Организация личностно ориентированного обучения
Решение задачи совершенствования системы открытого образования может быть осуществлено за счет гуманизации и личностной ориентации образования. Средства ИКТ, обоснованно примененные в системе открытого образования могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения.
Одно из центральных мест в теории личностно-ориентированного обучения занимает понятие “личность”. Согласно определения, личностью является индивидуум, достигший высокого уровня духовного развития и высокого уровня интеллекта, обладающий развитым мышлением; это творчески действующий человек, способный использовать логику своего мышления для созидания знания, способный, отвечая за последствия, управлять собой и внешними обстоятельствами. Конкретная личность рассматривается как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик.
Личностно ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.
Основной целью личностно-ориентированного открытого образования является создание условий, обеспечивающих:
· мотивацию к образованию и развитию личности обучаемого, ее интеллектуального и духовного начала;
· гуманное отношение к обучаемому.
Реализация средств ИКТ для системы открытого образования должна быть основана на максимальном учете следующих индивидуальных психо-физиологических особенностей обучаемого, его индивидуальных личностных свойств:
· темперамент и волевые качества,
· особенности мышления,
· особенности восприятия, памяти, внимания,
· мотивация,
· самооценка,
· уровни притязаний,
· доминирующий социальный статус.
Практическая реализация принципов личностно-ориентированного обучения в системе открытого и дистанционного образования, осуществляемого в условиях использования современных средств ИКТ, основана на следующих требованиях к его организации:
· требование гуманного отношения к обучаемому, признания его самоценности;
· требование индивидуализации и дифференциации обучения;
· требование создания условий, обеспечивающих возникновения собственной активности обучаемых;
· требование обеспечения условий способствующих самопознанию,саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению обучаемого;
· требование учета субъективного опыта каждого обучаемого;
· требование организации коммуникативной и социальной деятельности обучаемого;
· требование обеспечения объективности контроля и измерения результатов обучения;
· требование целесообразности использования возможностей средств ИКТ в обучении;
· требование комплексного использования возможностей средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в ходе выполнения разнообразной учебной деятельности.
Отличительной чертой дистанционного и открытого обучения, в сравнении с самостоятельной работой с учебными пособиями и другими источниками информации, заключается в предоставлении поддержки и осуществления процесса взаимодействия студента с преподавателем в ходе обучения.