Современная система эстетического воспитания и общего художественного образования в РБ
Основные требования к планированию деятельности учреждений культуры и искусства по эстетическому воспитанию населения. Современная система эстетического воспитания и общего художественного образования в РБ.Система художественного образования в Республике Беларусь создавалась и совершенствовалась на протяжении многих столетий. Особую роль в этой эволюции сыграл советский период, когда в качестве обязательных предметов в учебные планы общеобразовательных школ были включены изобразительное искусство, музыка, а в самом конце 80-х годов мировая художественная культура. Был создан единый учебно-воспитательный цикл «Искусство», что позволяло обеспечивать элементарное приобщение школьников к эстетическим ценностям на протяжении всего периода обучения: с 1 по 11 класс. В 90-е годы на волне либерализации всех сфер общественной жизни в несколько раз по сравнению с советским периодом увеличилось число школ с художественными уклонами. За два неполных десятилетия сложилась мощная традиция художественного образования и эстетического воспитания в таких школах, сформировался штат умелых опытных преподавателей, были разработаны оригинальные учебные планы, программы преподавания спецдисциплин. Таким образом, школы с художественными уклонами стали обеспечивать не просто общее эстетическое воспитание учащихся, но глубокую предпрофессиональную подготовку одаренных школьников, организованную на принципах академической системы обучения. Прежде, в советский период, академизм художественного образования был свойственен лишь художественным и музыкальным школам, действовавшим в системе Министерства культуры, и таким уникальным учебным заведениям, как школа-интернат им. Ахремчика для художественно одаренных детей. В связи свышеизложенным, представляется необходимым уточнить понятия академической и досуговой форм организации учебного процесса (см. таблицу). Академические предполагают строго очерченные содержание, сроки его реализации, формы и требования к контролю за усвоением знаний, стандарты требований к выпускнику, тип юридического документа, подтверждающий успешное окончание образования и дающий право на работу или продолжение образования определенного профиля. Досуговые более или менее строго очерчивают лишь содержание образования. Остальные требования носят весьма свободный характер (например, вместо зачетов и экзаменов – концерты, выставки), либо имеют стимулирующие формы (вместо юридически правомерных аттестатов почетные дипломы, грамоты и т.п.). В советский и постсоветский период досуговые формы художественного образования и эстетического воспитания (кружки, студии) работали в школах, внешкольных и клубных учреждениях. Причем уже к началу 2000-х гг. было ясно, что уровень профессионализма педагогов и подготовки учащихся в досуговых формах обучения как правило отстает от академических аналогов, где объем учебного времени, дифференциация занятий по предметам, внимание всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагоги, родители, администрация школ) к поддержанию дисциплины обеспечивали качество овладения основами художественного творчества. Неслучайно, выпускники школ и классов с художественным уклоном составляли около половины абитуриентов вузов культуры и искусств, наряду с выпускниками школ искусств, находящихся в ведении Министерства культуры. В 2008 году в процессе отмены планировавшегося перехода на 12-летнее общее образование были внесены изменения в базовый учебный план и учебные планы школ с углубленным изучением предметов, в том числе школ с художественным и эстетическим уклоном. В результате по формировавшейся на протяжении полувека системе эстетического воспитания и художественного образования школьников был нанесен чувствительный удар. Потери можно рассмотреть по двум направлениям. Первый и наиболее болезненный пробел состоит в том, что общеобразовательные школы Республики Беларусь лишились системы первичного приобщения учеников к миру эстетических ценностей, поскольку предметы «музыка» и «изобразительное искусство» преподаются теперь лишь до 5 класса, а предмет «мировая художественная культура» переведен в разряд факультатива и фактически не изучается в подавляющем большинстве школ. К тому же, уровень преподавания даже тех предметов, которые остались в учебных планах, невысок, поскольку специалисты, получившие художественно-педагогическое образование уходят из школ, не имеющих возможности обеспечить учителя достаточным объемом педагогической нагрузки. В сущности, школы скатываются на уровень художественного образования, характерный для 50-х годов минувшего века. Необходимо признать, что накопившийся к ХХI веку опыт преподавания предметов эстетического цикла в общеобразовательных школах был далеко не всегда продуктивным. Это во многом объясняется уровнем подготовки преподавательских кадров и программно-методических материалов по указанным предметам. Стремление преподавать искусство не как погружение в сферу особой, связанной с досугово-рекреационными задачами деятельности, а как науку об искусстве, привело к тому, что предметы «музыка», «изо» и «МХК» оказались в самом конце школьного рейтинга. Знание центристский подход, с которым давно и не слишком успешно борются в системе Министерства образования, и здесь взял верх. Между тем, кадры квалифицированных преподавателей искусства, подготовленные в учебных заведениях Министерства культуры, нередко не находили работы в школе, поскольку представителя школьной администрации привыкли «догружать» предметами эстетического цикла учителей иных предметов. Второй аспект проблемы состоит в том, что система школ с художественным уклоном, которая развивалась и совершенствовалась на протяжении более чем 20 лет, в считанные месяцы была уничтожена. Перевод специальных творческих дисциплин в положение факультативов привел к сокращению отпущенных на их изучение часов, утрате форм контроля и возможности документального подтверждения освоения определенных объемов содержания образования. Это негативно повлияло на мотивацию учебной деятельности и дисциплину учеников. Академизм исчез, а вместе с ним из школ стремительно стали исчезать лучшие достижения в предпрофессиональном освоении искусства. С 1 сентября 2011 года эти, утраченные общеобразовательными школами черты академизма, обрели внешкольные учреждения, получившие статус учреждений дополнительного образования. Казалось бы, все хорошо: появилась возможность хотя бы отчасти использовать накопленный опыт и кадры, умеющие работать с художественно одаренными детьми, в иных, подотчетных Министерству образования структурах. Но тут возникает другая несообразность. В новом статусе учреждения дополнительного образования составляют непродуктивную конкуренцию школам искусств, подотчетным Министерству культуры.
