Правовые основания, порядок приема осужденных и учет их в исправительных учреждениях
Эффективность исправительного воздействия, и это подтверждает практика, в значительной мере предопределяется тем, насколько успешно проходит адаптация осужденных в условиях исправительных учреждений. Пристальное внимание к осужденным особенно в первоначальный период пребывания в исправительных учреждениях должно способствовать их исправлению. Для наиболее успешной организации вопросов исполнения наказания важное значение имеет прием осужденных в названные учреждения. Первые дни нахождения в них могут определить всю дальнейшую судьбу осужденного. В свое время А.С. Макаренко писал: «Впечатление первых часов и дней в учреждении надолго, а иногда и навсегда определяют отношение воспитанника к учреждению, а следовательно, его поведение и процесс воспитания в целом»1.
Что собой представляет прием осужденных в исправительные учреждения?
Анализируя уголовно-исполнительное законодательство, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений2, можно полагать, что прием осужденных в исправительные учреждения – это урегулированный нормами уголовно-исполнительного права и иными ведомственными нормативными правовыми актами комплекс организационных, правовых и воспитательных мероприятий, проводимых с целью исполнения наказания и исправления осужденных. Он требует выполнения ряда действий организационно-технического порядка.
Ст.79 УИК определяет, что прием осужденных в исправительные учреждения осуществляется администрацией этих учреждений. Порядок такого приема регламентируется § 2 Правил, который устанавливает:
- прием осужденных в исправительное учреждение осуществляется оперативным дежурным (в тюрьме – дежурным помощником начальника тюрьмы, в воспитательной колонии – дежурным помощником начальника колонии) и работником специального отдела учреждения. Прием прибывших в нерабочее время небольших групп осужденных производится оперативным дежурным учреждения, дежурными помощниками начальников тюрьмы и воспитательной колонии;
- во время приема осужденных работники учреждения проверяют наличие личных дел и устанавливают их принадлежность прибывшим осужденным, проверяют наличие в личных делах необходимых документов. Медицинский работник воспитательной колонии проводит наружный осмотр осужденных с целью выявления у них телесных повреждений;
- прибывшие в исправительное учреждение осужденные после уточнения данных подвергаются полному обыску, а принадлежащие им вещи – досмотру;
- в суточный срок осужденные проходят медицинское освидетельствование, полную санитарную обработку по медицинским показаниям и размещаются в карантинном отделении, где за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток. Во время нахождения в нем осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством РФ и настоящими Правилами, предупреждаются об ответственности за нарушение режима отбывания наказания. Кроме того, им разъясняется применение технических средств надзора и контроля (изоляции), а в случаях, предусмотренных законодательством, физической силы, специальных средств, оружия и специальных подразделений1;
- решение о распределении осужденных по отрядам с учетом их личностных особенностей, привлечении их к труду, обучению в системе общего и профессионального образования принимается комиссией исправительного учреждения, возглавляемой его начальником. В состав комиссии включаются представители служб охраны, оперативной, безопасности (в тюрьме и воспитательной колонии – режима и охраны), специальной, медицинской, производственной и других. В воспитательных колониях в состав комиссии входят также работники общеобразовательной школы, профессионально-технического училища и психолога;
- не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в учреждение по его выбору одному из родственников направляется уведомление с указанием почтового адреса, перечня продуктов питания и предметов первой необходимости, которые можно получать осужденным в посылках, передачах и бандеролях, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления выездов, свиданий, праве осужденных на телефонные переговоры1.
