Заместитель начальника ДОЛ по воспитательной работе

Г. Воронеж, пл. Ленина, 12, к.526

ГУ «Областной молодежный центр»

Тел./факс (0732) 77–61-21, Тел. (0732) 39-94-16

E-mail [email protected]

ГУ «Областной молодежный центр» 2005

Давайте хотя бы на мгновение перенесемся в детский оздоровительный лагерь! Это прекрасное место, красивая природа, свежий воздух, а если это лето, да еще лагерь расположен на море. . . Просто сказка, а не отдых.

И тут появляются дети! Что с ними делать, куда бежать, а как же отдых? Так вот, работа в детском оздоровительном лагере это не так просто и к этому нужно серьезно готовится!

Мы верим, что вы стали вожатыми неслучайно. Выбрали для себя работу очень трудную, но радостную. Мы уверены, что работать вожатым с детьми – ваше истинное призвание. Но призвание не осуществимо без мастерства и профессионального опыта. И главной задачей является овладение мастерством воспитателя. Никогда не следует забывать, что от вас зависит здоровье и жизнь вверенных вам ребят. Всегда нужно помнить, что от того, насколько вы будете готовы к различным случайностям и непредвиденным обстоятельствам, зависит какой запомнится смена ребятам.

Далее мы поговорим о том, как сделать любую смену детского оздоровительного лагеря запоминающейся, как профессионально и грамотно организовать работу вожатого и как оградить ребят от большинства видимых и невидимых опасностей.

Не разочаровывайтесь, если не найдете в книге ответы на какие-то вопросы. Нельзя объять необъятное. В реальной практике всегда возникают непредсказуемые, нестандартные ситуации. Их трудно предусмотреть, поэтому ответы на некоторые вопросы вам придется искать самостоятельно.

Что должен знать вожатый (педагог-организатор)

Детского оздоровительного лагеря

О своих правах и обязанностях.

Жизнь и деятельность в детском лагере регламентируются как нормативными документами, так и документами, разрабатываемыми администрацией. Перечислим нормативные документы, которые лежат в основе организации деятельности дет­ского лагеря.

· Конвенция о правах ребенка.

· Трудовой кодекс РФ. Принят Государственной Думой Федерального Собра­ния РФ 21 декабря 2001.

· Закон РФ «Об образовании».

· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204 – 03. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 марта 2003г.

· Порядок проведения смен профильных лагерей труда и отдыха. Приказ №2688 от 13.07.2001 Министерства образования РФ.

· Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждению несча­стных случаев с детьми в пионерских, спортивно-оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха. Утверждено ВЦСПС 4 июня 1982 г., №332.

· Уголовных кодекс РФ.

· Внутренние документы детского лагеря (правила внутреннего трудового распо­рядка, правила по технике безопасности и охране труда, правила по противо­пожарной безопасности, должностные инструкции).

Важную роль в жизни лагеря имеет знание персоналом своих прав и обязанно­стей, умелое разделение ответственности.

Права и обязанности сотрудников детского лагеря

(Примерные должностные инструкции некоторых сотрудников детского оздоровительного лагеря)

Заместитель начальника ДОЛ по воспитательной работе

1. Общее положения.

1.1 Заместитель начальника лагеря по воспитательной работе – ведущий специа­лист в структуре должностей педагогического коллектива детского лагеря.

1.2 Заместитель начальника лагеря по воспитательной работе совместно с начальни­ком лагеря, методистом, педагогами-организаторами (вожатыми) и другими педагогическими работниками реализует ведущие направления обра­зовательно-воспитательной деятельности детского лагеря.

1.3 Заместитель начальника лагеря по воспитательной работе подчиняется началь­нику детского лагеря.

1.4 Заместитель начальника лагеря по воспитательной работе в своей деятельности руководствуется Положением (Уставом) о детском лагере, данной должностной инструкцией, решениями педагогических и методических советов детского ла­геря, производственных совещаний, приказами и распоряжениями начальника детского лагеря, нормативными документами внутреннего пользования, а также указаниями вышестоящих руководителей по административной и профессио­нальной подчиненности.

1.5 На должность заместителя начальника лагеря по воспитательной работе назнача­ются педагогические работники, имеющие высшее педагогическое об­разование, опыт работы в детском лагере, склонность к руководящей организа­торской работе с педагогическим коллективом и детскими объединениями.

2. Задачи и обязанности.

2.1 Совместно с начальником и методистом лагеря осуществление перспективного и текущего планирования деятельности ДОЛ и работы педагогического коллек­тива, разработка программ воспитательной деятельности с детским коллекти­вом.

2.2 Организует и проводит всю воспитательную работу среди детей и педагогиче­ского персонала лагеря.

2.3 Осуществление повседневного руководства деятельностью педагогов-организато­ров, их взаимодействия с педагогами музыкального и художествен­ного воспитания, инструкторами по физическому воспитанию, библиотекарем и другими педагогическими работниками.

2.4 Руководит деятельностью и утверждает планы работы всех кружков в лагере, определяет время их работы в пределах правил внутреннего распорядка.

2.5 Обеспечение соблюдения педагогическим коллективом лагеря инструкций по охране жизни и здоровья детей при планировании и организации деятельности. Согласование планов с медицинскими работниками лагеря.

2.6 Оказание повседневной практической, организационной, инструктивно-методиче­ской помощи педагогическим работникам лагеря. Организация и уча­стие в работе по повышению профессионального мастерства педагогических работников лагеря.

2.7 Участие в подготовке и проведении заседаний педагогических и методических советов лагеря, производственных совещаний, обеспечение реализации их ре­шений.

