Организация двигательной деятельности детей
Виды занятий | Особенности организации | |
Шестой год жизни | Седьмой год жизни | |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей | |
Занятия по физической культуре, плаванию | 2—3 раза в неделю (25 мин), в помещении, на участке. 1—2 занятия в неделю (25 мин) группами не более 10—12 чел. | 2—3 раза в неделю (30 мин) в помещении, на участке. 1—2 занятия в неделю (30 мин) группами не более 10—12 чел. |
Утренняя гимнастика | Ежедневно (8—10 мин) | Ежедневно (10—12 мин) |
Двигательная разминка, воздушные процедуры после дневного сна | Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей (8—10 мин) | Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей (10— 12 мин) |
Подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе | Ежедневно, не менее 2 раз в день (15—20 мин) | Ежедневно, не менее 2 раз в день (15—20 мин) |
Физкультминутка | По мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий (2—3 мин) | По мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий (3—5 мин) |
Физкультурный досуг | 1—2 раза в месяц (25—30 мин) | 1—2 раза в месяц (30—35 мин) |
Физкультурные праздники, в том числе на воде | 2—3 раза в год (60—90 мин) | 2—4 раза в год (60—90 мин) |
День здоровья | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал |
Неделя здоровья | Не менее 2 раз в год (в начале января, в конце марта) | Не менее 2 раз в год (в начале января, в конце марта) |
Участие родителей в занятиях, физкультурно-массовых мероприятиях детского сада | В течение года | В течение года |
оценивают свои силы, стремятся выполнять трудные для них движения. Это может привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам).
Двигательная активность благоприятна для развития детей лишь в том случае, когда ее продолжительность, объем и интенсивность сообразны индивидуальным особенностям, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности детей.
Для развития моторики старших дошкольников предпочтительны кратковременные, но неоднократно повторяющиеся в течение дня разнообразные по содержанию динамичные физические нагрузки умеренной интенсивности.
В процессе работы по развитию разных двигательных качеств и способностей старших дошкольников необходимо руководствоваться следующими положениями:
— возможности развития двигательных качеств и способностей детей ограничены рамками их возрастной и индивидуальной физиологической и психологической зрелости;
— физическая нагрузка зависит прежде всего от ее объема (длительность, число повторений упражнения, число занятий в течение определенного времени и др.), интенсивности (скорость и темп, результат движений, моторная плотность занятий), характера (периодичность чередования мышечного напряжения и расслабления);
— полноценное физическое развитие дошкольников достигается при организации разных видов занятий по физической культуре, учитывающей принципы индивидуализации, доступности, систематичности и последовательности.
Образовательная область «Здоровье»
Образовательные задачи
Шестой год жизни:
— развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами;
— формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему-самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.д.);
— содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены.
Седьмой год жизни:
— учить проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость в общении со взрослыми и сверстниками;
— формировать адаптивное поведение в коллективе;
— совершенствовать гигиенические навыки и знания;
— содействовать расширению знаний и представлений о здоровом образе жизни.
Содержание психолого-педагогической работы
В этом возрасте существенно увеличиваются возможности детей в укреплении здоровья, усвоении гигиенических навыков, углубляются мотивация, про-':зольность, повышаются самоконтроль, целеустремленность.
Дошкольники приобретают опыт, позволяющий им ценить хорошее самочувствие и бодрое настроение. Дети получают также элементарные представления о 1-ействии некоторых лечебно-профилактических процедур, причинах отдельных :аболеваний и мерах профилактики наиболее распространенных из них.
Одним из факторов охраны и укрепления здоровья детей, формирования норового образа жизни, как и в предыдущих возрастных группах, остаётся выполнение рационального режима дня (табл. 6).
Таблица 6
Примерный режим дня
Режимные моменты | Шестой год жизни | Седьмой год жизни |
Утренний прием, игры | 7.00—8.30 | 7.00—8.30 |
Завтрак | 8.30—9.00 | 8.30—8.50 |
Игры, подготовка к занятиям | 9.00—9.15 | 8.50—9.10 |
Общая длительность занятий, включая перерывы | 9.15—10.40 | 9.10—11.00 |
1 Подготовка к прогулке, прогулка | 10.40—12.30 | 11.00—12.40 |
Подготовка к обеду, обед | 12.30—13.10 | 12.40—13.10 |
Дневной сон | 13.10—15.10 | 13.10—15.10 |
Постепенный подъем, воздушные ванны, водные ' процедуры, игры | 15.40—16.10 | 15.40—16.10 |
Полдник | 16.10—16.30 | 16.10—16.30 |
Игры, досуг, кружки | 16.30—17.00 | 16.30—17.00 |
Прогулка | 17.00—19.00 | 17.00—19.00 |
Уход домой | До 19.00 | До 19.00 |
Примечания. В теплый период года занятия не проводятся. Физические упражнения, ритмика и другие формы двигательной деятельности осуществляются на воздухе.