Порядок приема осужденных в исправительные учреждения имеет важное значение для исправления, потому что он преследует такие цели: обеспечить исполнение наказания в виде лишения свободы в колониях определенного судом режима; исключить возможность проноса осужденными запрещенных предметов; организовать карантин, успешная работа которого возможна лишь при четкой организации его деятельности, взаимодействии сотрудников частей, служб, отделов. Такой подход будет способствовать установлению и поддержанию правильных взаимоотношений сотрудников (включая вольнонаемный состав) с отбывающими наказание. Следует предусмотреть также единый порядок приема осужденных в карантин. В качества одного из образцов можно рекомендовать опыт одной из исправительных колоний Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где новички с контрольно-смотровой площадки в сопровождении младших инспекторов войскового наряда направляются в санпропускник, оборудованный в карантине. Здесь начальник карантина либо оперативный дежурный проводит с ними первоначальную беседу, знакомит с распорядком дня, определяет их обязанности, отвечает на вопросы и так далее. После этого осужденные подвергаются предварительному медицинскому осмотру с целью установления телесных повреждений, особых примет, татуировок, кожных инфекционных болезней, иных заболеваний. Сведения о выявленных особых приметах и татуировках передаются в оперативный отдел для занесения в материалы личного дела1.
Вместе с тем, представляется, в период пребывания в карантине необходимо:
во-первых, классифицировать осужденных по характеру совершенного преступления;
во-вторых, взять под особое наблюдение осужденных из числа злостных нарушителей установленного порядка (ст.116 УИК), склонных к побегу и других;
в-третьих, выявить их отношения с другими осужденными;
в-четвертых, правильно распределить по отрядам по окончании карантина с учетом: благоприятной среды, закрепления за осужденными членов совета воспитателей, представителей общественных объединений;
в-пятых, ознакомить осужденных с основными положениями уголовно-исполнительного законодательства, определить каждому из них (исходя из состояния здоровья, наличия специальности) определенный вид труда и соответственно зачислить в тот или иной отряд.
Согласно ст.7 УИК основанием исполнения наказаний и применения мер уголовно-правового характера является только приговор, вступивший в законную силу, изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу.
Какие же основания приема осужденных в исправительные учреждение?
К ним относятся следующие:
- приговор суда;
- указание (наряд) ГУИН Министерства юстиции;
- приказ Министерства юстиции;
- попутный список на этапируемых осужденных;
- личное дело осужденного.
Работники специального отдела при приеме осужденных обязаны:
принять личные дела и попутный список на прибывших осужденных; проверить правильность заполнения попутного списка, наличие на нем подписи представителя конвоя о приеме осужденных под охрану. В частности, в попутном списке должно быть указаны: откуда и куда этапируется осужденный; основание к этапированию (например, указание ГУИН Министерства юстиции РФ; фамилия, имя, отчество каждого этапируемого осужденного; номер личного дела; год рождения, статья УК РФ, срок наказания; подписи начальника колонии (следственного изолятора) и начальника специального отдела, откуда этапируется осужденный1.
Ст. 69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными требует: «В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей2.
Инструкция о работе специальных отрядов исправительных, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утвержденная Министерством юстиции 25 мая 1999 года3, регулирует учет осужденных.
В юридической литературе по вопросу учета осужденных высказаны различные точки зрения.
Так, И.А. Сперанский полагает, что учет осужденных к лишению свободы – это условие повешения эффективности борьбы с преступностью, строгого соблюдения законности при исполнении уголовного наказания4.
Позиция А.И. Васильева сводится к тому, что учет осужденных представляет собой одну из функций управления в области исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. С его помощью собирается, анализируется и обобщается информация, характеризующая процессы и явления, происходящие в деятельности исправительно-трудовых учреждений5.
Нам представляется, наиболее приемлемой точкой зрения является такая, в соответствии с которой учет осужденных в исправительных учреждениях – это урегулированный ведомственными нормативными правовыми актами порядок собирания, систематизации, анализа в учетных документах достаточно полных социально-демографических, уголовно-правовых, уголовно-исполнительных данных о каждом осужденном, а также хранения сведений об осужденных с целью использования их в профилактической и воспитательной работе.