23. Современная многоуровневая система профессионального художественного образования в РБ: достижения, проблемы, пути развития.
Структуру художественного образования в стране можно представить в виде своеобразной пирамиды. В ее основании - начальное звено (более 500 учебных заведений); затем идут средние специальные учебные заведения (25 училищ, лицеев, колледжей, гимназий); на вершине пирамиды функционируют три высших учебных заведения (Белорусская государственная академия музыки, Белорусская государственная академия искусств и Белорусский государственный университет культуры и искусств).Начальное звено системы охватывает целую сеть детских школ искусств различной направленности: музыкальные, художественные, хореографические, фольклорные и др. Несмотря на то, что в последние годы произошла определенная структурная перестройка (выявляется тенденция перепрофилирования детских музыкальных школ в школы искусств, где осуществляется комплексное эстетическое обучение и воспитание), уменьшилось количество музыкальных и увеличилась численность школ художественного и хореографического профилей, существующая сеть учебных заведений начального звена не совсем соответствует потребностям общества. В РБ исторически сложилась система с очевидным "уклоном" в сторону музыкального образования. Ввиду этого работа на современном этапе должна быть направлена на развитие хореографии и театроведения. Аналогичные тенденции свойственны и сети учебных заведений среднего звена художественного образования. Сегодня эта сеть характеризуется следующими количественными показателями:1) музыкальное образование предоставляют 9 училищ, 3 колледжа, 1 лицей музыки и хореографии, 1 комплекс "гимназия-колледж"; обучается в них 51% от общего количества учащихся ССУЗ;2) образование с профилем изобразительного искусства предлагают 2 училища, 1 лицей, 5 отделений в училищах искусств; обучается здесь 9% соответствующего контингента;3) хореографическое образование можно получить в 1 колледже, на 4-х отделениях училищ искусств, 1-м отделении колледжа искусств; число учащихся составляет 10%;4) театральное образование представлено на 3-х отделениях училищ искусств, 2-х - в музыкальных колледжах и 1-м отделении в училище культуры; обучается здесь 2% от общего количества учащихся. Следует обратить внимание на то, что данные нашего исследования относительно намерений учащихся детских музыкальных школ о продолжении своего образования в музыкальных училищах дают основание строить предположения о возможном снижении количества тех, кто будет поступать в эти учебные заведения. Только 15,5% опрошенных выпускников детских музыкальных школ однозначно ориентированы на поступление в училища. Противоположная тенденция прослеживается в художественном образовании среднего звена. 52,7% учащихся детских художественных школ и детских школ искусств намерены поступать в художественные училища, что в два раза превышает общее количество учащихся на художественных отделениях средних учебных заведений. Для хореографических отделений это число достигает 59,1%, что также превышает возможности существующих сегодня учебных заведений данного профиля. Приведенные данные совокупно с другими факторами служат основанием для реформирования не только начального, но и среднего звена художественного образования в сторону увеличения удельного веса учебных заведений художественного и хореографического профилей, а также профилей народного и театрального искусства, интерес к которым значительно возрос в последние годы. Цели учебных заведений системы художественного образования определены и зафиксированы в специальных документах - положениях, уставах, на которых основываются учебный и воспитательный процессы, научно-методическая работа. В соответствии с этими документами основной целью начального звена является создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития личности, всемерного раскрытия ее способностей. Главная задача среднего звена - формирование специалиста современного типа с развитым творческим мышлением. Для изучения того, насколько объявленные цели совпадают с теми, которые реально детерминируют деятельность учебных заведений, нами был проведен опрос преподавателей, руководителей школ и средних специальных учебных заведений, педагогов системы художественного образования. Были выявлены следующие установки: ориентация на подготовку будущих профессионалов; общеэстетическое развитие личности; поиск, отбор и обучение художественно одаренной молодежи; подготовка будущих педагогов для системы художественного образования. Показательно, что иерархия целей не изменилась на протяжении последних семи лет. Это свидетельствует, с одной стороны, о стабильности и преемственности приоритетов деятельности учебных заведений, с другой - об определенном консерватизме образовательной стратегии и стереотипном представлении о желаниях учащихся получить художественное образование. Мы можем отметить существующее несоответствие в системе среднего звена образования на уровне определения целей и реальной практики. Такая важнейшая цель, как подготовка будущих педагогов для системы художественного образования, реально становится наименее значимой по сравнению с другими в организации учебного процесса, в