Роль слова в пении. Дикция и орфоэпия в хоре.
Синтез речи и музыки в вокальных жанрах. Значение слова в хоровом пении. Виды произношения: бытовое, певческое, сценическая речь. Специфика певческой дикции. Особая роль артикуляции в пении. Взаимосвязь вокальной дикции и артикуляции. Зависимость характера дикции от характера музыки. Правила вокального произношения в зависимости от звуковедения. Зависимость дикции от темпа, тесситуры и динамики в вокально–хоровом исполнении. Зависимость дикции от фактуры сопровождения.
Понятие «орфоэпия» как правильное произношение слова в пении. Особенности произношения гласных, согласных, шипящих, свистящих и других звуков. Различие в написании и произношении слов.
Понятие «культура и логика речи» применительно к вокальному исполнению. Роль логических ударений, знаков препинания, цезур в раскрытии поэтического содержания текста. Пение на иностранных языках, особенности и трудности.
Терминология по теме:
Дикция – произношение, манера выговаривать слова. Правильная дикция имеет особое значение для актера, певца, диктора, лектора, учителя.
Орфоэпия – правильное произношение слов в пении и речи.
10. Анализ художественно – выразительных и исполнительских средств хорового сочинения
Художественно-выразительные средства: мелодия, ритм, гармония, фактура, форма и другие авторские средства влияния на формирование художественного образа и выбор исполнительских средств выражения. Исполнительские средства выразительности: тембр, темп, метроритм, динамика, агогика, артикуляция (штрихи), фразировка, подача слова, дикция и другие, определяемые дирижёром.
Терминология по теме:
Мелодия– музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
Ритм – временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.
Гармония– учение о связи созвучий(аккордов) и тональностей между собой.
Форма музыкальная – строение, структура музыкального произведения.
Тембр – звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента)
Темп – скорость чередования метрических долей в музыке. Темп тесно связан с характером, стилем, жанром, а также индивидуальностью исполнителя.
Метр – порядок чередования сильных и слабых долей в музыке.
Ритм – временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.
Агогика – небольшие отклонения от темпа (замедления или ускорения), не обозначаемые в нотах и обусловливающие выразительность музыкального исполнения.
Штрих – способ извлечения музыкального звука на инструменте, применяется и в пении, например: акцент, маркато, портаменто, тенуто и др.
Фразировка – художественно смысловое выделение музыкальных фраз для наиболее выразительного раскрытия исполнителем содержания музыкального произведения.
Кульминация – точка высшего напряжения, подъема, развития чего- либо.
Цезура – грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения.
11. Дирижёр хора.
Особенность профессии дирижёра. Дирижёр–организатор, руководитель, педагог, психолог, менеджер, музыкант, артист. Необходимые качества личности: целеустремлённость, дисциплинированность, требовательность к себе, терпение и другие. Нравственная основа и обаяние личности дирижёра. Особые качества дирижёра хора. Знания, умения и навыки, необходимые дирижёру хора. Взаимоотношения дирижёра и хора. Выдающиеся хоровые дирижёры.
12. Работа дирижёра над хоровым сочинением.
Тщательный анализ хорового сочинения – необходимое условие для осуществления верной исполнительской трактовки и выбора необходимых хормейстерских приемов в работе с хором.
Основные этапы самостоятельной работы дирижера с хоровой партитурой: анализ содержания, знакомство с творчеством авторов, эпохой создания, стилевыми особенностями, игра партитуры, пение голосов с определением вокально–хоровых трудностей. Музыкально- теоретический анализ, вокально–хоровой анализ. Создание исполнительской концепции сочинения с определением художественно–выразительных средств. План репетиционной работы.
Составитель: Л.П.Бай, преподаватель КОМК имени С.И.Танеева