2.8 Организация деятельности и руководство детским активом лагеря и органов само­управления, планирование работы, проведение заседаний органов само­управления, подведение итогов работы.

2.9 Осуществление постоянного анализа деятельности педагогического коллектива, детских коллективов, органов детского самоуправления. Обеспечение мер по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса.

2.10 Анализ и контроль ведения педагогами-организаторами, педагогами музыкаль­ного и художественного воспитания, инструкторами по физической культуре установленной документации: педагогических дневников, текущих и перспек­тивных планов, журналов занятий и т.д.

2.11 Ведение установленной документации и отчетности. Своевременное представле­ние ее начальнику лагеря, вышестоящим руководителям и структу­рам.

3. Права и полномочия

3.1 Представление лагеря перед вышестоящими руководителями и структурами по поручению начальника лагеря.

3.2 Замещение начальника лагеря на период его отсутствия, период отпусков, коман­дировок, в случаях производственной необходимости.

3.3 Постановка вопросов пред вышестоящими руководителями и структурами по улучшению условий труда, производственной деятельности, развитию образо­вательно-воспитательной системы детского лагеря, обеспечению лагеря мате­риалами, необходимыми условиями для реализации педагогических программ и планов.

3.4 Осуществление контроля и анализа работы педагогов-организаторов, педагогов музыкального и художественного воспитания, инструкторов по физической культуре и других работников. Контроль над выполнением режима дня.

4. Ответственность

4.1 Заместитель начальника по воспитательной работе детского лагеря в сфере воз­ложенных на него задач, функций и обязанностей несет ответственность за:

- содержание и эффективность образовательно-воспитательной работы с дет­ским коллективом и органами детского самоуправления лагеря;

- обеспечение единства в организации образовательно-воспитательного и оздо­ровительного процесса в практической деятельности детского коллектива;

- состояние, качество и актуальность наглядного отражения детского коллектива лагеря в планировании, организации и анализе деятельности;

- обеспечение отрядов канцелярскими принадлежностями, культтоварами, наградной продукцией.

Методист ДОЛ

1. Общие положения.

1.1 Методист детского лагеря – ведущий специалист в структуре должностей педагогического коллектива детского лагеря.

1.2 Методист совместно с начальником лагеря, его заместителем по педагогической работе, отрядными педагогами-организаторами реализует ведущие направления образовательно-воспитательной деятельности детского лагеря.

1.3 Методист подчиняется начальнику лагеря, его заместителю по воспитательной работе.

1.4 Методист в своей работе руководствуется Положением (Уставом) о детском лагере, данной должностной инструкцией, приказами и распоряжениями начальника лагеря, решениями педагогических советов, производственных совещаний, другими нормативными документами внутреннего пользования.

1.5 На должность методиста назначаются педагоги, имеющие высшее педагогическое образование, опыт работы в детском лагере, склонность к методической деятельности.

2. Задачи и обязанности.

2.1 Методическое обеспечение организации образовательно-воспитательного процесса в лагере и текущей деятельности в педагогическом и детском коллективах лагеря.

2.2 Организация работы методического совета и других объединений лагеря, обеспечение его эффективной деятельности по осуществлению образовательно-воспитательного процесса в лагере и реализации педагогических программ.

2.3 Изучение, обобщение и распространение передового опыта педагогов-организаторов лагеря. Ведение соответствующей документации по накоплению и систематизации материалов: картотека, программы, планы, сценарии. Создание фонда методических материалов.

2.4 Пропаганда достижений педагогической науки и практики, методики воспи­тательной работы с детьми и подростками. Организация собеседований и консультаций по вопросам воспитательной работы с детьми.

2.5 Участие в подготовке и проведении заседаний методического и педагоги­ческого советов, производственных совещаний лагеря, ведение их прото­колов, обеспечение реализации решений.

2.6 Оказание педагогам-организаторам консультативной, инструктивно-методи­ческой и практической помощи по подготовке и проведению отрядных и общелагерных дел.

2.7 Анализ и контроль ведения педагогами-организаторами педагогических дневников. Оказание индивидуальной помощи. Принятие мер по улучшению состояния педагогических дневников.

2.8 Ведение установленной документации и отчётности. Своевременное пре­доставление её начальнику лагеря, вышестоящим руководителям и струк­турам. Планирование своей работы: ежедневное, посменное, перспективное.

3. Права и полномочия.

3.1 Представление лагеря перед вышестоящими руководителями и структурами по поручению начальника лагеря.

3.2 Замещение заместителя начальника лагеря по воспитательной работе в случае производственной необходимости, на период отпуска, командировок, по представлению начальника лагеря.

3.4 Постановка вопросов по улучшению условий труда, производственной дея­тельности лагеря, методической работы и развитию образовательно-воспи­тательной системы лагеря.

3.5 Контроль и анализ работы педагогов-организаторов с детьми. Посещение и проверка отрядных и общелагерных дел, педагогических дневников, режим­ных моментов.

4. Ответственность.

4.1 Методист в сфере возложенных на него обязанностей, функций и задач несёт ответственность за:

- методическое обеспечение реализации педагогической программы лагеря и организации образовательно-воспитательного процесса в лагере и отрядах;

- методическое обеспечение деятельности педагогов-организаторов по реализации образовательно-воспитательного процесса в работе с детьми;

- состояние документации педагогического коллектива: планы, программы, отчёты и другие материалы, установленные для обязательного ведения;

- наглядное отражение деятельности педагогического коллектива в методи­ческом уголке лагеря.

Наши рекомендации