Более того, ведомственные нормативные акты предусматривают необходимость документирования процесса карательно-воспитательного воздействия на осужденных. В этой связи справедливо отмечает В.И. Пинчук, что определенный перечень организационно-технической документации характерен для каждого отдела, части, службы. Документация, которая ведется в специальных отделах исправительно-трудовых учреждений, имеет особое значение для обеспечения законности при исполнении наказания. Это объясняется тем, что в специальных отделах (частях) сосредоточены, прежде всего, в личных делах осужденных документы, являющиеся основанием для отбывания наказания: копии приговоров, определений кассационных и надзорных инстанций, актов о помиловании, постановлений комиссий по применению амнистий и другие1.
Перечисленные и им подобные документы являются правоприменительными актами, и роль специальных отделов в отношении их сводится к роли регистраторов и хранителей. Однако необходимо иметь ввиду, что на основе этих документов специальными отделами проводится весьма значительная работа по документированию исполнения наказания, имеющая технико-организационный и отчетный характер. Именно от четкости этой технической работы во многом зависит реальное обеспечение законности в исправительных учреждениях, направленное на предусмотренное уголовно-исполнительным законодательством исполнение наказания и исправление осужденных.
Для осуществления учета создана стройная система аппаратов учета, которые подразделяются на центральные и местные. К центральным относится Главный информационный центр (ГИЦ) МВД России, в составе которого имеется оперативно-справочный отдел, занимающийся учетом лиц, совершивших преступления и отбывающих наказание.
К центральным учетным аппаратам относится также специальный отдел Главного управления исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации, который ведет количественный учет лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, содержащихся в следственных изоляторах.
Действующий нормативный акт – Инструкция от 25 мая 1999 года предусматривает местный учет, который осуществляется специальными отделами названных учреждений.
Специальные отделы исправительных учреждений наравне с другими функциями ведут персональный и количественный учет осужденных. Прежде всего они выполняют следующие функции: проверяют правильность оформления документов на осужденных при их приеме в колонии; осуществляют оба вида учета осужденных; составляют отчетность о их численности, составе и движении; учитывают, ведут и хранят личные дела на осужденных, содержащихся в колониях; оформляют на осужденных материалы об условно-досрочном освобождении и о замене неотбытой части срока лишения свободы более мягким видом наказания, об освобождении от отбывания наказания по болезни, о переводе в исправительные учреждения других видов; оформляют ходатайства о помиловании осужденных; исполняют акты помилования и об амнистии, а также определения и постановления судов об изменении приговоров в отношении осужденных; осуществляют контроль за своевременным освобождением осужденных из колоний и обеспечивают оформление документов об этом; оформляют учетно-регистрационные материалы на осужденных для направления их в Главный информационный центр МВД России, информационные центры ГУВД (УВД).
Учетная документация специальных отделов колоний состоит: из журнала учета движения осужденных регистрации личных дел; учетной карточки, составленной на основании документов личных дел осужденных, поступивших в колонию. Из этих карточек комплектуется алфавитная картотека. Контрольно-сроковые карточки составляются в конце каждого года на основании документов личных дел осужденных, срок наказания у которых заканчивается в следующем году. Таким образом, контрольно-сроковая картотека составляется на один год. Карточки в ней размещаются по датам окончания срока наказания.
Количественный учет осужденных находит свое отражение в ежедневных и пятидневных сводках о движении осужденных.
В плане обеспечения законности содержания осужденных в исправительных учреждениях специальные отделы проводят значительную работу по уточнению данных, характеризующих осужденных, и содержащихся в личных делах сведений. Эта работа сопровождается документированием. Само ведение личных дел осужденных также связано с составлением документов. Следует иметь в виду, что личное дело – это основной документ, в котором отражается ход процесса исправления осужденного1. Оно состоит из двух частей и комплектуется в порядке, предписанном Инструкцией Министерства юстиции от 25 мая 1999 года. При этом работники специального отдела все документы, приобщенные к личному делу, заносят в описи (отдельно на первую и вторую часть личного дела). Необходимо обратить внимание на то, что личные дела на осужденных хранятся в сейфах и металлических шкафах в алфавитном порядке. Для временного пользования (на срок не более 2-х дней) они выдаются работникам оперативного отдела и службы безопасности колонии. Все другие работники (начальники отрядов, сотрудники медицинского отдела и т.д.) знакомятся с материалами личных дел в помещении специального отдела.