Общая длительность занятий в холодный период года может быть сокращена в зависимости от конкретных задач, уровня знаний детей, содержания и формы организации занятий.
В пределах отведенного времени одно из занятий при необходимости может быть сокращено за счет увеличения длительности другого.
Дети гуляют в любую погоду при температуре воздуха не ниже —20——22 "С. Суммарная длительность прогулки в холодный период года (утром и вечером) — до 4 ч. При низких температурах воздуха одежда детей состоит из четырех слоев.
Гигиенические условия. В помещениях для деятельности и отдыха детей создается благоприятная гигиеническая обстановка, предусматривающая систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха в пределах 20—21 °С
в групповом и 16—18 °С в гимнастическом зале и спальне при относительной влажности воздуха 40—60%. Для обеспечения чистоты и нормальной температуры воздуха комнаты проветривают в присутствии детей (в течение 5—10 мин каждый час). В отсутствие детей проводится сквозное проветривание несколько раз в день (в течение 5—15 мин в зависимости от погодных условий).
Конструкция и размеры столов и стульев соответствуют росту детей, они маркируются одинаковым рисунком, что позволяет ребенку самостоятельно находить свое место. В каждой группе желательно иметь не менее 2—3 размеров столов и стульев.
В помещении группы должно быть достаточно дневного света, а уровень искусственной освещенности — не менее 200 лк на рабочей поверхности стола.
Комплекты оборудования, пособий, игрушек должны быть изготовлены из экологически чистых материалов и соответствовать всем гигиеническим требованиям.
Используемая в групповых помещениях мебель должна быть мобильной, а ее поверхность — легко очищаться (съемные детали).
Закаливание. Система закаливания включает как специальные закаливающие процедуры, так и элементы закаливания в повседневной жизни. Последнее не менее важно, чем специальные мероприятия, так как оно составляет основу здорового образа жизни ребенка.
Закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей те же, что и в предыдущей возрастной группе. Незначительные различия имеются лишь в исходных и конечных температурах закаливающих факторов, длительности их воздействия.
Средства и способы закаливания выбираются в соответствии с условиями в дошкольном учреждении, состоянием здоровья и подготовленностью ребенка. Наиболее эффективно комплексное применение закаливающих факторов в различных вариантах и сочетаниях.
Закаливание можно осуществлять в любое время года, но только при хорошем самочувствии и положительном эмоциональном настрое ребенка.
Физически ослабленных детей, как и в младшем возрасте, закаливают в соответствии с рекомендациями врача. Наиболее приемлемы для этого влажные обтирания тела, обливание ног водой контрастных температур и водой с постепенным снижением температуры в щадящем режиме. По мере улучшения состояния здоровья можно начинать постепенно закаливать ребенка по общепринятой схеме (по согласованию с медицинским работником).
Не кутайте детей, одевайте их в соответствии с погодой таким образом, чтобы одежда была удобной, не мешала двигаться. Одежда должна быть из натуральных тканей; синтетические ткани рекомендуется использовать только для верхней одежды. Следует учить детей уметь регулировать свою двигательную активность, поскольку чрезмерно высокая и неупорядоченная, она не менее вредна, чем недостаточная.
При наличии условий детей обучают плаванию, купают. Все водные процедуры проводятся через 30—40 мин после приема пищи.
Один из эффективных методов закаливания, рекомендованных для проведения в дошкольном учреждении, — хождение детей босиком по ткани, обильно смоченной водой комнатной температуры и уложенной на массажные коврики. Можно использовать также способ топтания в тазу, наполненном на 1/4 водопроводной
проводной водой со слабым раствором марганца (розовый цвет), после чего дети проходят по сухой тканевой дорожке. Такой способ закаливания проводят после обеда, перед укладыванием детей на дневной сон.
