Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания
В ч. 2 ст. 9 УИК РФ к основным средствам исправления осужденных отнесено оказание общественного воздействия. В соответствии с этим в последующих нормах УИК закреплена возможность участия общественных объединений в исправлении осужденных, в содействии учреждениям и органам, исполняющим наказания и т.д.
Статья 23 УИК РФ предусматривает три направления участия общественности в работе ИУ:
1) содействие работе этих учреждений;
2) участие в исправлении осужденных;
3) осуществление контроля за деятельностью ИУ.
На практике содействие общественных объединений деятельности ИУ заключается в выделении и привлечении средств для оказания помощи в решении вопросов укрепления материально-технической базы этих учреждений, социальной защиты осужденных, членов их семей, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.
Правовой основой такого взаимодействия общественных объединений с исправительными учреждениями являются Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г. и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 г. Последний закон определяет, что одним из видов благотворительной деятельности является социальная поддержка, оказание помощи в защите прав осужденных. Оказание помощи может осуществляться на основании и иных нормативных актов.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона от 21 июля 1993г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать за счет имеющихся в их распоряжений средств расходы на содержание учреждений, исполняющих наказания.
Весьма важной и реально выполнимой формой содействия общественности работе ИУ является оказание помощи в повышении квалификации, педагогического мастерства работников этих учреждений. К этой работе могут успешно привлекаться преподаватели учебных заведений, работники юридических консультаций, общественных формирований, спортивных обществ и т.д.
В настоящее время возникают новые формы и методы работы общественности по исправлению осужденных, появляются новые субъекты этой деятельности. Так, в воспитательных и исправительных колониях общего режима согласно ст. 42 УИК создаются попечительские советы и родительские комитеты, развивается деятельность правозащитных организаций, состоящих нередко из бывших осужденных и их родственников.
Все активнее привлекаются к оказанию воспитательного воздействия на осужденных служители церкви. Этому, в частности, способствует ст. 4 УИК РФ, регулирующая порядок обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных. В этих целях в подавляющем большинстве ИУ выделены специальные помещения, кроме того, в колониях действуют около 20 православных, а также евангельский и буддийский храмы*.
Как и прежде, основными направлениями участия общественности в исправлении осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, являются:
1) оказание содействия администрации и непосредственное участие в нравственном, трудовом, правовом и физическом воспитании осужденных;
2) оказание помощи в организации общеобразовательного и профессионального обучения осужденных;
3) участие в социально-трудовой адаптации освобожденных из мест лишения свободы.
Как и прежде, законодатель наделил общественность правом осуществлять контроль за деятельностью ИУ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В настоящее время этим правом обладают комиссии по делам несовершеннолетних, действующие в воспитательных колониях, деятельность которых регулируется Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Прежде этим правом были наделены наблюдательные комиссии, функционировавшие в местах лишения свободы для совершеннолетних осужденных.
При приведении нормативно-правовых актов в соответствие с УИК РФ возможно создание других органов общественности, которые будут наделены правом осуществлять контроль за деятельностью ИУ.
Это необходимо, поскольку активная работа представителей общественности в данном направлении, представляет собой важную форму социального контроля за деятельностью государственных органов и учреждений, исполняющих наказания.
В этом же контексте следует рассматривать положение Уголовно-исполнительного кодекса РФ о праве осужденных на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в различные органы, учреждения и организации, в том числе и международные (ч. 4 ст. 12).
Содержание правового статуса осужденных.
Правовое положение осужденных – совокупность прав, законных интересов и обязанностей, которыми осужденные наделяются как субъекты уголовно-исполнительных и иных правоотношений.
Правовое положение осужденных является межотраслевым правовым институтом: оно определяется не только нормами уголовного и уголовно-исполнительного права, но и государственного, гражданского, трудового и других отраслей права.
Общепринято выделение трех видов правового статуса осужденных: общего, специального и индивидуального.
Общий правовой статус представляет собой совокупность прав, законных интересов и обязанностей, присущих всем гражданам Российской Федерации. В связи с этим осужденные продолжают пользоваться правами и свободами, а также нести обязанности граждан Российской Федерации, за исключением тех, которых они лишены (освобождены от исполнения) в связи с наказанием.
Специальный правовой статус присущ отдельным категориям граждан. Правовой статус осужденных – разновидность специального правового статуса. Закреплению правового положения осужденных в Российской Федерации посвящена вторая глава УИК РФ. Там перечислены общие принципы определения правового положения осужденных, общие обязанности и права, которыми обладают все осужденные. Специальный правовой статус осужденных к различным наказаниям конкретизируются в соответствующих нормах Особенной части УИК РФ, регулирующих исполнение конкретных видов наказания.
Индивидуальный правовой статус - это неповторимый набор юридических обязанностей, субъективных прав и законных интересов, которыми обладает конкретный осужденный.
В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказание, входят права, законные интересы и обязанности осужденных.
Субъективное право осужденного - закрепленная законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказание, других субъектов возникающих правоотношений.