Следует также подчеркнуть, что один раз в год к личному делу осужденного приобщается подробная характеристика, в которой отражаются данные о его поведении, отношении к труду и обучению, об участии в работе самодеятельных организаций и другие сведения2. Характеристика составляется начальниками отрядов, однако следить за тем, чтобы она была представлена, обязан специальный отдел исправительного учреждения1.
Кроме того, специальный отдел следит за правильностью оформления судебных документов. По всем случаям неправильного оформления документов специальный отдел делает запросы в соответствующие судебные инстанции.
Упомянутой инструкцией от 25 мая 1999 года определен порядок оформления документов о смерти осужденных. При этом к личному делу приобщаются: копии сообщений о смерти в орган ЗАГС и родственникам; копия медицинского документа о смерти; акт о несчастном случае (если смерть наступила в результате несчастного случая); акт судебно-медицинского вскрытия (если оно проводилось); акт о погребении или акт о передаче родственникам трупа; квитанции о высылке (выдаче) законным наследникам личных вещей, денег и ценностей умершего.
Личные дела после освобождения осужденных из исправительных учреждений (или после смерти в период отбывания наказания) сдаются в архивы ГУИН (УИН) Министерства юстиции не позднее месячного срока со дня освобождения (смерти) осужденного.
Кроме того, следует иметь в виду, что отдел безопасности исправительной колонии имеет устойчивую номенклатуру документации, к которой относятся:
- журнал учета чрезвычайных происшествий;
- журнал учета обысков, производимых в штрафном изоляторе и помещении камерного типа;
- журнал учета осужденных, склонных к побегу;
- журнал учета уязвимых для побега мест.
Инструкцией оперативному дежурному исправительной колонии предусматривается и ряд документов справочного характера, которые позволяют повысить эффективность надзора за осужденными:
а) альбом с фотографиями осужденных, склонных к совершению побега;
б) выписка из плана действий личного состава при чрезвычайных обстоятельствах;
в) схема оповещения личного состава по тревоге;
г) схема территорий жилой и производственной зон колонии с обозначенными на ней зданиями, помещениями и подземными коммуникациями и план надзора на сутки.
Наряду с этим оперативный дежурный имеет три журнала:
журнал рапортов приема-сдачи дежурств по колонии;
журнал учета нарушений режима отбывания наказания, допущенных осужденными;
журнал учета денег и ценностей, изъятых у осужденных.
Эти журналы, являясь одной из форм организационно-технической документации, имеют целевое назначение – содействовать укреплению режима в исправительных учреждениях. И как справедливо отмечает В.И.Пинчук, их ведение в соответствии с предусмотренной в журналах рубрикацией может существенно способствовать правоприменительной деятельности исправительных учреждений в области режима, в частности, в деле своевременного реагирования на имеющиеся нарушения режима, обеспечения объективности в учете и оценке состояния режима, и в целом укреплению законности при исполнении наказания1.
Так, в журнале рапортов приема-сдачи дежурства требуется вносить замечания по осуществлению надзора за осужденными и указывать меры, которые были приняты оперативным дежурным для устранения этих недостатков, замечания о недостатках в работе отделов и служб колонии, выявленных во время дежурства.
В журнале учета нарушений режима отбывания наказания должны фиксироваться: дата и часы допущенного нарушения, его характер, фамилия обнаружившего нарушение (представившего рапорт), фамилия и расписка сотрудника, получившего материалы для проверки, и принятые меры.
Кроме уже отмеченного, все эти данные позволяют контролировать работу отделов и служб колонии, состояние дознания в исправительных учреждениях1 и другие положения организации его работы.
