Технические средства и новые информационные технологии в обучении
В зависимости от назначения технические обучающие средства (ТСО)подразделяются на:
· информационные;
· контролирующие;
· репетиторы;
· компьютеры, которые позволяют при соответствующем аппаратно-программном обеспечении эмулировать любое из перечисленных выше технических средств обучения.
Информационные ТСО предназначены для односторонней связи с учащимися. К ним относятся:
· визуальные информационные средства (проекторы различных типов), применяемые для иллюстрации материала во время групповых занятий,
· звуковые информационные средства, применяемые при изучении иностранных языков и в музыкальном образовании,
· комбинированные аудио-визуальные средства,
· средства мультимедиа современных персональных компьютеров.
Контролирующие ТСО предназначены для автоматизации процесса контроля знаний учащихся. Устройство выдает задание учащемуся, сравнивает ответ с эталоном, выдает информацию о том, правилен или неправилен ответ, определяет и выдает итоговую оценку.
Репетиторы – технические устройства, объединяющие функции информационных и контролирующих технических средств. Они в наибольшей степени отвечают задачам программированного обучения. Специализированные репетиторы, предназначенные для отработки, контроля и закрепления узкого круга профессиональных навыков называются тренажерами.
- более выразительные возможности компьютерной техники в представлении учебной информации позволяют создавать более эффективную обучающую среду.
- распространение сетевых технологий обеспечивает практическое внедрение систем повсеместного обучения с ориентировкой на индивидуальные возможности и потребности студентов.
- Благодаря мультимедийным система лектор сам определяет последовательность и формы изложения материала, может легко возвращаться к рассмотренным элементам для уточнения или связи с текущей информацией, давать дополнительные пояснения.
- Качество и степень освоения учебного материала, как показывает практика, существенно возрастают.
- Использование ТСО для проведения семинарских и практических занятий представляют собой огромные резервы в повышении эффективности обучения, так как при традиционном обучении даже в малых группах не всегда удается активизировать всех студентов на занятии и контролировать их знания
1. позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и способностей, формирование модельных представлений и т.д.).
2. использование информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами.
3. учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения, и авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.
4. Использование компьютера и соответствующие новые методические приемы обучения позволяют решать такие образовательные задачи, которые традиционные образовательные технологии решить не могут. Это, в частности, формирование у учащихся представлений о роли и границах применимости моделей и модельного эксперимента, соответственно о преимуществах натурного эксперимента перед модельным. Это также формирование представлений о направлениях повышения точности модельного эксперимента и развитии и уточнении моделей, используемых в физике.
Содержание образования. Образовательные программы, учебный план, учебные программы, учебники, учебно-методический комплекс.
Содержание образования является одним из основных понятий в дидактике.
Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.
Образовательная программа — это:
§ документ, в котором фиксируется и логически, аргументированно представляется цель учебного процесса, тематический, учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательное учреждения;
§ нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
§ индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
§ совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;
§ организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.
Существует несколько категорий образовательных программ:
§ примерные образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов;
§ основные и дополнительные программы в структуре общего и профессионального образования бывают определенного уровня направленности содержания образования;
§ дополнительные образовательные программы, как программы различной направленности, реализуются:
Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность школы. Используются несколько типов учебных планов.
Базисный план – это основ гос норматив документ, являющийся составной частью гос стандарта в этой области образования. Он утверждается ГосДумой (для основной школы) либо Мин. Образ. РФ (для полной средней школы). Он представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся.
Базисный учебный план охватывает следующий круг нормативов:
– продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;
– недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;
– максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
– итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).
Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Типовой учебный план – носит рекомендат характер и разрабатывается на основе базисного плана. Утверждается Мин Образ РФ. Типовой не всегда подходитдля (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), у них свои планы.
Учебный план общеобразовательной средней школы разрабатывается на основе государственного базисного и регионального учебных планов. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы:
– собственно учебный план школы, на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы;
– рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый ежегодно советом школы.
Образование делится на фундаментальное и технологическое. Фундаментальная составляющая проявляет себя в большей степени в начальной и основной общеобразовательной школе. На старшей ступени усиливается объем технологической подготовки.
В учебных планах выделяют федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету. Она включает:
– перечень тем изучаемого материала;
– рекомендации по количеству времени на каждую тему;
– распределение их по годам обучения;
– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:
– типовые программы;
– рабочие школьные программы;
– личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний.
На их основе сост. рабочие программы - учитывают нац-региональный компонент, локальный или школьный, учитыв возможности метод потенциала учителей, а также уровень подготов учащихся.
Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.
Учебная программа состоит из трех основных компонентов:
– объяснительная записка - цели и задачи изучения предмета;
– содержательная часть - перечень тем, распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
– метод указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися.
В структурном отношении учебные программы - линейные, концентрические, спиральные и смешанные.
При линейной - последовательное восприятие учащимися материала.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям.
В последнее время интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ - учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.
Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
Основным видом учебной литературы является учебник — важный источник знаний для учащихся, одно из главных средств обучения. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.
В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. Структура его блочная.
Учебник выполняет следующие дидактические функции:
– мотивационнаясоздание стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение;
– информационная, позволяет учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
– контрольно-корректирующая (тренировочную), предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Учебно-методический комплекс (УМК) - это
– система учебно-методических материалов, способствующих эффективному
освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу
дисциплины (блока дисциплин) плана подготовки студентов по одной из
специальностей (направлению). Состав УМК определяется содержанием
утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине
Функции УМК
1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения
учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования.
В этом его главная функция.
2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения,
подчиняя их целям обучения и воспитания.
3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к
содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников,
содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его
реализации.
4. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок,
стимулирует развитие творческого потенциала педагогов
Цели и задачи УМК
1. создание условий для оптимизации процесса изучения студентом
учебной дисциплины;
2. активизации самостоятельного участия студента в данном процессе;
3. введение критериев, позволяющий стандартизировать процесс оценки
усвоения обучающимся ключевых положений учебной дисциплины;
4. создание механизма по анализу качества методики изучения учебной
дисциплины.
5. Подготовка учебно-методического обеспечения каждой дисциплины,
преподаваемой в вузе, формирование учебно-методических комплексов по всем
дисциплинам.
6. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и
другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов.
7. Создание инструмента планирования и организации работ по
совершенствованию учебно-методической базы вуза.
8. Получение учебно-методических материалов, необходимых для
подготовки электронных учебников, учебно-методических пособий.
9. одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества
подготовки и профессиональной переподготовки в очной (дневной), очно-заочной
(вечерней) и заочной формах обучения.