Ситуационно-ролевые, или деловые, игры в высшем медицинском образовании
В последние годы широкое распространение в высшем медицинском образовании получил метод ситуационно-ролевой, или деловой, игры.Теоретическим базисом этого метода является положение о решающей роли активной, специально организованной деятельности студентов в процессе усвоения. Целесообразность использования именно активных методов согласуется и с данными экспериментальной психологии, согласно которым усваивается 10% материала, принятого на слух, 50% материала увиденного, и 90% из того, что обучающиеся сделали сами.
Суть метода ситуационно-ролевой игры состоит в импровизированном разыгрывании ситуации, моделирующей типичную для данной группы деятельность и проблемы, которые возникают в ходе этой деятельности. В игре участвуют несколько человек, которые по ходу игры используют роли отдельных персонажей ситуации. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность участникам игры побывать в разных ролях. Существуют многочисленные модификации ситуационных игр с использованием различных методик. Их выбор определяется конкретными педагогическими задачами. Однако обязательным условием является проигрывание нескольких игр по нарастающей сложности, так как участие в одной игре обычно не дает желаемого эффекта. Моделируемая в игре ситуация должна максимально приближаться к реальной действительности.
Важнейшим моментом игры является характер задаваемой в ней ситуации. Ситуация включает в себя: сюжет игры, поставленную проблему, характер заданных отношений и исполняемых ролей. При выборе ситуации очень важно учесть следующее:
1) содержание ситуации должно быть адекватно реальной деятельности, должно моделировать ее;
2) проблемы, возникающие в игре, должны быть значимы для участников игры.
Специалисты в области разработки деловых игр выделяют игры с достаточно жестким сценарием и ролевые игры без жесткого сценария.
Сценарий игры с достаточно жестким сценарием содержит эталоны действий на каждом ее этапе, возможные варианты состояния объекта имитации (в случае клинических игр - пациента или родственников пациента) в зависимости от различных действий (правильных или ошибочных) играющих. Для каждого из этих вариантов состояний больного также имеются соответствующие эталоны действий и новые состояния в зависимости от принятых решений и т.д.
Таким образом, в период подготовки игры составитель должен заранее предусмотреть все возможные разветвления исходной ситуации, постоянно должен быть готов предоставить играющим информацию об изменениях в состоянии больного, обусловленных реальными действиями студентов. Поэтому подготовка методического обеспечения игры представляет весьма сложную и трудоемкую задачу. В период подготовки игры трудно предусмотреть все возможные действия студентов, все их запросы.
Поэтому наиболее предпочтителен карточный способ проведения игры или использование компьютера. Все изменения производятся путем создания новых карт с описанием состояний объекта имитации, новых эталонов действий или путем соответствующих изменений в компьютерной программе игры. Методика создания и проведения карточного варианта учебных игр детально описана в монографии Б. Наумова.
Наиболее целесообразно осуществлять перевод клинических «ручных» игр в компьютерные. При этом преподаватель получает возможность всецело сосредоточиваться на методической стороне дела.
Мы сошлемся на примеры сценариев таких игр, разработанных в МГМСУ (см. Ситуационно-ролевые игры в высшем стоматологическом образовании. - М.: МЗ РФ, 1990).
Для проведения ситуационно-ролевой игры необходима следующая методическая документация.
1. Инструкция для ведущего игры.
1.1. Название игры.
1.2. Область применения (на какой контингент обучаемых рассчитана).
1.3. Цели использования игры в учебном процессе.
1.4. Методика проведения игры.
1.5. Общая блок-схема игры и необходимые пояснения.
1.6. Перечень всех карт, их кодировка и название.
1.7. Эталоны действий студентов для всех игровых ситуаций с указанием, какие карты состояний пациента выдавать при соблюдении эталона и при различных ошибочных действиях.
1.8. Указания по разбору игры после ее окончания.
2. Инструкция для участников игры.
2.1. Название игры.
2.2. Цели и задачи.
2.3. Методика проведения.
3. Набор соответствующих карт.
4. Необходимая медицинская документация: данные ЭКГ, ФКГ, рентгенограммы, данные лабораторных исследований и т.д.
На практических занятиях используются игры типа «врач-пациент».
1. Метод телевикторины «Что? Где? Когда?».
Получив определенную порцию информации, студенты активно обсуждают между собой, что необходимо предпринять в данной ситуации, нужны ли дополнительные сведения, консультации специалистов, проведение лабораторных и инструментальных исследований и т.д.
Приняв согласованное решение, они сообщают его ведущему или вводят компьютер. После этого, пользуясь эталоном решения, ведущий выдает требуемые сведения или соответствующую решению информацию об изменениях в состоянии больного.
2. Методика последовательной или разорванной цепочки. На каждом этапе игры последовательно или в произвольном порядке роль врача возлагается на разных студентов. 3. Проигрывание ситуации в микрогруппах с последующим обсуждением. Ведущими в микрогруппах могут быть наиболее подготовленные студенты.
Игра типа «консилиум». Распределение ролей между студентами производится в зависимости от числа участников консилиума. Роль каждого участника могут играть несколько студентов.
Комплексные игры типа «отделение больницы», «поликлиника», «стационар», «СЭС» и т.д. Подобные игры можно использовать в субординатуре, на кафедрах социальной гигиены и организации здравоохранения, общей гигиены. Они наиболее близки к широко применяемым управленческим играм, сохраняя в то же время свою медицинскую специфику.
Ролевые игры без жесткого сценария не имеют четких эталонов действий и представляют адаптированный к условиям обучения в вузе вариант «психодрамы» Дж. Морено. Эта методика рассчитана не столько на формирование конкретных профессиональных знаний, сколько на приобретение коммуникативных умений и навыков, эмоционального опыта. Участникам игры предоставляется возможность без строгого сценария сыграть роль, взятую из реальной жизни. Пример: разыгрывание различных психологических ситуаций общения врача с больными (Безродная, Новосибирск).