Отдел по воспитательной работе с осужденными исправительных учреждений, в который входят и начальники отрядов, используют следующие формы организационно-технической документации:
- журнал учета (список) осужденных, в котором указываются их анкетные данные, статьи уголовного кодекса, продолжительность срока отбывания наказания, специальность, образование, семейное положение, дата предоставления отпуска, возможность условно-досрочного освобождения, перевода в колонию-поселение или на улучшенные условия содержания;
- журнал ежемесячного анализа обстановки в отряде, учета проводимых мероприятий, поощрений и взысканий осужденных;
- дневник изучения личности и учета индивидуальной работы с ним (ведется начальником отряда)2.
Кроме названной документации, по нашему мнению, следует признать целесообразной следующую документацию, которая отражает воспитательную работу в исправительных учреждениях:
- журналы планов и протоколов заседаний совета воспитателей отрядов;
- журнал протоколов советов колоний и отрядов.
Организационно-техническая документация, которая относится к производственной деятельности исправительных учреждений, включает:
- журналы и графики выпуска продукции;
- вспомогательные книги учета выпуска готовой продукции;
- книги учета простоев по цехам;
- вспомогательные книги по оперативному и статистическому учету;
- картотеки, в которых учитываются материальные ценности, расчетные документы.
Канцелярией исправительных учреждений ежеквартально составляется отчет о количестве поступивших жалоб и заявлений граждан, сроках исполнения.
Комиссией по проверке жалоб и заявлений ежеквартально проверяется качество исполнения поступивших заявлений, результаты проверки оформляются актом, который хранится в канцелярии.
Что же касается секретного делопроизводства, то оно также ежеквартально проверяется комиссией, которая составляет соответствующий акт.
Значит, приведенные факты достаточно полно отражают основные формы действующей организационно-технической документации, но не исчерпывают ее. С учетом практики применительно к местным условиям могут возникать и иные целесообразные и не противоречащие нормативным требованиям организационно-технической документации.
Следовательно, учет осужденных дает возможность анализировать оперативную обстановку, причины преступности в целом и по регионам, что очень важно для выработки профилактических и других необходимых мероприятий. Он также способствует прогнозированию численности осужденных и предполагаемые изменения в их составе, что необходимо для планирования работы исправительных учреждений, организации воспитательной работы с осужденными, производственной деятельности, общеобразовательных школ и профессиональных училищ. И, наконец, учет служит для своевременного освобождения, ибо несоблюдение установленного судом срока пребывания в исправительных учреждениях является нарушением прав, свобод и законных интересов осужденных.
3. Основные средства исправительного воздействия и проблемы их применения
Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулировании правопослушного поведения (ч.1 ст.9 УИК РФ).
Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания (ч.2 ст.43 УК РФ) достигается посредством применения к осужденным основных средств исправления при исполнении наказания.
Согласно ч.2 ст.9 УИК РФ, в качестве основных средств исправления действующее уголовно - исполнительное законодательство определяет:
а) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);
б) воспитательная работа;
в) общественно полезный труд;
г) получение общего образования;
д) профессиональная подготовка;
е) общественное воздействие.
На основании положения, закрепленного в ч.3 ст.9 УИК РФ, выбор средств исправления осужденных зависит от ряда факторов, таких как, - вид наказания; характер и степень общественной опасности совершенного преступления; личность осужденного; поведение осужденного.
Основные средства исправления имеют режимное внутреннее содержания. Так к одному из основных средств исправления законодатель относит режим отбывания наказания. Режим является правовой категорией, посредством режима реализуется кара, но вместе с тем режим имеет определенное воспитательное значение. Он приучает осужденных к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. В связи с этим к числу средств исправления необходимо относить лишь ту часть режима, которая не содержит в себе лишений и правоограничений, т.е. которая не выражает кару. Понятие режима дается в ст.82 УИК РФ, эта же норма определяет основные требования режима, обусловленные спецификой исправительных учреждений различных видов.
Строгое соблюдение режима отбывания наказания создает условия для присвоения других средств исправления осужденных.
Порядок и условия отбывания наказания в ныне действующем уголовно - исполнительном законодательстве с различных позиций обеспечивают правовую регламентацию применения средств исправления. Режим определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативно - правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания. В содержании режима находят свою реализацию некоторые элементы кары, материализующиеся в лишениях и правоограничениях.