то время как основная специальность выпускников по диплому - педагог. Содержательный аспект этого несоответствия требует специального анализа на уровне программ, планов и методик обучения. Показателем наличия существенных проблем является то, что значительная часть самих преподавателей (62,4%), в прошлом - выпускников отечественных учебных заведений культуры и искусства, до сих пор ощущают недостаток именно педагогических и психологических знаний. К сожалению, отмеченные выше различия в целевых ориентациях никак не учитываются в нормативных документах (действует единое Положение о школе искусств системы Министерства культуры). Так, данные опроса 1997 г. свидетельствуют о том, что в наименьшей степени на искусство как предмет своей будущей профессии ориентированы дети, которых обучают музыке. Только для 25,2% учащихся детских музыкальных школ и 34,9% - музыкальных отделений детских школ искусств стремление стать музыкантом-профессионалом является значимым. Несколько иные устремления и намерения у детей, обучающихся изобразительному искусству и хореографии. Так, 53,3% учащихся детских художественных школ и 87,9% слушателей лицея изобразительного искусства и хореографии ориентированы на профессиональную деятельность в сфере искусства. Численность тех, кого эти виды искусства в профессиональном плане не привлекают, достигает только 9%. Таким образом, речь идет о том, что уже на начальной ступени художественного образования фиксируются различия в целевых ориентациях учащихся, что, в свою очередь, ставит под сомнение правомерность стремлений отдельных исследователей, а также органов управления сформулировать единые цели деятельности для учебных заведений одного звена, унифицировать стандарты и методики обучения. Эффективность работы учебных заведений культуры и искусства определяется (наравне с другими показателями) степенью достижения поставленных целей и решения задач. По мнению как учащихся, так и их родителей, реализовать собственные цели в процессе обучения удается далеко не всем. По самооценке учащихся начального звена, получить всестороннее эстетическое развитие в полной мере удается 69,7% респондентов. У родителей такая оценка встречается в 60% случаев. Эти показатели характерны для всех видов учебных заведений и не зависят от вида искусства, которому обучаются дети. 27,5% считают, что этого удается достичь в определенной степени, 2,8% - ни в коей степени. Что касается профессиональной исполнительской подготовки, то только 27% учащихся и 32,3% родителей считают, что достичь цели в этом направлении удается в полной мере; цель реализуется частично по мнению 62,9% учащихся и 60% родителей; 10,2% учащихся считают, что стать профессионалом-исполнителем им вообще не придется. Зафиксированы различия в оценках своих возможностей получить профессиональную подготовку в зависимости от вида искусства. Наивысший уровень притязаний у 15,5% тех, кто занимается музыкой, 39,7% - изобразительным искусством, 22,7% - хореографией. Противоречия между поставленной целью обучения и возможностью ее достижения наблюдаются и в среднем звене художественного образования. Фактически ССУЗы должны выпускать квалифицированных специалистов - или профессионалов-исполнителей, или профессионалов-педагогов, в том числе хорошо подготовленных к поступлению в вузы. По мнению обучающихся, достичь этой цели в полной мере смогут только 35% выпускников музыкальных училищ, 19,1% - художественных, 34,4% - хореографических училищ или колледжей. Что касается общеэстетического развития, то уровень реализации этой цели не превышает 55%.Приведенный анализ дал нам возможность доказательно обосновывать необходимость корректирования целей и задач обучения в соответствии как с общественно значимыми потребностями государства в квалифицированных кадрах в сфере художественной культуры, так и с мотивацией учащихся и реальными возможностями учебных заведений обеспечить адекватный учебно-воспитательный процесс. Одно из основных направлений государственной политики в реформировании системы художественного образования - совершенствование учебного процесса. Оно предусматривает работу по нескольким направлениям.1. В последнее время в программное и методическое обеспечение учебного процесса достаточно активно внедряются новые нормативные документы, основные отличия которых от прежних сводятся к использованию дифференцированного подхода к обучению, гибких сроков и активных методов обучения, внедрению новых педагогических технологий и стандартов. В 2000 - 2003 гг. только Белорусским государственным институтом проблем культуры были разработаны более 175 учебных программ и 23 учебно-методических пособия. Вместе с тем, уровень обеспеченности учебного процесса методическими материалами, по мнению педагогов, остается низким.2. Обоснованием необходимости предпринять определенные меры по корректированию норм и структуры учебной нагрузки могут служить данные о причинах отсева учащихся из учебных заведений и оценка самими учащимися наиболее характерных трудностей на первых порах обучения. Причины отсева распределяются следующим образом:- ухудшение общего состояния здоровья детей, повышение их утомляемости;- падение престижа художественного образования;- несовпадение