Чистописание

Дети читают слова, записанные

на доске: диво, весёлый, езда.

Учи­тель говорит:

- Буква, которую будем сегодня писать, находится в существитель­ных и обозначает звук согласный, звонкий, мягкий и твердый.

Ребята определяют, что это бук­ва д, пишут в тетрадях: Ддд, Дд.

2. Сообщение новых знаний.Учащиеся отгадывают загадку:

Куда бежит - сама не знает.

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога.

Что это?.. (Дорога.)

Задания: придумайте одноко­ренные слова к слову дорога (до­рожка, дороженька, придорожный.)

Выделите в них корень. Определите, эти слова содержат только корень или в них есть и другие части.

На доске - разбор слова по со­ставу:

дорожка

дороженька

придорожный

Вывод: частей у слова может

быть много.

Это:

- приставка,

- корень,

- суффикс,

- окончание.

Учитель предлагает детям про­читать запись на доске:

По лес плутала узкий дорога.

- Можно ли назвать эту запись предложением? Почему? Внесите изменения, чтобы получилось пред­ложение. (Предложение "По лесу плутала узкая дорога" записывается

­ в тетради.) Отметьте значком ту часть слова, которую изменили.

Где она находится? :

Вывод учащихся: окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Учитель предлагает детям открыть учебник и посмотреть, пра­вильно ли они дали определение окончанию.

Проводится работа по выде­лению окончания в словах. На доске запись:

собирали картину

рисуют книгу

читают в лесу

плавает по небу

летают в реке

Из данных слов нужно составить словосочетания, записать их, выде­лить окончания в существительных и глаголах.

Физкультминутка: игра "Чуткое ухо".

Учитель:

- Читаю слова. Если вы услыши­те окончание -а, хлопните в ладоши над головой, если другое окончание, хлопните перед собой.

Слова для игры: река, звезды, школа, орехи, сады, ворота, пила, роса, яйцо, пение, горка, санки.

Задание "Умная головушка".

- Прочитайте пословицы, опре­делите их смысл. Запишите посло­вицу, смысл которой отличается от остальных. Выделите в существи­тельных окончание.

Тише едешь - дальше будешь. Шило в мешке не утаишь.

Семь раз отмерь - один отрежь.

Закрепление.

Упр. 211: выписать разные фор­мы одного и того же прилагательно­го, обозначить окончания (коллек­тивная проверка). Найти в тексте к этим прилагательным однокорен­ное слово, выделить корень. Подо­брать еще одно однокоренное сло­во.

Домашнее задание.

Упр. 212. Подобрать к словам, в которых выделены окончания, 2 - 3 однокоренных слова.

Наши рекомендации