Условия же отбывания наказания выступают в качестве элементов прогрессивной системы наказания и достаточно четко регламентируют процесс дифференциации осужденных в зависимости от различных условий отбывания наказания. Статья 87 УИК РФ определяет правовую регламентацию различных условий отбывания наказания в пределах одной исправительной колонии. Различные условия отбывания наказания в одной исправительной колонии позволяют более эффективно организовать исправительный процесс в местах лишения свободы и обеспечивают возможность максимального применения к осужденным основных средств исправления.
Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления (ст.9 УИК РФ). Воспитательная работа по своему содержанию выходит за рамки чисто идеологического воздействия, охватывает собой и такие формы воспитательного процесса, как производственно - массовая, культурно - массовая, физкультурно - спортивная и индивидуальная работа. Как разностороннее средство воздействия на осужденных, воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей мере, чем такие средства исправления как режим и труд. Тем не менее проводить ее без правовой регламентации невозможно. Учитывая большое количество направлений воспитательного воздействия, закон регламентирует только наиболее важные исходные положения организации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы. Основной массив правового регулирования находится на подзаконном уровне - приказы, инструкции и другие ведомственные нормативные акты[40].
Статья 110 УПК РФ определяет основные формы воспитательной работы, такие как: нравственное, правовое, физическое, трудовое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
Для организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях создается материально - техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.110 УИК РФ).
Воспитательная работа с осужденными проводится дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения и установленного в нем режима и условий содержания.
Организация общеобразовательной подготовки является одним из самостоятельных направлений воспитательной работы с лицами, лишенными свободы. Это направление является необходимым, обеспечивающим успех всей работы по исправлению осужденных, т.к. без повышения общеобразовательного уровня невозможно действительное воспитание человека. Общеобразовательное обучение базируется на конституционном праве граждан РФ на образование (ст.43 Конституции РФ). В соответствии со ст.112 УИК РФ, общеобразовательное обучение обязательно для лиц, лишенных свободы, не достигших тридцатилетнего возраста и не имеющих основного общего образования. Социальная ценность человека в значительной мере определяется уровнем образования, которое оказывает влияние на формирование его жизненных взглядов, его отношение к труду, поведение и творческую активность.[41] Организация получения осужденными основного общего и среднего полного общего образования, создание, ликвидация и реорганизация образовательных учреждений уголовно - исполнительной системы (школ и учебно - консультационных пунктов) осуществляется в порядке, установленном центральными органами управления уголовно - исполнительной системы по согласованию с Министерством общего и профессионального образования РФ. Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряются и учитываются при определении степени их исправления (ч.4 ст.112 УИК РФ).
Наряду с режимом и воспитательной работой одним из основных средств исправления осужденных является общественно полезный труд. Общественно полезный труд - категория экономическая, но в исправительных учреждениях используется в воспитательных целях в процессе исправительного воздействия на лиц, лишенных свободы. Труд играет значительную роль в формировании и воспитании человека. Это положение общепризнанно во всех философских и педагогических учениях. На важности производительного труда для исправления негативных качеств у лиц, совершивших преступления базируется исправительная педагогика, законодательные акты, регулирующие исполнение уголовных наказаний, в частности, лишения свободы, а также международные акты, определяющие обращение с осужденными - Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. Новый УИК РФ сохранил обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться. Так ч.1 ст.103 УИК РФ говорится: "Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться.." Но обязанность осужденного трудиться вытекает не из приговора суда, а на основании установленного особого правила, регулирующего как привлечение заключенного к труду, так и его характер в том или ином месте заключения. Осуществление этого особого правила связано с приговором, но не входит в содержание последнего.[42]
Помимо установленной в ч.1 ст. 103, обязанности осужденных трудиться, они в полной мере обладают и конституционным правом на труд (ст.37 Конституции). В процессе реализации этого права осужденных, администрации исправительных учреждений корреспондируются обязанностью привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности. Осужденные привлекаются к труду на объектах предприятий любых организационно - правовых форм собственности. В соответствии с законом "Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21.07.93 г. (ст.23) и ч.1 ст.103 УИК РФ, осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. На основании ст.106 УИК РФ, осужденные к лишению свободы могут привлекаться к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий без оплаты труда. Привлечение к такого рода работам строго регламентировано законом и в соответствии с ч.3 ст.106 УИК РФ, продолжительность этих работ не должна превышать 2 часов в неделю.