Для профилактики заболеваний носоглотки используют ежедневное полоскание горла питьевой водой комнатной температуры (2 раза в день — утром и вечером).
Культурно-гигиенические навыки. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Они могут уже самостоятельно и осознанно выполнять многие гигиенические и закаливающие водные процедуры — правильно и своевременно мыть руки, умываться, чистить зубы утром и вечером, мыть ноги ежедневно перед сном, полоскать рот после приема пищи, пользоваться носовым платком, подмываться, быть опрятными и аккуратными, причесываться, следить за своим внешним видом.
В старшем возрасте дети преимущественно самостоятельно (или под контролем взрослого) одеваются и раздеваются, знают последовательность одевания и назначение разных предметов одежды при различных погодных условиях.
При подготовке к приему пищи дошкольники должны уметь накрывать на :толы, а во время еды — пользоваться всеми приборами (ложкой, вилкой, ножом), быть аккуратными и чистоплотными.
В процессе общения с детьми воспитатель становится примером в неукоснительном соблюдении правил личной гигиены, поведении, культуре речи, одежде, опрятности и др. Только в этом случае можно рассчитывать на достижение положительных результатов в воспитании культурных и гигиенических навыков у дошкольников.
К концу периода старшего дошкольного возраста у детей должны быть сформированы все необходимые навыки и положительное отношение к укреплению здоровья, хорошему самочувствию, физическому и умственному развитию.
Психическое здоровье. Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием. Дети 5—7 лет особенно чувствительны к неблагоприятным воздействиям среды.
Один из основных негативных факторов — авторитарный стиль воспитания, который может привести к возникновению у детей психологического дискомфорта. При этом у них подавляется потребность в безопасности, любви, общении, познании окружающего мира самостоятельно и с помощью взрослых. Авторитарный стиль воспитания приводит к тому, что дети становятся необщительными, замкнутыми, нелюбознательными, отказываются от контактов с незнакомыми людьми.
Укреплению психического здоровья должно способствовать — создание такой обстановки в группе детского сада, в которой ребенок чувствовал бы себя защищенным в любой ситуации, не боялся обратиться с любым вопросом к воспитателю и другим педагогам, а при необходимости мог обратиться за помощью к каждому сотруднику дошкольного учреждения. Важно, чтобы ребенок был хорошо знаком с внутренним расположением помещений здания детского сада и мог самостоятельно найти нужную ему комнату (гимнастический, музыкальный залы, медицинский и другие кабинеты).
Нарушения со стороны психического здоровья могут быть следствием чрезмерной психологической и физической нагрузки, которая ложится на детей в детском саду, что может выражаться в капризах, плаксивости, ночных страхах,
нервных срывах, агрессивности. Основные причины стрессовых состояний ребенка:
— длительное нахождение в большом коллективе при отсутствии условий и места для релаксации и уединения;
— строгие дисциплинарные требования, нарушение которых вызывает порицание;
— фрустрация потребности ребенка в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего;
— общение сразу со многими взрослыми, выдвигающими различные требования по отношению к ребенку, в частности с большим количеством приходящих педагогов-предметников;
— организация занятий, по объему и интенсивности не адекватных возможностям детей, нарушающих физиологически обоснованный режим дня;
— чрезмерное расширение общего объема предлагаемой детям образовательной информации, а также излишняя ее специализация;
— частые нарушения привычного уклада детской жизни;
— приобщение к систематическому просмотру видеофильмов и компьютерным играм, особенно агрессивного содержания.
Образовательная область «Безопасность»
Образовательные задачи
Шестой год жизни:
— знакомить с доступными способами укрепления здоровья (соблюдение режима, необходимость ежедневной зарядки, закаливания, овладение разными движениями и т.д.);
— учить соблюдать меры безопасности в быту, при обращении с острыми предметами, хрупкими вещами, электрическими приборами, оборудованием;
— знакомить с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми;
— формировать начальные представления об экологически грамотном и безопасном поведении в природе (не бросать мусор, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не рвать траву и т.д.);
— продолжать учить правильному поведению в общественных местах, на дорогах, в транспорте, при переходе улиц.
