Чистописание
Дети читают слова, записанные
на доске: диво, весёлый, езда.
Учитель говорит:
- Буква, которую будем сегодня писать, находится в существительных и обозначает звук согласный, звонкий, мягкий и твердый.
Ребята определяют, что это буква д, пишут в тетрадях: Ддд, Дд.
2. Сообщение новых знаний.Учащиеся отгадывают загадку:
Куда бежит - сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это?.. (Дорога.)
Задания: придумайте однокоренные слова к слову дорога (дорожка, дороженька, придорожный.)
Выделите в них корень. Определите, эти слова содержат только корень или в них есть и другие части.
На доске - разбор слова по составу:
дорожка
дороженька
придорожный
Вывод: частей у слова может
быть много.
Это:
- приставка,
- корень,
- суффикс,
- окончание.
Учитель предлагает детям прочитать запись на доске:
По лес плутала узкий дорога.
- Можно ли назвать эту запись предложением? Почему? Внесите изменения, чтобы получилось предложение. (Предложение "По лесу плутала узкая дорога" записывается
в тетради.) Отметьте значком ту часть слова, которую изменили.
Где она находится? :
Вывод учащихся: окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Учитель предлагает детям открыть учебник и посмотреть, правильно ли они дали определение окончанию.
Проводится работа по выделению окончания в словах. На доске запись:
собирали картину
рисуют книгу
читают в лесу
плавает по небу
летают в реке
Из данных слов нужно составить словосочетания, записать их, выделить окончания в существительных и глаголах.
Физкультминутка: игра "Чуткое ухо".
Учитель:
- Читаю слова. Если вы услышите окончание -а, хлопните в ладоши над головой, если другое окончание, хлопните перед собой.
Слова для игры: река, звезды, школа, орехи, сады, ворота, пила, роса, яйцо, пение, горка, санки.
Задание "Умная головушка".
- Прочитайте пословицы, определите их смысл. Запишите пословицу, смысл которой отличается от остальных. Выделите в существительных окончание.
Тише едешь - дальше будешь. Шило в мешке не утаишь.
Семь раз отмерь - один отрежь.
Закрепление.
Упр. 211: выписать разные формы одного и того же прилагательного, обозначить окончания (коллективная проверка). Найти в тексте к этим прилагательным однокоренное слово, выделить корень. Подобрать еще одно однокоренное слово.
Домашнее задание.
Упр. 212. Подобрать к словам, в которых выделены окончания, 2 - 3 однокоренных слова.