Труд заключенных не может регламентироваться только нормами уголовно - исполнительного права, несмотря на то, что трудоиспользование осуществляется в рамках исправительного воздействия. Организационно - правовые вопросы трудовой деятельности заключенных в определенной степени регламентируются нормами трудового права. Так, продолжительность рабочего дня осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством РФ, оплата труда осужденных производится в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, действующим в народном хозяйстве.
Обязанность осужденных трудиться не носит абсолютного характера. На основании положений ст.103 УИК РФ, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные инвалиды первой и второй группы привлекаются к труду по их желанию, в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов (ч.2 ст.103 УИК).
Согласно Правилу 71(1) Минимальных стандартных правил обращения с заключенными - "Труд заключенных не должен приносить им страданий". Производственная деятельность заключенных не должна быть подчинена цели получения прибыли от их труда и не должна препятствовать процессу их исправления.
Но вместе с тем, труд, организованный в местах лишения свободы, должен быть производительным, а приобретаемая или совершенствуемая там квалификация или профессия явились бы востребованными после освобождения из мест лишения свободы.
Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных является неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.
Согласно закону, начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установленного образца. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляется в порядке, установленном Министерством юстиции, но совместно с Министерством образования РФ.
Профессиональное образование и профессиональная подготовка выступают в качестве достаточно эффективного средства исправления осужденных. К сожалению, в связи со сложной экономической ситуацией, данная форма исправительного воздействия на осужденных утрачивает свой потенциал. Профессионально - технические училища в местах лишения свободы стали закрываться все чаще. Все это, конечно же, снижает в целом эффективность процесса исправления осужденных.
Формы профессиональной подготовки могут быть самыми различными: от обучения в ПТУ до бригадного обучения. Отношение осужденного к профессиональной подготовке определяется в качестве критерия его исправления. Оно учитывается при характеристике поведения осужденного и определяет его готовность к социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.
Правовая регламентация организации профессионального образования и профессиональной подготовки определяется в ст.108 УИК РФ.
В качестве средств исправления осужденных в ст.9 УИК РФ названо и общественное воздействие.
Формы общественного воздействия на осужденных многообразны. В практике прошлых лет широко применялись такие формы, как работа наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также функционирование различного рода методических и научно - методических советов.
Сегодня получают свое второе развитие попечительские советы (в частности в воспитательных колониях). Положительное воздействие в процессе достижения целей уголовного наказания оказывают Советы родственников осужденных и родительские собрания (в основном в ВК). В тех учреждениях, где организована шефская работа трудовых коллективов над осужденными, эта работа является эффективным рычагом воздействия на поведение осужденных.
В настоящее время возникают такие формы общественного воздействия на осужденных, как правозащитные организации. Большое влияние на осужденных оказывают различные религиозные организации, которые получили сегодня доступ в места лишения свободы.
Различные общественные организации и объединения, участвуя в работе исправительных учреждений, обязаны направлять свою деятельность не на достижение своих интересов, а на содействие администрации учреждения в деле исправления осужденных.
Основной задачей общественного воздействия , как и других средств исправления является повышения эффективности деятельности администрации исправительных учреждений, направленной на достижение целей уголовного наказания.
Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и т.д. Но применение этих средств не должно причинять мучений и страданий осужденным. Средства исправления должны применяться в рамках действующего законодательства и направляться на достижение, главным образом, такой цели уголовного наказания, как исправление осужденного. Поскольку успешное достижение этой цели обуславливает успешное достижение других целей уголовного наказания - восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.