Седьмой год жизни:
— формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни (желание заниматься физкультурой и спортом, закаляться, есть полезную пищ\, прислушиваться к своему организму, иметь элементарные представлена! о строении человеческого тела, знать правила первой помощи);
— учить нормам безопасного поведения, знакомить с тем, как себя вести сложных ситуациях — при пожаре, наводнении, землетрясении, как ви4 звать милицию, скорую помощь, как вести себя с незнакомыми людью:
— развивать представления о существенных признаках благополучного состояния природы и правилах его сохранении
— содействовать прочному усвоению правил поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, при переходе дороги.
Содержание психолого-педагогической работы
Безопасность детей в дошкольном учреждении обеспечивается созданием ! вдовий для их физического и психологического благополучия, предупрежде-~ия травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению.
Одно из основных условий безопасности дошкольников — развитие самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведе--дш для охраны своей жизни и здоровья. Выполнение всех жизненно необходимых гигиенических норм и правил должно постепенно стать естественной потребностью ребенка.
Дети 5—7 лет должны иметь представление о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предупреждения некоторых заболеваний, в том числе и инфекционных, об основах здорового образа жизни. Детям необходимо знать, что без контроля взрослых нельзя употреблять никаких лекарств, витаминов, жевательных резинок и др., нельзя есть в транспорте, во время прогулки во дворе, на улице («на ходу») немытыми руками, что пить следует только кипяченую воду. В этом возрасте формируются представления о пользе для здоровья молочных продуктов, овощей и фруктов.
Важно познакомить детей с простейшими приемам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (носовое кровотечение в результате травмы, ожог, тепловой или солнечный удар и др.).
Детей нужно учить умению ощущать свое самочувствие и при малейшем недомогании и дискомфорте не стесняться обращаться к воспитателю или медицинской сестре. Они должны понимать, почему нельзя общаться с заболевшими детьми или взрослыми и как можно самому уберечься от заболевания при случайных контактах с больными. Следует объяснять, что выполнять любое задание, связанное с напряжением зрения, нужно только при хорошем освещении, не увлекаться длительным просмотром телепередач, видеофильмов, компьютерными играми. Важно учить детей избегать продолжительных шумных игр, прослушивания громкой музыки, форсирования звука при речевом общении.
Охрана собственного здоровья и забота о здоровье близких тесно взаимосвязаны. Поэтому ребенка нужно учить выполнять элементарные правила гигиенического поведения: прикрывать рот платком при чихании, отворачиваться при кашле, а также помнить о том, что несоблюдение правил личной гигиены — угроза не только своему здоровью, но и здоровью окружающих.
Для лучшего понимания детьми своих возможностей в охране жизни и здоровья целесообразно сообщать им элементарные сведения о строении человеческого тела, об охране зрения и слуха, учить овладевать простейшими приемами аутотренинга, формировать негативное отношение к вредным привычкам.
В старшем дошкольном возрасте дети узнают, для чего нужно и как безопасно пользоваться доступными для них бытовыми приборами (пылесосом, телевизором, холодильником). Ребенок должен иметь представление об опасности огня, газа, ядовитых растений и т.д.
Дети должны знать, как вести себя при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, лифте, на улице). Необходимо рассматривать
и обсуждать с ними наиболее типичные ситуации, создающиеся при подобных встречах. Следует обучить детей некоторым простейшим приемам самозащиты в экстренных случаях (звать на помощь, громко кричать в случае насильственных действий незнакомых взрослых). Ребенок старшего возраста должен твердо знать адрес своего местожительства и при необходимости (отстал от взрослого, потерялся) не бояться обратиться за помощью к работнику милиции.
Детей старшего дошкольного возраста нужно учить правильно вести себя на природе (безопасное поведение в лесу, у водоема, на льду), понимать состояние и поведение животных, знать, как обращаться с ними. В то же время следует предостерегать дошкольников от возможной опасности при встрече с бездомными животными, объяснять, что нельзя их гладить, брать на руки (помимо укусов, нужно опасаться кожных и грибковых заболеваний). Можно познакомить детей с лекарственными растениями и простейшими способами их использования для лечения.
С детьми активизируют правила поведения в транспорте, на улицах при переходе дорог, рассказывают о назначении светофора, работе регулировщика, учат понимать дорожные знаки, знакомят с правилами езды на велосипеде.
Все это осваивается в разных формах взаимодействия детей и взрослых: игры, занятия, беседы, разыгрывание ситуаций, чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов и т.д. Воспитатель, взаимодействуя с родителями воспитанников, способствует приобретению детьми практического опыта, применению полученных знаний в жизни.