Технология программированного обучения
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Терминологический словарь-справочник к теме
Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Т. называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.[3]
Методика- совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (м. языка, м. арифметики и т.д.). [2]
Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. Т. о. (педагогическая технология) в настоящее время понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных обучающих систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками. Т.о. исходит из того, что цель обучения – изменение состояния ученика: его знаний, мыслей, способностей, чувств, поведения. [11]
Задания для размышления
Опираясь на Ваши представления и знания, попытайтесь дать определение педагогической технологии. Что, на ваш взгляд, отличает педагогическую технологию от методики?
Сущность
Термин «технология» вошел в педагогический язык сравнительно недавно. Впервые он упоминается в середине 60-х годов в печатных изданиях США, Англии, Японии, Италии. И первоначально применение этого термина было связано с применением технических средств обучения в педагогическом процессе. Отечественная педагогика стала активно использовать этот термин в последнее десятилетие. К сожалению, в педагогике пока нет однозначного понимания сути феномена «педагогическая технология», нет и общепринятого ее определения. Наиболее распространенными являются следующие:
совокупность форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей;
система принципов, правил, применяемых в дидактической практике;
алгоритм взаимодействия участников учебного процесса, ведущий к достижению поставленной цели;
самостоятельная дидактическая система.
Для осмысления сущности понятия «педагогическая технология» необходимо рассмотреть его взаимосвязи с другими понятиями (результаты анализ представлены в таблице).
Таблица 1.1 – Взаимосвязь понятия «педагогическая технология» с другими понятиями.
Общее | Особенное | |
Дисциплины, описывающие педагогический процесс | Дидактика | Педагогическая технология |
Научная дисциплина, изучающая общие закономерности и принципы обучения. | Прикладная дисциплина, дающая рекомендации по организации педагогического процесса в конкретных условиях. | |
Прикладные дисциплины, изучающие методы, средства, формы организации педагогического процесса | Методика обучения | Педагогическая технология |
Предметно-ориентирована. Изучает методы, средства, формы организации педагогического процесса как таковые, без установления жестких взаимосвязей. | Ориентирована на изменение личности обучаемого. Представляет собой строго упорядоченную систе-му методов, средств, форм организации педагогического процесса | |
Строго упорядоченная совокупность методов и средств осуществления процесса | Производственная технология | Педагогическая технология |
Направлена на неодушевленные объекты – сырье. Характеризуется высокой степенью алгоритмичности. | Личностно-ориентирована. Характеризуется значительной степенью вариативности хода и результатов. | |
Область педагогического искусства | Педагогическая техника | Педагогическая технология |
Реализуется в индивидуальной деятельности преподавателя. | Реализуется только в процессе педагогического взаимодействия |
Основные методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям, (критерии технологичности) выделены СелевкоГ.К.:
· «концептуальность – каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию;
· системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью;
· управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
· эффективность – педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного результата при оптимальных затратах;
· воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами» [10].
Классификация педагогических технологий
По длительности (масштабности) | По требуемым ресурсам | |||
●технологии, реализуемые на отдельных этапах урока ●технологии, охватывающие отдельное занятие ● технологии, реализуемые в масштабах учебного предмета ●технологии, требующие реорганизации педагогического процесса в учебном заведении | ● технологии, реализуемые с помощью технических устройств ● технологии, реализуемые с помощью печатных материалов ● технологии, предъявляющие особые требования к расстановке мебели в аудитории | |||
По целевой ориентации | ||||
● технологии обучения ● технологии воспитания ●технологии развития | ||||
► Рекомендуемая литература
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1990. – 192с.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996. – 111 с.
Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы. – СПб., 2004.
Кларин М.В. Технология обучения. Идеал и реальность. – Рига, 1999. – 180с.
Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. – 156с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2002. – 272с.
Педагогика профессионального образования. – Мн.: РИПО, 2003. – 374с.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М., 1998. – 256с.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