятия жалоб этих лиц и дальнейшего их направления регламентируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов и изоляторов временного содержания, утвержденными приказами министра внутренних дел.
Жалобы, адресованные прокурору или суду, принимаются в запечатанном виде и цензуре не подлежат.
Эти жалобы направляются адресату не позднее следующего рабочего дня.
Однако ст. 126 УПК РФ требует от администрации места содержания под стражей немедленного направленияпрокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащихся под стражей.
Разумеется, реализация требования немедленного направленияжалобы подозреваемого, обвиняемого в этих случаях практически невозможна при всей привлекательности данного законодательного положения.
Следовательно, законодателю необходимо при определении сроков производства следственных и иных процессуальных действий или принятия уголовно-процессуальных решений, на наш взгляд, избегать субъективных терминов типа «немедленно», «незамедлительно» и т.п.
Думается, что в данном случае отечественному законодателю следовало бы установить 24-часовой срок.
Факт подачи подозреваемым или обвиняемым жалобы подлежит регистрации в специальном журнале.
Анализ конституционных, уголовно-процессуальных и иных норм свидетельствует о том, что выбор адресата подачи жалобы на действия или бездействие должностных лиц органов предварительного расследования, прокурора и суда принадлежит заявителю.
Заявитель (жалобщик) может подать жалобу на действия (бездействие):
а) дознавателя или следователя — соответственно начальнику органа дознания, прокурору, руководителю следственного органа или в суд;
1 Данный вопрос подробно регламентируется следующим подзаконным актом: Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденный Приказом министра юстиции Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. // Российская газета. 2007. 25 января.
I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства
б) прокурора — вышестоящему прокурору или непосредственно в суд;
в) суда или судьи — в вышестоящий суд.
Заявителям нужно иметь в виду, что принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия или исполнение обжалуемого решения.
Приостановление исполнения обжалуемых действий или решений возможно лишь в случаях, когда необходимость принятия такого решения сочтут необходимым орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа любого, по нашему мнению, ведомства, прокурор или судья (ст. 125 УПК РФ).