интересов и мотивов учащихся с теми целями, которые ставятся учебным заведением;- усложнение обучения в общеобразовательных школах: на художественное образование не остается ни сил, ни времени;- несоответствие программ и методик ожиданиям и интересам учащихся;- недоступная стоимость инструментов, материалов, оборудования;- устаревшие программы и методики обучения;- бытовые причины, например, переезд родителей;- отдаленность учебного заведения от места проживания;- высокий уровень платы за обучение;- недостаточная специальная подготовка преподавателей. В среднем звене художественного образования особое значение приобретают занятия по специальности. Это очевидно, если исходить из целей и задач обучения. Вместе с тем, наше исследование показало, что одной из наиболее характерных трудностей, с которой сталкиваются учащиеся на первых порах после поступления в средние специальные учебные заведения, является слабый уровень собственной подготовки по избранному предмету, специальности. В 1977 г. это отметили 29,4% учащихся музыкальных училищ, 31,9% - художественного училища и 35,4% - хореографического колледжа [1, с. 12]. В 2004 г. этот показатель уменьшился в музыкальном образовании - на 15%, в художественном - на 5%, в хореографическом - на 6%.3. Основными причинами, обусловившими изучение работы учебных заведений сферы культуры по поиску и отбору художественно одаренной молодежи, явились показатели качества контингента учащихся, динамика его развития, а также рост потребности населения в художественном образовании. Следует отметить определенную положительную динамику в оценках качества контингента учащихся. Если в 1997 г. 33,9% опрошенных преподавателей и руководителей учебных заведений культуры и искусства отметили, что за 3 - 5 лет, предшествовавших году опроса, качество контингента ухудшилось, то в 2004 г. этот показатель снизился до 25,9%. Качество контингента не изменилось по мнению 25,9% опрошенных в 1997 г. и 35,9% - в 2004 г.; изменилось в лучшую сторону - соответственно 19,3% и 20,5%. Вместе с тем более половины преподавателей все еще не удовлетворены существующим положением. Кадровый потенциал системы художественного образования достаточно высок. Об этом свидетельствуют различные показатели, в том числе образовательный уровень преподавателей. Например, среди педагогов начального звена 41% имеют высшее образование; в художественных школах этот показатель достиг 76%, в музыкальных - 43%.Средний стаж работы преподавателей в учебных заведениях культуры и искусства, где проводился опрос, - около 16 лет, что свидетельствует о стабильности кадрового состава, высокой степени адаптации специалистов к своей среде. Однако недовольство уровнем заработной платы выразили 68,1% преподавателей школ и 75,6% - училищ. Среди самых распространенных причин неудовлетворенности работой - плохая методическая обеспеченность учебного процесса, а также падение престижа профессии в обществе, ухудшение качества контингента учащихся. Безусловно, для решения этих проблем недостаточно усилий Министерства культуры и Министерства образования. Но то, что в их компетенции, необходимо делать. В частности, можно вести речь об изменении норм учебной нагрузки для преподавателей (полную или частичную неудовлетворенность по этому вопросу выразили 33,4%); о необходимости улучшения условий труда (45,4%); об усовершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и др.Целый комплекс проблем связан с материально-техническим и финансовым обеспечением учебного процесса, а также с обстоятельствами общегосударственного развития страны. Но даже самые активные меры, которые будут приняты в отмеченных выше направлениях, не достигнут цели, если не будет разработана принципиально новая концепция развития художественного образования, основанная на современных принципах взаимоотношений "учащийся - предмет культуры - преподаватель". Необходимы новые подходы к содержанию образования, активное использование современных педагогических технологий.
24. Педагогические требования к явлениям искусства и художественной. В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по искусству. Основным и главным элементом литературы как учебного предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления - решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели. Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание основных художественных произведений, умение применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте. Школа развивает подлинный художественный вкус, учит глубокому анализу произведений искусства с позиций эстетики. Другой важнейший предмет художественного цикла в школе — «Музыка». В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Ведущей задачей на уроке на уроке музыки является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку. Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.Наконец, третий учебный предмет художественного цикла в школе — «Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности. Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства. Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр. Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически. Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания.