Работы в детском саду для детей с нарушениями речи
Сотрудничество логопеда, психолога, воспитателя в процессе обучения детей с нарушениями речи дошкольного возраста. Общее и различие в функциях логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи. Содержание и формы взаимосвязи в работе логопеда, психолога и воспитателя. Подготовка сенсорной базы для формирования правильной речи дошкольников, имеющих речевые нарушения, в процессе специально организованного обучения, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей. Закрепление материала логопедических занятий в ходе работы воспитателя. Совместная работа педагогов специальных групп и классов по подготовке и проведению детских праздников и развлечений. Взаимопосещение занятий воспитателями, логопедами, психологами. Проведение логопедом и психологом семинаров и консультаций для воспитателей. Использование эвристических бесед, ролевых игр, тренинга для подготовки воспитателей к коррекционно-воспитательной работе с детьми.
Обсуждение педагогами логопедических групп и психологом результатов обследования способностей и умений дошкольников с нарушениями речи. Разработка перспективного плана коррекционно-воспитательной работы. Принципы подхода к отбору содержания обучения дошкольников с нарушениями речи. Учет общих и коррекционных задач обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии речи. Использование подгрупповых и индивидуальных форм работы. Проверка умений дошкольников с нарушениями речи в конце года. Подведение итогов коррекционно-воспитательной работы.
Раздел 5. Подготовка к школе детей с нарушениями речи
Тема 9. Задачи и содержание подготовки
к школе детей с нарушениями речи
Понятие «готовность к школьному обучению». Физическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Социальная готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Особенности готовности детей дошкольного возраста с нарушениями речи к обучению в школе. Формирование необходимых школьных качеств у детей дошкольного возраста с нарушениями речи (развитие познавательной деятельности, произвольности поведения, волевых качеств).
Программы подготовки к школе детей с нарушением речи.
Профилактика нарушений письменной речи. Преемственность работы детский сад – школа по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением речи.
Раздел 6. Проблемы интеграции детей
Дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Тема 10. Интеграция детей дошкольного
возраста с речевыми нарушениями
Понятие «интеграция». Виды интеграции. Этапы интеграции. Формы интегрированного обучения. Особенности интегрированного обучения детей с нарушениями речи. Ранняя диагностика и коррекция отклонений в речевом развитии детей как условие интегрированного подхода к их обучению и воспитанию. Обеспечение адекватной коррекционной помощи ребенку с нарушением речи, находящемуся в условиях интегрированного обучения.
Темы практических (семинарских)занятий
Раздел 2. Системы логопедического и педагогического
Обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Практическое занятие № 1.
Тема 3. Логопедическое обследования детей
дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Задачи изучения темы: ознакомление с методами и приемами логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Вопросы к теме:
1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного и школьного возраста с различными речевыми нарушениями (дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием и др.).
2. Общая характеристика методики логопедического обследования детей дошкольного возраста.
3. Особенности обследования речи детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Форма отчетности:- указана в плане самостоятельной работы ко всем семинарам
Раздел 4. Организация и содержание коррекционно-воспитательной